Главные вкладки

    Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Наумова Наталия Владимировна

    Данный урок р/р по типу урок изучения нового материала, состоит из таких дидактических моментов : постановка проблемы, подготовка к написанию, составление плана, устное написание сочинения. Осуществляются межпредметные связи: живопись, литература, экология.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx28.42 КБ
    Office presentation icon konchalovskiy_siren.ppt2.96 МБ

    Предварительный просмотр:

     МОУ Южно-Степная СОШ

    Наумова Наталия Владимировна

    Тема. Сочинение-описание натюрморта П.Кончаловского «Сирень в корзине»

     Место занятия урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе под редакцией Баранова М.Т, Ладыженской Т.А.

    Тема  урока по учебному плану: Морфемика. Орфография. Культура речи.

    Место урока по учебному плану: №113

    Форма урока: урок развития речи.

    Класс: 5

     Цель.

    Образовательные: Научить описывать изображаемый предмет .

    Развивающие: Ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку; закрепить орфографические навыки. Расширить лексикон учащихся.

    Воспитывающие: Воспитывать эстетические чувства, образное мышление.

     Оборудование: Компьютер+ медиапроектор, репродукции картины П.Кончаловского «Сирень в корзине», учебники, рабочие тетради по развитию речи.

     Оформление доски: записана тема урока, ИКТ

    План урока.

    1.Организационный момент – 2 мин.

    2. Словарно-стилистическая работа – 3мин.

    3. Слово учителя. Рассказ о художнике – 2мин.

    4. Беседа по картине - 15 мин.

    5. Игра «Составь предложение»-5 мин.

    6. Чтение учителем образца сочинения- 1 мин.

    7. Межпредметные связи -  5 мин.

    8. Задание на дом – 2 мин.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Цели и задачи урока. Слайд.

    2.Словарно-стилистическая работа. Слайд.

    Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, плодов, фруктов, битой дичи, рыбы, неодушевленных предметов.

    Фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина.

    3.Слово учителя. Рассказ о художнике.

    Слайд:

    Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат.

    Любимые цветы П.П.Кончаловского - сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известные из них – «Сирень у окна», «Сирень» и др. Перед нами  одна из лучших картин Кончаловского (1933), изображающих сирень. Она находится в Москве, в Третьяковской галерее.

    Рассмотрите репродукцию картины.

    4.Беседа по картине.

    - Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?

    ( Верно, мы как-то сразу почувствовали дыхание весны. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег. В классе стало уютнее, теплее. Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, теплых солнечных днях, о первых весенних цветах)

    А) Ветки.

    Слайд.

    - Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только срезали и принесли в комнату?

    (На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Она такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)

    -Опишите ветки сирени.

    ( тяжелые, крупные, пышные, богатые)

    -Тщательно ли выписывает художник веточки сирени? ( Нет)

    -Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепестки. Листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток и величину цветов сирени?

    (Крошечные звездочки-цветы. Их много. Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда)

    Учащиеся записывают в тетради выборочно определения

    Б) Цвет

    Слайд.

    - Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

    (На картине мы видим  сирень разных цветов и оттенков: темно-красную, белую, лиловую, розовую)

    -Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.

     (В центре букета – большая ветка белой жемчужной сирени)

    -Какого цвета грозди сирени, которые художник написал рядом с белой веткой?

    (Эти грозди бледно-розового, лилового цвета)

    - Какого цвета сирень в нижней части букета?

    (фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней – розоватая ветка)

    -Опишите сирень, которая украшает верхнюю часть букете.

    (Вверху букета – темно-красные грозди сирени. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки)

    Учащиеся записывают в тетрадях. Взаимопроверка.

    В) Листья

    -Какого цвета листья?

    (Темно-зеленые, зеленые, салатовые, светло-зеленые с золотистым оттенком)

    -Все ли листья одинаково освещены?

    ( Нет, выглядят они по-разному.  Вверху и внизу слева листья темно-зеленые, в середине букета внизу- зеленые, вверху- салатовые, справа- светло-зеленые с золотистым оттенком

    Учащиеся выборочно записывают в тетрадях цвет листьев

    Г) Аромат

    Слайд.

