Главные вкладки

    Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.
    план-конспект урока по русскому языку по теме

    Макарова Светлана Александровна

    Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "Владимирские просёлки", планом будущего сочинения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    г.Владимира

    «Средняя  общеобразовательная школа № 14»  

    Макарова С. А.- учитель русского языка и литературы

    Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова

    «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

                               

     

      Цель урока: обучение описанию натюрморта.

    Задачи урока:                1. научить детей описывать изображенный поэтический предмет;

                                          2. показать учащимся разницу в изображении «поэтического» предмета художником и писателем.

                                          3. обогащать речь детей изобразительно – выразительными средствами языка; ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, лексику, выражающую оценку, понятие «натюрморт».

                                          4. научить учащихся систематизировать материалы и использовать их в своём сочинении.

                                          5. развивать внимание, наблюдательность.

                                          6. воспитывать чувство прекрасного, умение видеть в обыденном красоту, бережное отношение к миру вещей.

       Оборудование: компьютер, презентация натюрмортов. М.Баранова «Рябиновые грозди», «Дары осени», «Букет из рябины» и других .

              Словарно – семантическая работа проводится фрагментарно в течение всего урока, составить  рабочие материалы по схеме «данное» (кто?, что?) предмет – «новое» (какой?) – признак.          

     

    На доске: заполняется на уроке

            Данное                                                                                  Новое

                           

    Букет: ягоды

    Гроздья (кисти)

    Листья

    Ваза

    Корзина

    Фон

    Стол

    Пышный, богатый, великолепный, круглые, маленькие, блестящие, ярко-красные, оранжевые, рубиновые, тёмно-красные, тяжёлые, крупные; зелёные, пожелтевшие, побуревшие, кружевные, изящные, как персики, тонкие веточки; тёмная, глиняная, тяжёлая, невысокая, широкая; маленькая, плетёная, золотистая, доверху наполненная; голубой, нежно-голубой; простой деревянный, золотистый.

    На столах общий план описания предмета:

    1. Общие представления об описываемом предмете

    2. Описание деталей, частей

    3. Отношение автора к тому, что он описывает.

    I.   Вступительное слово учителя. Знакомство с понятием «натюрморт». На предыдущих занятиях речи мы пробовали описывать различные предметы. Сегодня мы будем учиться описанию «поэтического предмета», изображённого на картине художника. На уроках изобразительного искусства вы наверняка рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы окружающего мира. Такой жанр называется натюрмортом. Натюрморт в переводе с французского обозначает «Мёртвую природу».

                Художник, изображая мир вещей, рассказывает об основных свойствах, присущих предмету окружающих человека. Например: фрукты, цветы, посуда, когда мы видим их в жизни, как будто не заключают в себе ничего особенного. Но те же предметы, перенесённые на холст  рукой мастера, привлекают наш взгляд, вызывают чувства. По словам А.Т. Ягодовской, «натюрморт раскрывает перед нами бесконечное многообразие природы. Действительность предстаёт перед зрителями как прекрасная, вновь завоёванная страна, которую мы не только узнали, но и полюбили. А как важно понимать и любить всё, что изо дня в день окружает человека, служит ему, делает его жизнь красивой.

    II. Рассмотрите внимательно репродукцию с картины Н.М.Баранова «Рябиновые грозди», послушайте рассказ о художнике.(презентация охудожнике)

    Николай Михайлович Баранов – владимирский художник, график и живописец. Он родился 23 мая 1929 года в деревне Мичково Селивановского  р-на в крестьянской семье. Учился в художественном училище города Владимира, затем закончил курс ивановского художественного училища. В 1967 году был принят в члены Союзов художников СССР. Ему присвоено звание заслуженного художника России. Работы мастера находятся во многих музеях и художественных галереях страны и зарубежья.

    У Н.М.Баранова немало графических работ, портретов, пейзажей, натюрмортов. С большой любовью художник рисует цветы. В них его привлекает буйство красок и мягкие тональные переходы. Цветущие пионы, георгины, флоксы он любит изображать прозрачной  акварелью, более всего соответствующий их нежным лепесткам; в некоторых натюрмортах присутствует характерное для всех владимирских художников стремление к декоративности, цветовым контрастам: яркие и звучные краски жёлтых «подсолнуха» зелёными листьями в красной банке на фоне синего неба. Баранов рисует как бы душой и сердцем. Один из натюрмортов «Свежие цветы» был назван писателем В. Акулиным символом творчества художника. Цветы с картин «Букет сирени», «Иван чай», «Рябина с пижмой» и др.так и хочется взять в руки, так чаруют и завораживают они, так полны они света и радости.

                 Особенно близки автору полевые цветы, а любимым предметом изображением является рябина, её ветки, грозди. Натюрморты «Дары леса», «Рябиновые гроздья», «Осенняя рябина», «Натюрморт» полны большой любовью автора к родной стране.

     

    III.Беседа по картине Н.М.Баранова «Рябиновые гроздья»

       -Какое впечатление произвела на вас картина? (Очень нравится эта картина, ощущение великолепия даже торжественности, пышности осени; хочется протянуть руку и ощутить прохладную тяжесть гроздьев рябины и даже попробовать на вкус сочные ягоды).

       - Обратите внимание на обилие, полновесность, яркость гроздей рябины, ажурность тёмно-зелёных листьев. Сумел ли художник показать свежесть букета, его богатство?

     (Сумел. Ягоды как влажные, яркие блестящие, как бусинки, сочные листья не поникли, а весело «топорщатся» во все стороны. Большая ваза едва сдерживает тяжесть букета, некоторые кисти склонились к самому столу и лежат на нём. Богатство урожая рябины в том, что она и в букете и в корзине, и на столе.)

