Презентация "Итоговое сочинение"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Супрун Ирина Викторовна

Матеиал представляет собой презентацию, созданную на основк статьи журнала "Русский язык и литература. Всё для учителя!" Презентация может быть полезной как для учителей, так и для учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! ШКОЛА ПЕДАГОГА. № 4 (64 ), апрель 2016 г. «НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНОМУ СОЧИНЕНИЮ (10-й КЛАСС, I ПОЛУГОДИЕ )»

Слайд 2

Задачи данного этапа: ознакомить обучающихся с методическими рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению, тематическими блоками и типами сочинения ; активизировать знания теоретико-литературных понятий; нацелить на читательский интерес и положительный результат при сдаче экзамена.

Слайд 3

Шаг первый Знакомство с Методическими рекомендациям Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения , с организацией экзамена, его результатами в 2015– 2016 учебном году В ходе беседы необходимо убедить обучающихся в необходимости обязательного прочтения всех произведений не только школьной программы, но и дополнительной литературы (так как данное сочинение строится только на литературном материале), необходимости выполнения всех заданий и рекомендаций учителя. Но самое главное — это всё-таки психологический настрой учащихся на положительный результат.

Слайд 4

Шаг второй Ознакомление с тематическими блоками, разработанными Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н. Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда А. И. Солженицына Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Слайд 5

Шаг третий Работа с типами сочинений, представленных на экзамене. Анализ тем сочинений (около 500) ( Лопинцева Л. А., методист МАУ «ГНМЦ» http://docme. ru / doc /997985/…rekomendacii-dlya-podgotovki-kvypusknomu-sochineniyu-v-1…) позволил составить классификацию типов сочинений.

Слайд 6

Выделено пять типов: *сочинение-утверждение; * сочинение-сопоставление; * сочинение-обобщение; * сочинение-размышление (не путать с типом речи); * сочинение-исследование. Знание классификации типов сочинений поможет педагогам и выпускникам определить способы деятельности при подготовке к творческой работе.

Слайд 7

Виды тем сочинений 1) проблемные, 2) сопоставительные, 3) обзорные, 4) темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, 5) анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений), 6) анализ эпизода, 7) сочинение по цитате, 8) смешанные, 9) свободные.

Слайд 8

ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНОМУ СОЧИНЕНИЮ (10-й КЛАСС, II ПОЛУГОДИЕ; 11-й КЛАСС, I ЧЕТВЕРТЬ) Задачи данного этапа — развивать следующие умения: использовать тексты разных стилей для работы над сочинением; рассуждать на предложенную тему, выбирать путь её раскрытия; использовать литературный материал для по- строения письменного высказывания и для аргументации своей позиции; моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы; точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции; оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.

Слайд 9

Шаг четвёртый Подбор литературного материала. Рекомендовать учащимся примерный перечень литературных произведений по каждому блоку, а в качестве домашнего задания предложить дополнить его (2–3 к каждому блоку). На следующем занятии в результате коллективного обсуждения дополнить общий список.

Слайд 10

Шаг пятый Знакомство с параметрами оценивания сочинения Соответствие теме Аргументация Композиция и логика рассуждения Качество письменной речи Грамотность

Слайд 11

Шаг шестой Выбор темы На первом этапе работы над сочинением важно сформировать умение правильно выбирать тему: -обучающийся должен знать текст , -помнить хотя бы небольшие фрагменты наизусть, -понимать место данного произведения в литературном процессе , -иметь опыт в написании сочинения на подобную тему . Жестко определенных тем сочинения не будет , – рассказала журналистам начальник управления Департамента образования Москвы Марина Смирницкая . – Скорее, они будут связаны с просьбой дать нравственную оценку, жизненную позицию, которая показывает личность ребенка. А чтобы сделать это, конечно, надо знать литературное произведение, много читать .

Слайд 12

Понимание и осмысление содержания терминов и понятий Определение смыслового наполнения нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем итогового сочинения: • честь, бесчестие, разум, чувство, победа, поражение, опыт, ошибка, дружба, вражда.

