Сочинение-описание природы по картине Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Макарова Светлана Александровна

Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию природы по картине владимирского худлжника Н. М. Баранова содержит презентацию  охудожнике, работу с репродукцией картины. составление плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_baranov_vladimirskie_prosyolki.docx351.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

Г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Сочинение-описание природы по картине

Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».

                               

                                 

  Учитель русского языка и литературы                                 

Макарова С. А.

Цель урока: Цель: подготовить  учащихся к написанию сочинения по картине; показать им художественные достоинства картины,  умение художника раскрыть основную мысль своего произведения;  продолжить работу по совершенствованию написанного, закрепляя способность перерабатывать собственный текст (сочинение);  закреплять правописание падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных; развивать речь, мышление, память;  воспитывать чувство прекрасного, любовь и уважение к природе своего края.

Оборудование:  компьютер,  проектор, презентация по творчеству Н М Баранова, репродукция картины «Владимирские просёлки», выдающихся русских пейзажистов Левитана, Герасимова, Грабаря,  Юона и др.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Художники постоянно наблюдают и изучают природу. Они стараются уловить близкое и дорогое их сердцу мгновение, наиболее полно выражающее их чувства. Изображая природу, художники хотят передать зрителю своё настроение:светлую радость, затаённую грусть или тревогу. Перед вами репродукции с полотен известных русских художников. Одинаково ли настроение этих картин? Какие строки из подготовленных вами стихотворений русских поэтов(предварительное задание к уроку) соответствует этим пейзажам?

Что такое пейзаж в искусстве?  (Обратимся к толковому словарю)

-Пейзаж-вид или изображение какой-либо местности; жанр живописи, в котором предметом изображения является природа. В пейзаже различают передний, задний, правый, левый планы.

Живопись-вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с помощью красок.

  1. Слово о художнике.

     Н. М. Баранов -наш земляк, известный владимирский художник, график и живописец, заслуженный художник России. Родился он 23 мая1929 года в Селивановском районе. Закончил Ивановское  художественное  училище. В 1967 году был принят в члены Союза художников СССР.В  творческих командировках побывал на севере и юге страны, но любимым объектом изображения всё же является природа и люди родной владимир щины.

У него немало графических работ, портретов, натюрмортов, множество этюдов, выполненных карандашом, маслом, гуашью. С каждой работой связаны счастливые мгновения творчества, в каждой осталась частичка души художника. Но одним из главных направлений его творчества была и остаётся пейзажная живопись. Ему удалось пронести через годы и тихое удивление родной природой, и незамутнённый взгляд на неё, и светлую печаль сентябрьских берёзовых рощ, и радость от буйства майской сирени; щемящую тоску по ушедшему детству, и трепетное отношение к задумчивым храмам. Удалось не только пронести и сохранить эти чувства через годы, но и выразить состояние души в своих произведениях.

Любви к  «родине вообще» не бывает. Она начинается с привязанности к родному дому, где прошло детство. К кусту сирени под окном, к березе, к тихому пруду за околицей… Вот такую родину мы видим на полотнах художника. Каждая его работа трогает сердце, заставляет задуматься о природе, о месте человека в ней.

Отличительной особенностью пейзажной живописи Н. М. Баранова является тонкий лиризм, а также насыщенность яркими образами. Каждая работа содержит столько образов, сколько другому художнику хватило бы на несколько полотен. Каждая деталь картины имеет свой скрытый смысл. И зритель вместе с мастером переживает те же чувства. Вот полотно «Берёзовая роща». Оно написано так, как будто мы находимся в центре берёзового хоровода, слышим звенящую тишину леса, живём в ней. Такое же впечатление производят картины «Родная сторона», «Бабье лето», «Сиреневый май», «У стен древнего монастыря», «В лесной стороне», «В родном краю», «Осенний день в посёлке».

Большое место в творчестве Баранова занимает изображение осени. Именно в осенних пейзажах с особой прелестью проявляется умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем, тишиной веет от мирной неторопливой жизни, изображённой в картине «Владимирские просёлки»(1998).Образ храма, человеческая фигура. Тёплые стены домов, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покоя, умиротворённости, светлой тихой радости, которая наступает с приходом «золотой поры года».» Унылая пора, очей очарованье…»

3. Работа с репродукцией картины Н. Баранова «Владимирские просёлки»

-Рассмотрите репродукцию и ответьте на вопрос: Какое настроение создаёт эта картина у зрителя, т. е. у вас? (Умиротворённое, приятное, хочется долго смотреть на картину, таким спокойствием и тишиной веет от неё, так ярки и разнообразны краски. Но это яркость угасания природа даёт нам возможность ещё раз насладиться, полюбоваться своим великолепием.)