    -Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному «ароматные»

    (душистые, пахучие, благоухающие)

    Учащиеся выборочно записывают в тетрадях синонимы слова «аромат»

    Д) Корзина

    Слайд.

    -Опишите корзину, в которой стоит сирень.
    (
    Корзина плетеная, из ивовых прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени)

    Учащиеся выборочно записывают в тетрадях характеристику корзины

    Е) Фон

    Слайд.

    - На каком фоне изображена сирень?

    ( Фон темно-зеленый, коричневый)

    - Почему художник избрал такой фон?

    ( На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень)

    Учащиеся записывают в тетрадях о фоне картины

    Ж) Мое впечатление от изображенного

    Слайд.

    -Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному?

    (Сирень на картине чудесная,  изумительная,  восхитительная, дивная,  прекрасная,  замечательная, восхитительная, роскошная)

    -Почувствовали вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

    (Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.)

    Вывод

    Учащиеся записывают прилагательные , выражающие их отношение к изображенному

    З) План

    Слайд.

    Учащиеся записывают в тетрадях план сочинения

    6.Игра «Составь предложение»

    В коробочки вкладываем листочки с заданиями: составить предложения по теме урока.

    7. Чтение учителем примерного варианта сочинения.

    На картине П.П.Кончаловского изображена праздничная и яркая сирень. Посмотришь на нее и остановишься пораженный.  

    Торжественно выглядит в середине букета высокая жемчужно-белая ветка. А как нарядна рядом нежно-розовая сирень, лиловая, фиолетовая. Сверху веером склонились тяжелые кисти темно-красные, голубоватые, жемчужные, бледно-лиловые  сирени. Весь букет венком окружают изумрудные листья. Снизу они хорошо освещены, что кажутся золотистыми, салатовые, нежно-зеленые.

    Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь ее аромат. Кажется чудесный, благоухающий запах наполняет всю комнату.

    Художник изобразил эту великолепную сирень на темно-зеленом и коричневом фоне. На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.

    Букет стоит в плетеной  корзине из ивовых прутьев. Они нежно обнимают букет.

    Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке и становится радостно на душе. Хочется потрогать руками эти раскошные, свежие как будто только что срезанные гроздья сирени. «В этом букете все цветет, живет и радуется»,- писал сам П.П.Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать художник, который очень любит родную природу.

    8.Межпредметные связи. 

    М.Врубель «Сирень»

    По утру, на заре,

    По росистой траве

    Я пойду свежим утром дышать,

    И в душистую тень,

    Где теснится сирень,

    Я пойду свое счастье искать.

    В жизни счастье одно

    Мне найти суждено,

    И то счастье в сирени живет;

    На зеленых ветвях.

    На душистых кистях

    Мое бедное счастье цветет.

     Е.Бекетова

    Вывод: И поэт, и художник изображает один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Сирень поэта и художника прекрасна. Мы понимаем, что такие прекрасные картины не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что поэт  и художник очень любят родную природу, восхищаются ее щедростью и красотой.

    Поэтому Лидия Чарская учит беречь природу в своем стихотворении.

    Слайд.

    Не рви цветов, не надо!

    Их нежный аромат

    Наполнил воздух сада,

    Они так красят сад!

    Ведь у тебя, малютка,

    Есть дома много роз…

    А здесь вот незабудка,

    Вот ландыш, полный слез;

    Левкой – такой душистый,

    Горошек, резеда,

    Ромашки серебристой пахучая гряда;

    И с нивы занесенный

    Прелестный василек,

    И мак кичливо-сонный,

    И белый-белый дрок.

    Не рви ж цветов, не надо!

    Их нежный аромат

    Наполнил воздух сада,

    Они так красят сад!

    Лидия Чарская

     

    9. Этимологическая справка.

    Слово учителя.

    Происхождение названия «сирень» связано с древнегреческой легендой, рассказанной Овидием («Метаморфозы»).Пан, влюбленный в нимфу Сирингу, безуспешно преследовал ее, пытаясь объясниться. Боязливая нимфа, добежав до реки, просила ее о помощи и была превращена в тростник, из которого безутешный Пан сделал себе свирель. Но так как свирели стали делать из мягкой древесины сирени, то этот куст и оказался соотнесенным с именем Сиринги, чье сердце так и не было разбужено для любви.

