Подготовка к сочинению по картине И.К. Айвазовского "Рыбаки на берегу моря". Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

В данном урока используется в основном фронтальная работа, учитель обращается к жизненному опыту или воображению детей, чтобы пробудить в их сознании представление о морской стихии. Также ведётся словарная и орфографическая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   Ход урока

         Этап урока

  Деятельность учителя

  Деятельность учащихся

         Примечания

1.Организационный этап

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: приветственное вводное

 

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!  Запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, вид работы и тему урока. Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

Слайд с датой и темой урока

2. Подготовка к восприятию произведения живописи

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, кто из вас бывал на море?

Чем оно вам запомнилось?

Что понравилось больше всего?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Больше всего понравились

волны, песчаный берег цвет и вкус солёной воды. А запомнились различные обитатели водной стихии.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Какие моря вы знаете?

Какой художник изображал моря на своих картинах?

Каким словом называют художника, изображающего морские виды, марины?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Чёрное, Каспийское, Средиземное, Мёртвое, море Лаптевых, Карибское, Баренцево, Охотское, Берингово.

Художника, который на своих картинах изображал моря,  зовут И.К.Айвазовский.

 

Художник, изображающий морские виды, марины называется маринистом.

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: сообщающее слово учителя

И.К.Айвазовский  родился 1817 г. в Феодосии (Крым), в семье армянского купца. Детство художника проходило в бедности, однако благодаря его таланту он был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств Санкт-Петербурга. Жил в Крыму, в Италии, посетил Англию, Испанию, Германию, позже путешествовал по России, Ближнему Востоку, Африке, Америке.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной.
 "Море - это моя жизнь", - сказал художник. Он обладал способностью передать движение и дыхание моря. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Самые известные вы сейчас видите на слайдах.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Демонстрация картин на слайдах:

 «Девятый вал»,

« Кораблекрушение», «Буря на море ночью», «Закат солнца. Одинокий парусник».

3. Анализ произведения живописи

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, обратите внимание на эту картину. Автор назвал её «Рыбаки на берегу моря». А как можно её назвать по- другому?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

 Варианты названий картины:

1.Безбрежный океан

2.Плывущий корабль

3. В ожидании корабля

4. На берегу моря

Демонстрация картины И.К.Айвазовского

«Рыбаки на берегу моря»

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

 

Какое настроение вызывает  у вас картина?

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Какое это время года, суток?

Какие цвета преобладают?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Эта картина вызывает мечтательное, романтическое, приподнятое, возвышенное, умиротворённое настроение.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Это лето, вечер, солнце садится и освещает последними лучами гладь воды.

Синий, голубой, коричневый, жёлтый.

 

На слайде представлен лексический материал  – «слова помощники»,  из которых дети могут выбрать нужные для характеристики настроения.

Беззаботное, бодрое, величавое, веселое, воодушевленное, восторженное, высокое, жизнерадостное, лучезарное оптимистическое, праздничное, приподнятое, радостное, радужное, ровное, светлое, смешливое, спокойное, тихое, торжественное, умиротворенное,
безотрадное, безрадостное, вялое, гнетущее, грустное, мрачное, невеселое.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

 

Кто изображён на данном фрагменте?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

 На этом фрагменте изображены рыбаки, которые могут быть друзьями или братьями.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

 

Что они делают?

Разговаривают ли они между собой?

О чём они могут говорить?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Рыбаки ждут корабль, смотрят вдаль.

Они могут молчать, потому что находятся не рядом друг

с другом. А могут перебрасываться какими-нибудь фразами. Например, о предстоящей ночной рыбалке, или о тех людях, которые плывут на корабле.

Или о том, сколько рыбы нужно будет продать. Или о каких-то домашних бытовых делах.

На слайде представлен фрагмент картины

На слайде представлен лексический материал –«слова помощники»,  из которых дети могут выбрать нужные для характеристики героев, их поведения.

