Главные вкладки

    Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.
    презентация к уроку (русский язык, 5 класс) по теме

    Бигун Татьяна Павловна

    Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon Sochinenie-opisanie_po_kartine.zip403.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Сочинение-описание по репродукции картины П. П. Кончаловского

     «Сирень в корзине»

    Цель:

    1. познакомить учащихся  с художником П. П. Кончаловским и его картиной «Сирень в корзине»;
    2. научить описывать натюрморт с изображением цветов;
    3. создать условия для воспитания интереса к учению и предмету без принуждения;
    4. воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
    5. прививать эстетический вкус.

    Ход урока.

    l. Оргмомент.

    ll. Ребята, сегодня у нас не совсем  обычный  урок. Мы отправляемся на экскурсию. А куда, догадайтесь после подсказки

     (слайд №2).

     - О чем эта песня?

     - О каких жанрах изобразительного искусства здесь говорилось?

     - Итак, мы отправляемся в картинную галерею. В первом зале познакомимся с художником пейзажистом И. И. Левитаном

     (слайд №4,5).

     Далее – с портретистом К. Е. Маковским

     (слайд №5,6).

     А в следующем зале нас ждет встреча с художником, который великолепно писал натюрморты. Рассмотрим его картину.

     (слайд №7,8) .

    lll. Словарная работа

     (слайд №10).

     (Слова записать в тетрадь, проговорить вслух, составить устно словосочетания).

    lV. Беседа по картине.

     - В начале урока вы вспомнили некоторые жанры изобразительного искусства. К какому жанру относится это произведение? (натюрморт).

     - Назовите предметы, изображенные на картине? (букет сирени).

     - А как вы думаете, каково лексическое значение слова сирень?

    (слайд № 10).

     - В чем идея произведения? Подтверждает ли этот букет сирени, что лексическое значение слова сирень верное?

    - Какие вы видите краски, оттенки? (желательно, чтобы на столе стоял букет искусственной сирени). (Сравнивая наш букет и букет на картине Кончаловского, мы видим, что автор показал все буйство красок).

     - Ребята, ответьте мне, если бы вы не видели эту картину,  и вам пришлось бы рисовать букет сирени, какие бы краски использовали вы? (надо учесть, что дети называют традиционные краски)

     - Это еще раз доказывает, каким внимательным был художник, сколько цветов и оттенков увидел и изобразил.

     - Сумел ли художник показать, что сирень свежая? Как будто ее только срезали и принесли в комнату? (сумел, она не поникла, листочки свежие, не увяли, искрятся).

     - Тщательно ли выписывает художник листья, веточки, лепестки сирени? (нет, главная идея – показать краски, их насыщенность).

    - Создается впечатление. Что букет не помещается в рамках картины, будто ему мало места. Как художник это передал? (букет находится на ближнем плане, нет линии горизонта. Ощущение – можно потрогать руками, прикоснуться, почувствовать запах).

     - Не правда ли, на нас сразу пахнуло весной? Появилось настроение.

    V. Физминутка.

    Vl. – Не только  художники изображали сирень на своих картинах, но и поэты посвящали ей стихи.

     (слайд №11).

     - Что общего в изображении сирени на картине и в стихотворении? (цвета, свежесть, но поэт называет только два цвета, а художник увидел множество цветов).

    - Я предлагаю следующую работу. Из данных слов

     (слайд №12)

    выписать в два столбика только те слова, которые, по вашему мнению, можно использовать при  описании всего букета.

    Проверка.

     (слайд №13).

     - Все ли слова вы выписали? Почему нет?

     - Чтобы описать картину, необходимо составить план. (учитель по своему усмотрению еще раз беседует по картине и вместе с учащимися составляет примерный план к сочинению).

     ( слайд № 14).

     - Я думаю, что отношение к картине вы выскажете.  А как вообще надо относиться к живой природе?

     - Ее надо беречь и охранять, так как некоторые виды растений исчезают по вине человека.

     (слайд №15).

    - Домашнее задание. Закончить работу над сочинением.

    Vll. Итог урока.

     (слайд №16).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"

    Урок развития речи. Тема: Описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"....

    Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

    Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

    Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

    Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

    Сочинение-описание природы по картине Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».

    Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию природы по картине владимирского худлжника Н. М. Баранова содержит презентацию  охудожнике, работу с репродукцией картины. составление плана....

    Р.Р. Сочинение-описание действий по картине С.А. Григорьева "Вратарь"

    в ходе беседы по вопросам к картине ребята учатся систематизировать собранный материал, обрабатывается лексика, связанная с темой урока; получают сведения о художнике; закрепление умений описания дейс...

    Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»

    Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»...

    Презентация к сочинению-описанию изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

    Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»...