-Удалось ли художнику передать красоту и великолепие осеннего погожего дня?  ( Да. Мы смотрим на картину и ощущаем мягкость пожухлой, побуревшей травы на поле, слышим тихий шорох только что начавших облетать золотых листьев да скрип неспешной телеги. Наслаждаемся праздничным убранством деревьев ,ещё больше раззолоченных мелькнувшим из-за невесомых пушистых облаков лучом солнца, вдыхаем чистый терпковатый осенний воздух).

- Предлагаю ребятам записать в левый столбик слова, на которые можно опираться при работе над сочинением: поле, лес, деревья, небо, деревушка, церковь(на экране).

- Все эти слова опорные, это объекты описания, то ,что уже нам дано самой картиной. Это «Данное». А что мы можем сказать об этом «Данном»? Сделаем запись в тетради

( «Новое» заполняется в ходе работы)

                     Данное

                           Новое

Поле, трава

Широкое, пустое(опустевшее), побуревшее, с пожухлой побуревшей травой, без буйной растительности и многоцветия; сухая, жёлтая, как ковёр, трава.

Лес, деревья

Разноцветный, желтые. багряные, золотые листья, деревья как свечки, нарядные, красивые, излучающие тёплый свет.

Небо

Голубое, лазурное, с белыми пушистыми облаками.

Дома деревни

Низенькие, уютные, золотисто-коричневые

Церковь

Стройная, белая, синие купола, островерхая колокольня.

- Что с первого взгляда привлекает в картине? ( Сочетание всевозможных оттенков жёлтого, золотого с пронзительной голубизной неба и нежной белизной облаков. Деревья, расположенные в центре картины, поле, занимающее передний план ).

- Какими художник изобразил деревья? (В основном золотые, желтые, но есть и розоватые, багровые с тёмными и белыми стволами.  Деревья освещены солнцем и сами как бы излучают свет).

- Мы говорили о том, что полотна Баранова насыщены яркими образами, которые не мешают друг другу, а наоборот, создают целостность, законченность картины. Какие образы вы увидели здесь?  ( Разноцветные деревья, их много в центре и на заднем плане. Белая колокольня и голубые купола храма как символ нашей древней Владимирской земли, Повозка с седоком, возвращающаяся в деревню. Дома, которые так уютно укрыты кронами деревьев. Окна домов, отражающие лазурную голубизну неба).

- В чём заключается особенность построения картины?  (Картина построена по диагонали: дорога, по которой идёт лошадь с телегой и седоком, устремляется как бы вверх, к домам с высокими деревьями в центре картины .И облака, плывущие по небу и лошадь создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой).

- Почему художник назвал свою картину «Владимирские просёлки»? ( Потому что он изобразил нашу родину, Владимирский край. Такие пкйзажи знакомы и близки каждому из нас. Проселками называют дороги между населенными пунктами (работа со словарём).И хотя здесь дорога намечены лишь чуть-чуть, только угадывается, мы видим только идущую по ней лошадь с телегой и человеком, она, как и храм, и берёза, и густые леса заднего плана, показывает необъятные просторы родного края).

- Какие цвета использовал художник для создания такого запоминающегося пейзажа?                              

Работа с понятием «колорит» -соотношение в картине красок по тону.

( Художник использовал в основном тёплые цвета: жёлтый, тёмно- и светло-коричневый, золотистый, багровый, красноватый цвет листвы и стволов деревьев, стен домов, опустевшего поля. Вместе с тем ярко-голубое небо и бело-розовые облака, жемчужные стволы берёз, белоснежные стены храма и синие его купола наполняют картину свежестью, прозрачностью ).

- Что вы чувствуете и думаете, когда смотрите на этот пейзаж? ( Этот пейзаж, изображающий тихий уютный уголок нашей малой родины, вызывает у нас чувство восхищения и гордости за красоту родной земли. Хочется очутиться в этом месте, насладиться тишиной и неспешностью сельской жизни в неповторимом мгновении золотой осени, подышать свежим воздухом, полюбоваться  красками неба и леса ).

4.Словарно-стилистическая работа.

- Подберите оценочные прилагательные  к слову пейзаж. ( Красивый, превосходный, замечательный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый…)

5.Составление плана сочинения-описания.

1.Н. М. Баранов-замечательный художник – пейзажист.

2.Осень в картине Баранова «Владимирские просёлки» (признаки осени)

а) поле, дорога;

б) лес, деревья;

в) небо;

д) деревня, храм.

3. Особенности построения картины.

4.Колорит картины.

5.Какие чувства и мысли вызывает у нас этот пейзаж?

6. Домашнее задание.

Написать сочинение – описание природы по картине. (У каждого ученика распечатанные копии репродукции с картины0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

Урок  в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной.  ...

Сочинение-описание внешности человека по картине

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.

    Научить  ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал - задача уроков ра...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

«Подготовка к сочинению-описанию осенней природы»

Работа с редактированием упражнения учебника...