Исследовательская деятельность учащихся при изучении родного края, как одно из условий формирования творческой личности.
учебно-методический материал по краеведению (7 класс) на тему

Чиглакова Светлана Валерьевна

Изучение малой родины-родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.odt14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся

 при изучении родного края как одно из условий формирования творческой личности.

                                                                                                                        Чиглакова С.В.

                                                                     учитель географии

           

Воронеж 2017

       Как сохранить интерес к урокам географии и краеведения? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили эти предметы и свой нелёгкий труд при подготовке к урокам, научились аргументировано спорить и слышать друг друга?

      Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

   Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

   К таким технологиям можно отнести проектную и исследовательскую деятельность.

   С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: «А почему это именно так, а не иначе?» С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…    

     Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Познавательный интерес, жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

       Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

      Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, направляющую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.

     Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи научно- исследовательской деятельности:

  1.  Познакомить учащихся теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.
  2.  Научить учащихся работать с различными источниками информации.
  3.  Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
  4.  Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.

     Исследовательская деятельность – учит детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

     Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
  • создание конечного продукта исследования.

Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.

    Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.

 Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий. Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи.

   В системе изучения географии в школе большое значение имеет краеведческий материал. Он служит инструментом как обучающего, развивающего, так и воспитывающего характера. Краеведческий материал приобщает учащихся к пониманию географии, содействует росту их интереса к географии. Одним из условий успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках географии. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными темами краеведческого характера: изучаем топонимику района, искусственные водоемы, население и демографическую ситуацию, АПК, культурное наследие.

       Очень важно найти ориентиры в сложной ситуации подготовки к урокам краеведения, краеведческой работы в рамках уроков географии в 7 классах.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования.

Исследования, которые я реализую в своей практике:

  • экологические исследования;
  • изучение родного края через составление буклета;
  • исследования в рамках предмета и т.д.

   Обучение учебному научному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении краеведения, в 7 классе, предлагаю ребятам провести небольшие исследования по определённым темам. Например, при изучении темы «Географическое положение Воронежской области» предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Какие особенности района отражены на гербе?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить особенности района»; задачи исследования: «Определить географическое положение и основной род деятельности населения Воронежской области». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются.

   Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.

   С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. Например, проект «Экологическая ситуация г. Воронежа и здоровье населения».

      Так как уровень заболеваемости в нашем районе повышается, то данная тема является очень актуальной и для решения этой проблемы учащиеся применяли знания по географии, экологии, биологии, социологии, медицины, химии. Учащиеся используют различные источники получения информации: книги, журналы, атласы, интернет и т.д.

        В результате обучения географического краеведения  с применением научно - исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:   

  • работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
  • назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
  • устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
  • характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
  •  устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
  • прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
  • пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
  • представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.

На уроках географического краеведения в 2016-2017 учебном году с учащимися 7 классов мы на протяжении уроков составляли буклет по районам Воронежской области. Каждый ученик в начале учебного года получает название района и работает по плану. Каждая новая тема исследования- отдельный лист в папке. Таким образом, к концу учебного года у ученика 7 класса на основании исследовательской деятельности  формируется полное представление о районах Воронежской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....

Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формирования нравственной личности.

Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формированиянравственной личности....

«Экологическая культура – одно из условий формирования зрелой личности учащихся»-часть 1

«Нынешнее состояние любого государства, общества, нации – это, прежде всего, его экологическое состояние. Так оно и есть, тем более, если под экологией понимать не только состояние ...

Технология организации экспериментально-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Методические рекомендации окажут помощь учителю в организации исследовательской деятельности  по изучению родного края.Рекомендации пошагово  раскрывают организацию работы ....

«Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»

В работе представлена система преподавания с использованием технолонии исследовательской деятельности. Считаю целесообразным  применение исследовательской  технологии, которая способствует б...