Разговаривают, беседуют, спорят, обсуждают, смеются, молчат, грустят, ждут, думают, ссорятся, кричат.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Как вы думаете, кто плывёт на корабле?

Откуда и куда они могут плыть?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

На корабле могут плыть путешественники, мореплаватели, путники, такие же рыбаки. Также это могут быть искатели приключений, скитальцы, странники, кладоискатели, открыватели новых земель, торговцы, купцы.

Они могут возвращаться из дальних плаваний, из морских путешествий, из торгового похода.

Мореплаватели, скорее всего, возвращаются домой.

4.Языковая подготовка к сочинению

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

 

Ребята, на слайде представлены прилагательные для описания корабля. Выпишите  в тетрадь три прилагательных, которые на ваш взгляд наиболее точно его характеризуют. В выписанных словах подчеркните орфограммы.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: письменный ответ по предмету

Образец письменного  ответа по предмету

(варианты)

Одинокий, таинственный, загадочный.

Лёгкий, волшебный, таинственный.

Воздушный, одинокий, загадочный.

На слайде представлен языковой материал для выборочного списывания

Волшебный, одинокий, мощный, величественный, таинственный, загадочный, торжественный, огромный, лёгкий, легкокрылый, воздушный, массивный, обычный, грозный, внушительный, строгий, великолепный, скромный, праздничный, страшный, необыкновенный, грандиозный.  

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, зачитайте вслух свои варианты. ( Спросить несколько учеников)

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету (варианты)

Одинокий, таинственный, загадочный.

Лёгкий, волшебный, таинственный.

Воздушный, одинокий, загадочный.

Метод обучения: слово учителя, списывание

Приём обучения: инструктивное, выборочно-распределительное списывание

Как вы думаете, чем море и небо похожи?

Разделите тетрадь на 2 столбца. Первый озаглавьте небо, а второй море.

На слайде представлены разные части речи для характеристики неба и моря.

Выберите из каждой части речи по пять слов для каждого столбца, запишите их в тетрадь. Слова в разных колонках могут повторяться.

В выписанных словах подчеркните орфограммы.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: письменный ответ по предмету

Образец письменного  ответа по предмету

(вариант)

 

Море:

Безбрежное, необозримое, глубокое, неохватное, неоглядное.

Шумит, бурлит, пенится, рокочет, вздымается.

Великолепно, богато, романтично, ярко, грозно, беспощадно.

Небо:

Бездонное, высокое, далёкое, бесконечное, безоблачное.

Меркнет, алеет,  гаснет, завораживает, очаровывает.

Романтично, великолепно

трепетно, красочно, ярко.

 

Языковой материал для распределительного списывания

Прилагательные:

Безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, высокое, глубокое, далекое, недостижимое, необъятное, неохватное, безоблачное, громадное, необозримое, необъятное, неоглядное, огромное, широкое, голубое, лазурное.

Глаголы:

Шумит, бурлит, волнуется, пенится, меркнет, темнеет, гаснет, рокочет, сияет, вздымается, купается, блещет, искрится, красуется,

завораживает, очаровывает, пленяет, алеет, плывёт, дышит.

Наречия:

Ярко, красочно, необыкновенно, воздушно, трепетно, волшебно, заманчиво, трепетно, обманчиво, безупречно, беспощадно, богато, вечно, великолепно, грозно, задумчиво, мечтательно, романтично, празднично.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, зачитайте вслух свои варианты. ( Спросить несколько учеников)

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету (варианты) 

Море:

Безбрежное, необозримое, глубокое, неохватное, неоглядное.

Шумит, бурлит, пенится, рокочет, вздымается.

Великолепно, богато, романтично, ярко, грозно, беспощадно.

Небо:

Бездонное, высокое, далёкое, бесконечное, безоблачное.

Меркнет, алеет,  гаснет, завораживает, очаровывает.

Романтично, великолепно

трепетно, красочно, ярко.