Слайд 13

Шаг седьмой Составление плана сочинения Хорошо продуманный план не позволит отступить от темы и главной мысли сочинения. План — это краткий конспект творческой работы. По плану должно быть понятно, о чём будет сочинение, какова его основная мысль — идея, какова система доказательств этой идеи и к каким выводам приходит автор сочинения. Поэтому каждый пункт плана должен нести определённую информацию.

Слайд 14

Из книги «Делегирование» Брайана Трейси: «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении ».

Слайд 15

Шаг восьмой Написание введения Главная функция введения — ввести в тему. При обдумывании темы следует помочь обучающимся осознать, что она может иметь несколько направлений. Выбор одного из них следует обязательно оговорить во введении сочинения. Это позволит избежать одностороннего раскрытия темы. Во введении можно определить цель высказывания, то есть сказать, какова идея сочинения и как она будет доказана в главной части; сообщить, если это необходимо, сведения историко-культурного, историко-литературного или иного характера, помогающие в раскрытии темы.

Слайд 16

«Как сдать экзамен по литературе» Е.Н.Ильин пять возможных вариантов зачина(по форме): 1. Академический. «Писатель …, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» 2. От «я». «Я не случайно выбрал (а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, привлекает меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» 3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. В мокрые стёкла стучат мокрые ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» 4. Дневниковый. «Болконский… Кто он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…» 5. Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали !» – говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…».

Слайд 17

Н.П.Морозова в книге «Учимся писать сочинение» выделяет следующие типы вступлений(по содержанию): 1 . историческое (краткая характеристика эпохи ); 2. биографическое (краткая биографическая справка); 3 . сравнительное (сопоставление взглядов, позиций разных авторов на проблему, заключенную в формулировке темы); 4 . аналитическое (анализ ключевого слова темы); 5 . философское (осмысление философского понятия в формулировке темы).

Слайд 18

Шаг девятый Написание основной части В процессе написания основной части следует помнить: не отклоняться от темы; писать по плану; соблюдать соразмерность частей сочинения (например: введение и заключение вместе взятые должны занимать 1/4 часть работы; если для доказательства идеи обучающийся использует три, четыре, пять аргументов, то главная часть сочинения должна состоять соответственно из трёх, четырёх, пяти частей, примерно равных по объёму между собой); избегать прямого пересказа: пересказ должен быть комментированный, направленный на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения; вводить цитаты (например, для подтверждения собственной мысли, для опровержения чужого мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли, для ознакомления с чьим-либо авторитетным мнением и т. п.).

Слайд 19

Шаг десятый Написание заключения Типы заключения : 1.заключение-вывод(несёт новую мысль более общего характера, но возникшую на основе аргументов главной части, подводит черту под всей системой доказательств и сообщает, что идея сочинения раскрыта); 2.заключение-следствие( выходит за рамки темы, за рамки всего изложенного в сочинении , можно использовать те знания, которыми располагают сверх знаний о данном произведении: месте произведения в творчестве писателя, в литературном процессе эпохи, жизни общества и т. п .).

Слайд 20

Шаг одиннадцатый Составление алгоритма Один из алгоритмов работы над сочинением предложила С. И. Красовская, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение ». П одобные алгоритмы можно сформулировать и совместно с детьми. Участие в составлении алгоритма поможет обучающимся лучше усвоить особенности различных жанров сочинений.

Слайд 21

Шаг двенадцатый Учим редактировать. Для того чтобы учащиеся могли видеть сильные и слабые стороны своей работы, большое внимание необходимо уделять анализу сочинений по критериям итогового сочинения. Вначале для анализа выпускникам можно предложить сочинения, приведённые в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения. Например, сочинение «Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?».

Слайд 22

Алгоритм редактирования сочинения: выделить в сочинении все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса; убрать в тексте необоснованные повторы одних и тех же мыслей; обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок; определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их. При переписывании сочинения начисто важно: помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком; обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем; определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

Слайд 23

Шаг тринадцатый Отрабатывание всех тематических блоков Замечательным материалом для этого вида деятельности является презентация А. Г. Нарушевича «Подготовка к итоговому сочинению в 11-м классе», где автор не только подробно знакомит со всеми тематическими блоками, вводит возможные формулировки тем, даёт различные рекомендации, но и предлагает обучающимся выполнить задания, позволяющие отработать все этапы творческой работы.

