Главные вкладки

    Сочинение – описание природных явлений по картине И.К.Айвазовского «Девятый вал».
    методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

    Описание  картины ,, Девятый  вал"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opisanie_kartiny.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 села Томузловского Буденновского района»

            

    Урок русского языка

    Сочинение – описание природных явлений по картине И.К.Айвазовского «Девятый вал».

            

    Автор: Лизункова И.В.,

    учитель русского языка и литературы,

    первая категория,

    оборудование: мобильный класс, технология: ИКТ.

    Цели урока:

    1. познакомить учащихся с особенностями динамического описания по картине;
    2. показать специфику построения текста – описания действий;
    3. обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
    4. ввести в активный словарь учащихся лексику, связанную с динамическим описанием моря.

                    Ход урока

    1. Наш урок я начну со строк из стихотворения выдающегося русского поэта Ф.И.Тютчева, а вы попробуйте угадать, о чем в них идет речь?

    И бунтует и клокочет,

    Хлещет, свищет и ревет,

    И до звезд допрянуть хочет,

    До незыблемых высот…

            

    1. Заглянем мы, как Пушкин встарь,

           В толковый наш словарь.

            Море – одна из стихий природы.

    Это слово имеет несколько значений, оно является многозначным. В толковом словаре даны следующие значения этого понятия.

    1. Один из основных элементов природы в античной философии (огонь, вода, воздух, земля).
    2. Явление природы, обрушивающееся как ничем не сдерживаемая сила.
    3. Перен. Окружающая привычная среда, обстановка.

    1. Вступительное слово учителя

    Изменяемость красок моря, смена его состояний мгновенны, и поэтому мастерство, показывающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр, и пейзажисты, изображающие море, зовутся маринистами. Давайте посмотрим, как же образовано это слово?

            Этот вид жанра удался по-настоящему очень немногим живописцам. Среди самых крупных и виртуозных певцов моря был Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900 гг.) – художник, покоривший все трудности живописи и с изумляющей, кажущейся простотой и легкостью достигший самых вершин этого трудного жанра.

    1. Рассказ о художнике

    «…Он был, о море, твой певец.

    Твой образ был на нем означен,

    Он духом создан был твоим…»

            Эти вдохновенные поэтические строчки очень точно характеризуют Айвазовского, чья послушная замыслу кисть воспела покой и буйство природы, гордую красу моря, неба, воздуха, мужества и волю человека в неравной борьбе со стихией.

            Художник, настоящее имя которого – Ованес Константинович Гайвазовский, родился в Феодосии – небольшом городке, раскинувшемся на полуострове Крым. Жила семья Гайвазовских бедно, отец писал жалобы и прошения на базаре, мать вела хозяйство. Ованес уже в 10 лет работал в городской кофейне.

    Он прекрасно играл на скрипке и пел, но самой большой его радостью было рисовать самоварным углем на стенах домов. Страсть к написанию моря сформировалась в художнике с самого детства. Этому способствовал морской пейзаж, окружавший его в Феодосии.

            Он учился пристально наблюдать натуру, угадывать ее «душу» и «язык», передавать настроение в пейзаже.

            С начала лета 1836 г. Айвазовский писал марины, работая на различных судах, принадлежавших Балтийском флоту.

            Он вышел из стен высшего художественного учебного заведения России с Большой золотой медалью.

            В 1843 г. Иван Константинович стал единственным русским художником, которого французское правительство пригласило выставить картины в Лувре.

            В конце лета 1844 г., покорив европейские столицы, Айвазовский вернулся в Петербург, где его ожидали почет и слава, звание академика живописи.

            Проявлял большой интерес к истории, создав целый ряд батальных картин, воспевших подвиги русских моряков. Полны героического пафоса его картины «Чесменский бой», «Наваринский бой» и др. Напряженная творческая жизнь И.К.Айвазовского, написавшего около шести тысяч полотен, основная часть которых была посвящена морю, продолжалась до конца XIX века.

            Самая известная картина была создана И.К.Айвазовским         в 1850 году, и называется она «Девятый вал».

    1. Беседа по картине

            Наверное,  вы слышали о том, что девятый вал бывает обычно самым могучим и разрушительным. Есть даже поговорка: «Девятая волна добивает». Вот почему мы называем иносказательно «девятым валом» все самое могучее, опасное и гибельное: самое кровавое сражение войны, наиболее мощный из порывов бури. Вообще, слово «вал» многозначно.