Метод обучения:  слово учителя, чтение

Приём обучения: инструктивное, выразительное озвученное чтение

 

Ребята, сейчас мы вместе прочтём фрагмент из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий».

Я читаю вслух, вы следите за мной и читаете про себя.

Метод учения: слушание, чтение

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное, не озвученное  чтение про себя

 

Слайд с фрагментом художественного текста

«Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.    Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.   Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах».

5.Написание сочинения по картине

(второй урок)

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Совпадает ли изображение моря писателем и художником? В чём именно?

Правильно. Только писатель использует для этого выразительные средства языка, а художник краски.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Совпадают. И писатель, и художник изображают море непредсказуемым, волнующимся, таинственным, необъятным.

Вариант сочинения по картине

Когда я первый раз попала на море, я сразу заметила его главную особенность: море завораживает, притягивает, манит. Смотреть на переливающуюся на солнце гладь воды можно бесконечно. Море прекрасно и удивительно в любое время суток, но особенно вечером. Как приятно прогуляться на закате по берегу моря! Такие прогулки настраивают на романтический, мечтательный, но печальный лад. На мой взгляд, море в лучах заходящего солнца таит в себе какую-то затаённую грусть, печаль. Но печаль эта имеет особую, ни с чем несравнимую прелесть. Золотистая  поверхность воды умиротворяет, успокаивает, навевает сладкие грёзы. Позади знойный южный день. Всё в природе затихает, замирает, засыпает. Это время суток располагает к свиданиям и задушевным разговорам. Все заботы, вся суета остались за чертой уходящего дня. Можно сесть на песчаный морской берег, ощутить его бархатное  прикосновение, смотреть вдаль, предаваться размышлениям и воспоминаниям. Как удивительно море! Сколько тайн и загадок оно в себе таит!  Сколько живых и неживых существ в нём обитает! Этой особый мир со своими законами. Не всегда морские обитатели поражают красотой, но всегда удивляют разнообразием форм, видов, окрасов. Безбрежное, постоянно меняющееся море не отпускает от себя. Снова и снова хочется погружаться в его волшебные, чарующие, нежные волны, ощущать прикосновение изменчивой стихии. Море всегда разное. В тихую, солнечную погоду оно приветливое, ласковое и встречает нас как дорогих гостей. В бурю оно грозное, неумолимое, устрашающее. Страшно оказаться в шторм в открытом море! В такие минуты оно кажется всепоглощающим гигантским чудовищем. Но вот буря миновала, и снова на нас смотрит ласковое море. Сколько бы раз мы не приезжали на море, каждый раз открываешь что-то новое для себя, неизведанное.

Недаром столько художественных произведений посвящено этому восхитительному явлению – морю. Оно всегда притягивало, и будет притягивать живописцев, писателей, киносценаристов. Потому что неисчерпаемы его богатства и потрясающая сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:"Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана"Золотая осень"

Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. На нём используются разные формы работы, способствующие развитию творческих способностей учащихся и формированию интереса к учебному предмету....

Подготовка к сочинению по картине И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».

1) знакомство с картиной И.К.Айвазовского «Буря на море ночью», развитие кругозора в области ИЗО;2) формирование навыков работы методом тройного дневника и закрепление знаний по разбору слов по состав...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

Урок развития речи Подготовка к сочинению в 7 классе "Я сижу на берегу моря"

Подготовка учащихся к написанию сочинения, создание эмоционального  фона для развития творческих возможностей учащихся.  Знакомство детей с репродукциями известных художников, изображающих м...

Подготовка к сочинению по картине И.К. Айвазовского "Рыбаки на берегу моря".

Разработка содержит репродукциии картин художника, вопросы к анализу каждого фрагмента картины, орфографичнскую работу, художественный текст по теме сочинения. Презентация содержит гиперссылки на целю...

Презентация "Подготовка к сочинению по картине "Лесистый берег"

Данная презентация поможет подготовить обучающихся к сочинение по картине "Лесистый берег"....