Слайд 24

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНОМУ СОЧИНЕНИЮ (11-й КЛАСС, II ЧЕТВЕРТЬ) Задачи данного этапа — формировать умения создавать связный текст на заданную тему, сочетая при этом два направления работы : 1)анализ готовых текстов с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приёмы и др .; 2) выполнение письменных заданий различного объёма на основе художественного произведения (или его фрагмента ).

Слайд 25

Типичные недостатки сочинения • отсутствие личностного начала, собственных оценок и творческой мысли; • шаблонность мышления, обилие штампов и общих мест ; • повторение известных истин, почерпнутых из разного рода источников; • сухость изложения и бедность языка; • низкая грамотность. Эти недостатки сочинений вызваны следующими причинами: • неумением выделить нужный аспект анализа текста; • недостаточным знанием художественных произведений; • отсутствием собственного мнения о прочитанном произведении; • наличием не анализа, а пересказа, а «пересказ всегда искажение, упрощение и « оскучнение » ( Д.С.Лихачев ); • неумением грамотно, связно, логически последовательно, эмоционально и стилистически правильно излагать письменно свои мысли

Слайд 26

Совместная работа учителя и ученика Рецензия, написанная учителем, является важнейшим средством формирования у обучающихся навыков создания письменных текстов. Читаем в классе наиболее удачные сочинения или их фрагменты, обсуждаем направления доработки анализируемых сочинений (упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.).

Слайд 27

Произведения для анализа: В . П. Астафьев « Людочка », В. В. Быков «Пойти и не вернуться», В. Г. Распутин «В ту же землю », небольшие по объёму рассказы А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. П. Платонова, А. Г. Алексина, Александра Грина и др.

Слайд 28

ЛИТЕРАТУРА 1 . Александров В. Н. Сочинение по литературе. — Березники : Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2014. 2. Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе :Рекомендации для поступающих в вузы. Изд. 2, испр . — М. : Школа-Пресс, 1994. 3. Мальцева Л. И. Итоговое сочинение. Трудно? Легко! — Ростов н /Д : Издатель Мальцев Д. А. ; М. : Народное образование, 2015. 4. Морозова Н. Г. Учимся писать сочинение : книга для уч-ся 10 кл . ср. шк . — М. : Просвещение, 1987. 5. Нарушевич А. Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе : учеб.-метод . пособ . / А. Г. Нарушевич , И. С. Нарушевич ; под ред. Н. А. Сениной. — Ростов н /Д : Легион, 2014. 6. Неретина Т. А., Красовская С. И., Шутан М. И., Певак Е. А., Моисеева В. Г. Сочинение? Легко! : пособ . для уч-ся общеобразоват . орг-ций . — М. : Просвещение, 2015. — (Серия «Учимся с “Просвещением”» / «Экзамен с “Просвещением”»). 7. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху : учеб.-метод . пособ . / Т. И. Павлова, Н. А. Раннева . — Ростов н /Д : Легион, 2011. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения). — М., 2014. 9. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10– 11 классы. — М. : Просвещение, 2015. 10. http://docme.ru/doc/997985/…rekomendacii-dlyapodgotovki-k-vypuskno


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фазиулина Ирина Владимировна — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и теории литературы, Удмуртский государственный университет Зверева Татьяна Вячеславовна — доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и теории литературы, Удмуртский государственный университет. Тренинг

Слайд 2

В вводной части: « знакомство» с форматом итогового сочинения и выявление его отличительных черт. Участники разбиваются на пары и получают задание придумать по 2 критерия, которые позволяют дифференцировать разные типы сочинения: итоговое, по литературе и по русскому языку в формате ЕГЭ . По итогам 3-х минутного обсуждения на доске совместными усилиями заполняется таблица. Такая работа позволяет не только ненавязчиво повторить некоторые формальные моменты (время написания сочинения, объем, количество и качество аргументов и проч.), но и поставить вопрос о читателе

Слайд 3

В ходе осмысления коммуникативной составляющей письменного текста в центре итогового сочинения находится не художественный текст, а личность пишущего , что читателем является тот, кому интересна эта личность, и что «удовольствие, которое способен доставить хороший собеседник, никоим образом не зависит от его знаний и добродетелей» ( Сэмюэль Джонсон, XVIII век).

Слайд 4

Для закрепления установок: наделить смыслом выдвигаемые к сочинению требования , как то: пять тематических направлений как пять возможных траекторий беседы

Слайд 5

Второй этап . «Мне есть что сказать!» - участники не столько получают информацию, сколько совместными усилиями вырабатывают ее и «примеряют» на себя. -участники разбиваются на группы -символически обозначают выбранное направление в центре листа формата А3

Слайд 6

Ассоциации ведущий просит зафиксировать на заранее выданных листочках как можно больше ассоциаций , которые возникают у каждого участника со словом, называющим выбранное направление. На работу дается 3—5 минут , по истечении которых группа получает задание систематизировать полученные записи, объединив их в категории и оформить кластер (10 минут).

Слайд 7

Результат совместной деятельности: презентация направления другим группам (2—3 минуты на выступление). Эта работа направлена, прежде всего, на активизацию познавательной деятельности участников тренинга и закрепление представлений о том, что итоговое сочинение — это пространство собственных смыслов. В трех фазах «ассоциация — систематизация — презентация»

Слайд 8

Этап « презентация» монологическое высказывание о наполнении выбранного тематического направления Завершающей формой групповой работы на втором этапе тренинга становится придумывание конкретных тем в рамках выбранного направления (10 минут ) в рамках тренинга предлагается придумать темы сочинения только в форме вопроса . Основная причина тому — стимулирование угасающего внимания.

Слайд 9

Заключительная часть осмысление полученного опыта и выработка личной стратегии написания итогового сочинения; Выбор и осмысление одной из предложенных тем сочинения.

Слайд 10

Работа с темой сочинения подчеркнуть в выбранной теме ключевое слово / словосочетание подобрать к нему ряд ассоциаций , заполнив в тетради кластер ( работа уже знакома по предыдущему этапу и выполняется за несколько минут).

Слайд 11

объединение разрозненных ассоциаций в категории; -продумывание последовательности предъявления их в сочинении; - подбор литературного материала

Слайд 12

Важным оказывается заострить внимание участников на том, что художественные произведения , точнее, эпизоды из них, подбираются не к теме сочинения и уж тем более не к направлению , а к конкретным смысловым комплексам , которые будут раскрыты в сочинении.

Слайд 13

. Результатом проделанной работы является создание на основе кластера «тезисного каркаса» сочинения. Затруднения : неумение ясно и кратко формулировать собственные мысли.

Слайд 14

Вторая стадия заключительного этапа -работа над композиционными частями сочинения ; -выявление и устранение типичных ошибок в чужих сочинениях.

Слайд 15

Последняя стадия заключительного этапа проверке двух качественно разных сочинений по пяти критериям на «зачет—незачет »; ведущий просит составить рассказ об авторах сочинений (портрет самого пишущего); участникам предлагается написать одно домашнее сочинение в условиях, максимально приближенных к экзаменационным

Слайд 16

Типичные недостатки сочинения отсутствие личностного начала, собственных оценок и творческой мысли; шаблонность мышления, обилие штампов и общих мест ; повторение известных истин, почерпнутых из разного рода источников; сухость изложения и бедность языка; низкая грамотность.

Слайд 17

Причины недостатков • неумением выделить нужный аспект анализа текста; • недостаточным знанием художественных произведений; • отсутствием собственного мнения о прочитанном произведении; • наличием не анализа, а пересказа , а «пересказ всегда искажение, упрощение и « оскучнение » ( Д.С.Лихачев ); • неумением грамотно, связно, логически последовательно, эмоционально и стилистически правильно излагать письменно свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"

Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.

Данные сочинения  предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....