    В нашем случае «вал – очень высокая волна». А выражение «девятый вал» означает самую сильную и бурную волну, которая, по старинным преданиям, была роковой для мореплавателей.

    1. Почему картина названа «Девятый вал», что обозначает это выражение?
    2. Кто является главным действующим лицом этой картины?
    3. С чем бы вы сравнили море, изображенное на картине И.К.Айвазовского?
    4. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на это яркое, полное динамики полотно?
    5. Что еще, кроме моря и сильной волны вы видите на этом полотне?
    6. Каким показано море, а каким – небо, солнце? Что  вы можете сказать о состоянии, в котором находятся эти художественные образы?
    7. Какие тона преобладают на этом полотне живописи?

            Итак, мы видим бушующее море, изображение которого занимает все пространство картины. Волны поднимаются высоко и даже закрывают часть неба. Сочетание темных и ярких тонов, сине-зеленые и черные для изображения воды, ярко-желтые, оттенки красного при описании солнца и его отражения на воде. На линии горизонта эти цвета соединяются, смешиваются, и невозможно разобрать, где море, а где небо.

    VI.Собирание материалов

    Образ

    Состояние, действие

    Краски, тон, цвет

    Море

    бушует, волнуется, занимает большое пространство картины

    темные тона, черный, темно-синий, зеленый, с золотыми бликами

    Девятый вал (волна)

    поднимается, пенится, рокочет, доходит до неба, вот-вот поглотит моряков.

    темно-синий, черный, белая пена, на которой алым оттенком отражается солнце

    Небо

    практически сливается с морем, по нему плывут бело-розовые, с желтым облака, поднимается солнце

    одна половина темная, подобно морю, а другая яркая, освещенная солнцем. Сочетание различных красок: золотых, оттенков красного. Синего, белого

               Солнце            

    восходит над морем, освещает путь, отражается в море, нет четкого контура, расплывается на небе

    самый яркий образ, выполненный различными оттенками желтого цвета

            Художник использовал много средств, чтобы запечатлеть невероятную картину торжества морской стихии. Обратите внимание, как на картине движется море при помощи волн. Еще чуть-чуть, и оно выйдет за пределы картины, хлынет на нас.

            Давайте пофантазируем и         попробуем описать те события, что происходили до того момента, который изобразил художник на холсте? ( Скорее всего, действие разворачивалось в середине XIXвека). Однажды ночью на Черном море поднялся сильный шторм. Корабли, везшие товар из Турции, шли караваном и попали в самый эпицентр этой страшной морской стихии. Их раскидало в разные стороны. А буря все не утихала, и один из кораблей потерпел крушение…

    VII. Словарно-стилистическая работа

    1. Придумайте предложения со словами и словосочетаниями: художник-маринист, бушующая стихия, громадная волна.
    2. Подберите синонимы к словосочетанию «стихийное бедствие».
    3. Подберите наречия, определяющие высоту волны, характер «девятого вала». Составьте с ними словосочетания.
    4. Объясните значения слов: драматизм, интрига картины, неистовство.

    VIII. Задание на дом

    Написать сочинение по картине И.К.Айвазовского «Девятый вал». Особое внимание обратите на состояние моря, его настроение, нарастание волны.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 5 классе. Описание природного явления

    Разработка урока развития речи и презентация к нему...

    Сочинение-описание внешности человека по картине

    Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

    Подготовка к сочинению по картине И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».

    1) знакомство с картиной И.К.Айвазовского «Буря на море ночью», развитие кругозора в области ИЗО;2) формирование навыков работы методом тройного дневника и закрепление знаний по разбору слов по состав...

    Подготовка к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского "Чёрное море".

    Подготовка к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского "Чёрное море"....

    Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

    Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

    Подготовка к сочинению по картине И.К. Айвазовского "Рыбаки на берегу моря".

    Разработка содержит репродукциии картин художника, вопросы к анализу каждого фрагмента картины, орфографичнскую работу, художественный текст по теме сочинения. Презентация содержит гиперссылки на целю...

    Подготовка к сочинению по картине И.К. Айвазовского "Рыбаки на берегу моря". Конспект урока.

    В данном урока используется в основном фронтальная работа, учитель обращается к жизненному опыту или воображению детей, чтобы пробудить в их сознании представление о морской стихии. Также ведётся слов...