    Н. Ф. Золотицкий в книге «Цветы в легендах и преданиях» пишет: «На Востоке, откуда и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный  вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда.

    Это восприятие сирени передалось и западноевропейской культуре. В Англии жениху, с которым девушка не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.

    10. Домашнее задание и выставление оценок.

    Написать сочинение по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине», используя собранный материал.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Карталинский район МОУ Южно-Степная СОШ учитель русского языка и литературы Наумова Н.В.

    Слайд 3

    Натюрморт Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, плодов, фруктов, битой дичи, рыбы, неодушевленных предметов. Фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина.

    Слайд 4

    Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) Любимые цветы П.Кончаловского- сирень. Ей он посвятил много картин: «Сирень у окна», «Сирень», «Сирень в козине». 1933 год написана картина «Сирень в корзине». Она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Об этом полотне Кончаловский говорил: « В этом букете все живет, цветет и радуется»

    Слайд 5

    Ветки Тяжелые Крупные Пышные Богатые Как гроздья винограда Звездочки-цветы Сбор материала

    Слайд 6

    Цвет Розовый Фиолетовый Белый Жемчужный Лиловый Темно-красный Голубоватый Сбор материала

    Слайд 7

    Листья Темно-зеленые Зеленые Салатовые Светло-зеленые с золотистым оттенком Сбор материала

    Слайд 8

    Аромат Душистые Ароматные Пахучие Благоухающие Сбор материала

    Слайд 9

    Корзина Ивовая Плетеная Словно обнимает Сбор материала

    Слайд 10

    Фон Темный Коричневый Сбор материала

    Слайд 11

    Мое впечатление от изображенного Изумительная Чудесная Чудная Дивная Бесподобная Великолепная Роскошная Прекрасная Превосходная Замечательная Восхитительная Сбор материала

    Слайд 12

    План Сирень. Корзина. 3. Фон натюрморта. 4. «В этом букете все живет, цветет и радуется». Сбор материала

    Слайд 13

    М.Врубель «Сирень» По утру, на заре, По росистой траве Я пойду свежим утром дышать, И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду свое счастье искать. В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живет; На зеленых ветвях. На душистых кистях Мое бедное счастье цветет. Е.Бекетова

    Слайд 14

    Не рви цветов Н е рви цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух сада, Они так красят сад! Ведь у тебя, малютка, Есть дома много роз… А здесь вот незабудка, Вот ландыш, полный слез; Левкой – такой душистый, Горошек, резеда, Ромашки серебристой пахучая гряда; И с нивы занесенный Прелестный василек, И мак кичливо-сонный, И белый-белый дрок. Не рви ж цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух сада, Они так красят сад! Лидия Чарская

    Слайд 15

    Этимологическая справка Происхождение названия «сирень» связано с древнегреческой легендой, рассказанной Овидием («Метаморфозы»).Пан, влюбленный в нимфу Сирингу, безуспешно преследовал ее, пытаясь объясниться. Боязливая нимфа, добежав до реки, просила ее о помощи и была превращена в тростник, из которого безутешный Пан сделал себе свирель. Но так как свирели стали делать из мягкой древесины сирени, то этот куст и оказался соотнесенным с именем Сиринги, чье сердце так и не было разбужено для любви. Н. Ф. Золотицкий в книге «Цветы в легендах и преданиях» пишет: «На Востоке, откуда и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда. Это восприятие сирени передалось и западноевропейской культуре. В Англии жениху, с которым девушка не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени. М.Врубель «Пан»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.

    Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока....

    Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

    Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

    Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

    Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

    Сочинение-описание по картине П.Кончаловского "Сирень в корзине"

    Данное сочинение написано ученицей 5 класса МБОУООШ №4 п.г.т. Росляково Мурманской области Суятиной Владиславой. Данная работа содержит авторское стихотворение....

    Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

    Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

    Презентация к сочинению-описанию по картине П. Кончаловского "Сирень в корзине"

    Презентация к сочинению-описанию по картине П. Кончаловского "Сирень в корзине"...