       -Какого цвета, оттенков великолепные кисти рябины?

    (Разного: оранжевого, ярко-красного, рубинового, бордового, янтарного).

       -А листья?

    (Листья тёмно-зелёные, даже сине-голубые на заднем плане, как будто сквозь них просвечивает небо, слегка побуревшие, желтоватые.)    

        -Как художник располагает букет?

    (В центре сосредоточены самые богатые грозди, они видны и в глубине букета. В левой части тонкие, гибкие ветки наклонились, они не выдерживают тяжести рубиновых гроздьев, наклонились к с толу. Справа кистей рябины меньше, их не видно за листьями, но ветки тоже низко наклонились.)

        -Тщательно ли художник выписывает каждую ягоду в гроздьях веточки листьев?

     (Нет Н.М.Баранов стремился передать своё впечатление от осеннего букета, поэтому не выписывает ягоды, ветки, листья. Ему важно создать целостный образ.)

        -Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину и форму ягод, веток, листьев?

     (Маленькие ягоды, крупные тяжёлые гроздья, тонкие веточки, ажурные, изящные, разные листья. На фоне их гроздья кажутся ещё тяжелее, крупнее.)

        -А пахнет ли рябина?

     (Пахнет свежестью, пряно, терпко)

    какими прилагательными можно выразить своё отношение к букету?

     (Рябина на картине чудная, восхитительная, чудесная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная)

    Все ли листья и ягоды одинаково освещены?

    (Нет. В центре – наиболее ярко, сзади – тона более тёмные, слева на заднем плане листья вообще имеют голубоватые оттенки, как будто сквозь них просвечивает небо. В верхней части кисти светлее, чем в нижней, этим автор показывает тяжесть гроздьев.)

     

         -В чём состоит букет?, где стоит ваза? Опишите вазу.

      (Ваза, похоже глиняная, тёмно-коричневая, почти чёрная, без орнамента, тяжёлая, низкая. Только такая ваза может удержать тяжесть букета. Верхняя часть и левая сторона скрыта за листьями. Ваза стоит на небольшом очень простом деревянном столике.)

         -Есть ли ещё предметы на картинке?

      (Есть. Плетёная жёлтая корзиночка, полная гроздьев рябины. Рябина не только красивая, но и полезная, вкусная, её заготавливают на зиму. Особенно вкусна она после морозов.)

         -На каком фоне изображена рябина?

      (На фоне голубого неба и ещё вдали виден краешек осеннего дерева, может быть, это и есть рябина, с которой был сломан этот букет.)

         -Почему художник избрал такой фон?

      (На этом фоне хорошо выделяются яркие насыщенные цвета, которыми написан букет.)

         -Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

      (Да, конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет и любоваться им.)

         -Верно. Это чудесная картина создаёт у нас хорошее настроение, ощущение богатства, изобилия, красоты природы. Трудно назвать человека, который бы не восхищался, не любил дерева, которое является символом нашей средней полосы. Рябина воспета в стихах, в песнях, в прозе. Вот какие замечательные слова написал о ней наш земляк В.А.Солоухин в повести «Владимирские просёлки»:

    (текст у каждого на столе)

    IV. Работа с текстом.

    Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается в глаза в июле. Оно создаётся вместе с другими неяркими деревьями тот нужный зелёный фон, на котором и праздновали своё цветение, и выделялись, и буйствовали пышноцветущие.

            Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становиться это дерево, и, когда совсем обедняет земля и нечем её будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры рябин, и люди сложит об этом дереве лучшие свои лирические песни. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные проглядывают гроздья сквозь резную филигранную зелень, и, глядя на них, мы изменяем красоте шиповника и жасмина.

             Едва пожелтеют ягоды, как дети начинают рвать их на игрушки. В августе все деревенские девочки украшают себя в янтарные бусы из сочных рябиновых ягод.

    Как красиво бывает….глубокой осенью, когда загорятся рябины красным своим огнём!

    Вывод: И писатель, и художник изображают один и тот же предмет – рябину. При этом каждый из них использует разные художественные средства: писатель – слово, художник – рисунок, красоту осеннего дня.

    Рябину художника мы видим. Такую работу не мог написать равнодушный к природе человек.  Н.М.Баранов восхищён её щедростью и красотой ,он переедаёт свои чувства превосходно.

    V.Работа над планом сочинения.

       I.       Н.М.Баранов- мастер натюрморта.

       II.      Описание натюрморта Н.М.Баранов «Гроздья рябины»

                        1)букет рябины (цвет, гроздья, листья, ветки)

                        2)ваза, корзина.

                        3)Фон натюрморта.

     

       III. Отношение автора к изображённому предмету, впечатление зрителей.

       IV. Написать сочинение – описание натюрморта.

             

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

    Данный урок р/р по типу урок изучения нового материала, состоит из таких дидактических моментов : постановка проблемы, подготовка к написанию, составление плана, устное написание сочинения. Осуществля...

    Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"

    Урок развития речи. Тема: Описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"....

    Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

    Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

    Сочинение-описание природы по картине Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».

    Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию природы по картине владимирского худлжника Н. М. Баранова содержит презентацию  охудожнике, работу с репродукцией картины. составление плана....

    Р.Р. Сочинение-описание действий по картине С.А. Григорьева "Вратарь"

    в ходе беседы по вопросам к картине ребята учатся систематизировать собранный материал, обрабатывается лексика, связанная с темой урока; получают сведения о художнике; закрепление умений описания дейс...

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение – описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень».

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень" разработана с учетом требований  ФГОС в помощь учителю для проведения ур...

    Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс.

    Урок русского языка. Сочинение-описание натюрморта  П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс....