Урок развития речи Подготовка к сочинению в 7 классе "Я сижу на берегу моря"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Подготовка учащихся к написанию сочинения, создание эмоционального  фона для развития творческих возможностей учащихся.  Знакомство детей с репродукциями известных художников, изображающих морские пейзажи, с произведениями русский писателей и поэтов с описанием моря, с композиторами, которые в своих произведениях стремились озвучить голос свободной стихии.  Словарная работа со словом "маринист". Составление учащимися кластера со словом "море". На доске ключевые слова "Я вижу...Я слышу...Я представляю..." Под музыкальную композицию  представление детей на берегу моря. Знакомство с текстами известных писателей "Учимся у писателей". Анализ этих текстов, лексическая работа. Работа по группам с текстом. Выступление каждой группы . Рефлексия. В виде синквейна выразить свои впечатления о море. Работа над композицией сочинения, составление плана. Раздаётся словарик эпитетов (раздаточный материал). Домашнее задание: написать сочинение "Я сижу на берегу моря".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Подготовка к сочинению

в 7 классе "Я сижу на берегу моря"

Цели урока:

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения по теме “Я сижу на берегу моря…”
  2. Создать эмоциональный фон для развития творческих возможностей учащихся.
  3. Создать банк изобразительно-выразительных средств и обогатить словарный запас учащихся.
  4. Активизировать сознание учащихся, возбудить интерес к творческой самостоятельной деятельности.

Оборудование урока:

  • записи на доске;
  • репродукции с изображением морских пейзажей;
  • стихи русских поэтов о море;
  • тексты из произведений русских писателей с описанием моря.

Ход урока

( На экране появляются сменяющие друг друга 1-9 слайды презентации с видами на реку, озеро, море, сопровождаемые музыкой Шопена

  1. Вступительное слово учителя по теме урока

Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… « Ты — самое большое богатство на свете»,- так ответил французский писатель Антуан де Сент Экзюпери на вопрос: что такое вода?

Никого из нас не удивляют дождь или падающий снег, гладь плавно текущей реки или озера. Другое дело — огромные просторы морей и океанов, гигантские ледники, сползающие с заоблачных высот, струи гейзеров, подобно фонтанам, бьющие из-под земли. От этих красот у любого захватит дух.

Вода — самая загадочная жидкость на земле. И в то же время самая простая…

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это — только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода,

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом, зимой одевает

Снег белый родные поля.

Но время придёт — всё растает,

И будет простая вода.

Издавна воспевали воду певцы древних степных народов, позже поэты разных времён восхищались красотой водных просторов, силой и мощью бушующей стихии.

Вода нашла своё отражение не только в поэзии, но и в музыке и живописи.

Многие композиторы стремились озвучить голос свободной стихии. Среди них Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он обращается к морской теме в романсах «Редеет облаков летучая гряда» на слова А.С.Пушкина, в цикле «У моря»(звучат фрагменты произведений)

Но особый триумф имела опера «Садко».

Богатый купец Садко оказывается в плену у Морского царя. Дни и ночи играет Садко на гуслях — Царь пляшет, а на море бушует ураган, корабли ко дну идут!

Морской царь, чтобы наградить гусляра, предложил ему выбрать невесту: три раза по 300 красавиц прошли перед Садко.

Именно этот эпизод былины «Садко» изобразил на своём полотне живописец Илья Репин.

( Слайд 10 И. Репин «Садко», слушание фрагмента из оперы Римского-Корсакова «Садко»)

Многие другие художники изображали реки, озёра, моря. (Слайд 11)

Так, на картине Исаака Левитана «Над вечным покоем» можно увидеть бесконечный речной простор. Резкий контраст спящего погоста с вечным движением вод даёт надежду, что жизнь продолжается.

Но, наверное, самым известным живописцем, в творчестве которого были морские пейзажи, является Иван Константинович Айвазовский.

Вся жизнь художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку и хлопал ладошками по воде. Ранним утром мальчик вскакивал с постели и мчался к морю. Первые детские рисунки Айвазовского не сохранились. Не могли сохраниться. Они были… на песке!

Став взрослым, он ходил в дальние походы на морском бриге.

Айвазовский закончил Академию художеств в России, потом продолжил своё обучение в Италии.

За долгие 60 лет работы он написал более 6000 полотен, не считая эскизов.

Есть среди них множество талантливых картин ( Слайды презентации12-17 с изображением картин Айвазовского : «Прибой», «Ледяные горы в Антарктиде», «Буря», «Прощание с Пушкиным у моря», «Радуга».)

Есть поистине гениальные. Один из его шедевров — всемирно известный «Девятый вал». Эта картина — гимн человеческому мужеству!

Айвазовский- хужожник-маринист.

— Какой суффикс в этом слове? Каково значение суффикса -ИСТ-?

Приведите примеры других слов с этим суффиксом.

Проверка индивидуального опережающего заданиявключавшего работу со справочной литературой

-Какова этимология этого слова?(ответ учащегося)

( Слово «маринист» произошло от французского «МАРИНЕ» и латинского «МАРИНУС», означает мастер МАРИН. «МАРИНА» — это пейзаж, изображающий море. )

II. Тема и цель урока.

Слово учителя. Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Скажите, пожалуйста, а для чего необходимо развивать речь?

Предполагаемый ответ ученика. Речь необходимо развивать для того, чтобы быть интересным собеседником.

Слово учителя. На уроке нам необходимо подготовиться к сочинению по воображению.

Посмотрите, пожалуйста, на оформление доски и попробуйте сформулировать тему нашего сочинения.

Предполагаемый ответ ученика. Нам предстоит написать сочинение о море.

 «Я сижу на берегу моря»

— Какова цель урока, как вы думаете? (предполагаемые ответы учащихся и дополнение учителя)

-подготовиться к сочинению; осмыслить его содержание;

— определить и усвоить его жанровое своеобразие;

-развивать аналитические умения, навыки самостоятельной работы, работы по группам, в парах.

III. Составление кластера на доске

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “море”?

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592441/img1.gif

IV.  Предварительная подготовка к сбору материалов для сочинения

Звучит композиция «Утренний восход солнца»: шум ручья, пение птиц, наложенное на музыку)

Учитель:

Представьте, что вы сидите на берегу моря, озера, реки или у ручья. Полюбуйтесь красотой. Отдохните. Послушайте чудесную песенку воды…

Пусть каждый из вас мысленно произнесёт: «Я ВИЖУ… Я СЛЫШУ

 Я  ПРЕДСТАВЛЯЮ…»

(Эти три слова, напечатанные на бумаге, крепятся на доску.)

Эти слова должны быть ключевыми

( Проходит2-3 минуты. Несколько наиболее сильных учеников делятся , что

они представили)

Слово учителя. Ребята, кто поделится с нами, каким перед вами предстало море?

(Ответы детей)

Слово учителя. Запишем некоторые словосочетания в тетрадь (идет работа с обратной доской с последующей самопроверкой): Свободная стихия, слышу плеск волн, чувствую соленый воздух, палящее солнце, спокойное море, чрезвычайно бурное, величественно бушующие волны, грозные тучи, вспышки молний, необыкновенные красоты.

  1. Языковой анализ текстового материала. "Учимся у писателей"

1. Отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий».

 (На экране появляется слайд 22 с текстом. Учитель его читает вслух. У учащихся на столах лежат карточки с этим текстом)

Сколько бы ни смотреть на море — оно ни когда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криком чайки. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушённом воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясённых обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чёрную тёплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

Лексическая работа.

-Какие слова и словосочетания не понятны?

«малахитовые доски прибоя»- малахитовый- цвета малахита (минерала ярко-зелёного цвета);

«кисея»- прозрачная тонкая ткань;

«зыбь»-лёгкая рябь на водной поверхности;

«цвета индиго»- ИНДИГО: тёмно-синее красящее вещество, добываемое из сока тропического растения;

«взбаламученное»- неспокойное, взволнованное

«грифельное небо»- цвета графита (минерала тёмно-серого цвета)

-Какова тема текста? (Море всегда разное)

-Какой тип речи используется в тексте? Докажите. (Ответы обучающихся)

– Вопрос учителя: Какова главная мысль данного текста? ( море всегда разное)

-Какие чувства вызвал у вас этот текст?

Работа с изобразительно-выразительными средствами (ИВС)

Описанию свойственны такие качества речи, как точность, выразительность. Поэтому автор использует ИВС.

Задание по группам:

надпишите над словами и словосочетаниями карандашом название выразительных средств, затем зачитайте.

ЭПИТЕТЫ: пламенное, сверкающее море; под свежим ветром; (становится ) шерстяным, тёмно-индиговым; грифельное небо; резкая зелень; бурые облака; малахитовые доски; оглушительный воздух; тонкий туман.

МЕТАФОРЫ: дорожки штиля; играет барашками; налетает буря; грозно преображается; (ветер) гонит зыбь; облака шторма; доски прибоя; зигзаги пены; (эхо)звенит бронзой; очарование моря.

СРАВНЕНИЕ: точно гладят против ворса, зелень стоит стеной, висит кисеёй ГИПЕРБОЛА: с пушечным громом разбиваются о берег.

Работа со зрительными, слуховыми, чувственными образами

Задание по рядам:

1 ряд: подчеркните ручкой красного цвета те слова и выражения, которые помогают нам увидеть море:

-Тихое, светло-голубое, покрытое…дорожками штиля; ярко-синее, пламенное, сверкающее; играет барашками; ветер гонит зыбь; доски прибоя; висит тонкий туман брызг

2 ряд: подчеркните ручкой синего цвета то, что вызывает слуховые ощущения:

-штормовой ветер;

-звенит эхо;

-летают с криком чайки

3 ряд: подчеркните ручкой зелёного цвета те слова, которые поясняют, в каких состояниях представляется образ моря.

-тихое;

-слегка игривое;

-более мрачное, тёмно-синее;

-налетает буря

-В каких словах выражается отношение автора к морю, его чувства?

(«Сколько бы ни смотреть на море, — оно никогда не надоест».)

Орфографическая и пунктуационная работа:

Обратите внимание на написание слов: СКОЛЬКО БЫ НИ СМОТРЕТЬ…

ПРЕОБРАЖАТЬСЯ ( перемениться)

МАЛАХИТОВЫЕ

КИСЕЯ.

2. На доске открываются репродукции с изображением морских пейзажей( море в шторм, море тихое, море ночью, море вдали, море у берега и т.д.-всего 12-15 картин)

– Слово учителя: Море действительно всегда разное, но у каждого художника, писателя, да просто у любого человека есть свое представление о нем.

Предлагаю учащимся поработать по группам с текстами русских писателей.(5 групп

– Задание к тексту:

  1. Прочитать текст. Определить, какое состояние море в нем описано?
  2. Выписать 5-6 ключевых слов
  3. Выбрать среди иллюстраций картину, которая соответствует описанию.
  4. Выбрать метафоры, эпитеты, сравнения, которые помогают создать образ моря.

Текст№1

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Вблизи берега над волнами носятся то туда , то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились навстречу ему.

Но главное очарование море заключается в какой-то тайне, которую оно хранит в своих пространствах. Сквозь толщу воды были видны разноцветные камешки гравия.

Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца.(-В.Катаев – в карточке автор не указывается)

.

Текст №2

Море огромное, лениво вздыхающее у берега– уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег…

Море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота– это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам.

Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу

(М.Горький)

Текст№3

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.

В голубом пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другой на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца , тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение , полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море– тем, что отражало его ликующий свет.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря; зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали с него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его; узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали.

Парусное судно скользило по воде, как большая неуклюжая птица с серыми крыльями. Оно было далеко от берега и шло еще дальше туда, где море и небо сливалось в синюю бесконечность.

Море, принимая солнце в свои объятия, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных его прощальными лучами в дивные, богатые оттенками цвета.

Божественный источник света, творящего жизнь, прощался с морем красноречивой гармонией своих красок, чтобы разбудить сонную землю радостным блеском лучей. (М.Горький)

Текст №4

Их обоих окон мне было видно море. Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, встают, падают, опять встают, только брызги, как дым, поднимаются, да стон носится в воздухе. Фрегат взберется на голову волны, дрогнет там на гребне, потом упадет на бок и начинает скользить с горы, опустившись на дно между двух бугров, выпрямится только затем, чтоб тяжело перевалиться на другой бок и лезть вновь на холм.

…обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами гривастых фантастических существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению.

Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и , казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность,-так силен был его ровный пробег,-давали ту притупленность, оглушенность, которая равна действием глубокому сну.

Предполагаемый ответ ученика. 

Эпитеты: белые гребни, обнаженное дно,грохочущий бег, черному, штормовому горизонту, гривастых фантастических существ, разнузданном свирепом отчаянии, завывающая пальба

Олицетворения: с воем толкая друг друга, встают, падают, опять встают; упадет на бок; дрогнет на гребне; стонет.

Сравнения: брызги, как дым

Текст № 5

…Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же , песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! От этого, может быть, так тяжело смотреть ему на море.

Нет, бог с ним, с морем! Самая тишина его и неподвижность не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды. Гончаров И.А.)

6. Реконструкция

Работа по группам с текстом.

– Каждый участник группы выписывает 5-6 ключевых слов из текста, определяет, какое состояние моря описано в данном тексте, выбирает подходящую по теме иллюстрацию.

7. Социализация

– Затем в группе сравнивают и обсуждают выписанные слова. Записывают коллективно отобранные ключевые слова, обсуждают состояние моря, которое описано в тексте, выбирают подходящую иллюстрацию.

Далее коллективно заполняется рабочий лист.

Рабочий лист

Что вижу

Что слышу

Что чувствую

 

 

 

Эпитеты__________________________________________________

Сравнения________________________________________________

Метафоры________________________________________________

8. Выступление каждой группы

Каждая группа представляет свой текст.

– Выразительное чтение текста.

– Ответ на вопрос, какое состояние моря описано в нем.

– Указывают иллюстрацию, соответствующую данному образу моря.

– Назвать ключевые слова по плану (что вижу, что слышу, что чувствую)

– называют наиболее яркие эпитеты, сравнения, метафоры.

9. Рефлексия

Мы увидели сегодня справедливость утверждения, с которого начали свой урок: “Море всегда разное, новое, невиданное”. Думается, что у каждого из вас сложился свой образ моря, свое представление о нем. Попытайтесьв виде синквейна выразить свои впечатления о море.

Привожу некоторые образцы синквейна, созданного ребятами:

Море!

Огромное, прекрасное!

Ревет, стонет, пугает.

Страшно ощущать свою беспомощность.

Стихия! (КатяД.)

Море!

Разное, таинственное.

Манит, страшит, очаровывает.

Хочется разгадать его тайну.

Безграничность. (Максим Ш.)

Море!

Нежное, ярко-синее!

Дремлет, ласкается, играет.

Можно раствориться в его объятиях.

Счастье!

  • Работа над композицией сочинения. Составление плана.

Слово учителя.  Что нам поможет написать сочинение?

Предполагаемый ответ ученика. Нам поможет написать сочинение план.

Слово учителя.  Давайте вспомним композицию сочинения. Из скольких частей оно должно состоять? Каких?

Предполагаемый ответ ученика. Сочинение должно состоять из трех частей: вступления, основной части, заключения.

Слово учителя.  О чем можно рассказать в каждой из частей. Составим и запишем план.

План.

(идет работа с обратной доской с последующей самопроверкой)

  • Почему я оказался на берегу?
  • Каким предстал передо мной море (цвет, размер, поведение, берег)?
  • Передается ли состояние моря небу, кораблям?
  • Какой отклик в моей душе нашло это событие?

Возможно, я не ошибусь, если предположу, что каждый из нас испытывал приятные чувства, находясь на берегу реки, озера или моря. Бывает, что хочется побыть наедине с природой, полюбоваться красотой водных просторов, а, может быть, успокоить встревоженную душу, рассказав о неприятностях и обидах. Мы в душе надеемся, что вода, как магическая сила, унесет все плохое от нас, успокоит, придаст сил и энергии.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева

Ты, волна моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеёшься,

Отражая неба свод,

Иль мятёшься ты и бьёшься

В одичалой бездне вод,-

Сладок мне твой тихий шёпот,

Полный ласки и любви;

Внятен мне и буйный ропот,

Стоны вещие твои.

Будь же ты в стихии бурной

То угрюма, то светла,

Но в ночи твоей лазурной

Сбереги, что ты взяла.

Не кольцо, как дар заветный,

В зыбь твою я опустил,

И не камень самоцветный

Я в тебе похоронил.

Нет, в минуту роковую,

Тайной прелестью влеком,

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоём.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

Что нового вы, ребята, узнали сегодня на уроке?

Где пригодятся вам полученные знания?

Хочется, чтобы этот урок дал вам хороший импульс для написания сочинения, которое будет начинаться словами «Я сижу на берегу…»

Творческих вам успехов!

7) Словарик эпитетов.

 Идею текста помогут раскрыть эпитеты.


Раздаточный материал.

БЕРЕГ. О внешнем виде, цвете, наличии или отсутствии растительного покрова и т. п.; об отдаленности берега. Близкий, голый, далекий, дальний, дикий, желтый, живописный, зеленый, знойный, золотистый, золотой, каменистый, кудрявый, лазурный, обнаженный, отлогий, пенистый, померкший, пустынный, пышный, туманный, холмистый, холодный, цветущий.

О впечатлении, психологическом восприятии. Безмолвный, величественный, грустный, загадочный, задумчивый, мертвый, мирный, молчаливый, печальный, сонный, спокойный, тихий, угрюмый.

ВЕТЕР. Об интенсивности, звучании. Бешеный, буйный, бурный, быстрый, вольный, воющий, вялый, говорливый, гулкий, густой, дикий, свободный, сильный, сквозной, слабый, страшный, стремительный, тихий, торопливый, ураганный, шквалистый, яростный.

О температуре, степени влажности. Влажный, горячий, жаркий, жгучий, знойный, ледяной, мокрый, морозный, пронзительный, прохладный, свежий, студёный, сухой, теплый, холодный.

О впечатлении, психологическом состоянии. Безжалостный, благоуханный, бодрый, веселый, вкрадчивый, жалобный, жесткий, живительный, злой, игривый, капризный, ласковый, мрачный, нежный, печальный, полынный, пресный, приятный, радостный, сердитый, сладкий, соленый, суровый, угрюмый, унылый, шаловливый.

ДАЛЬ. Об отдаленности, обозримости. Безбрежная, безграничная, бездонная, безмерная, бесконечная, беспредельная, глубокая, далекая, дальняя, заоблачная, звездная, недосягаемая, неизмеримая, необозримая, необъятная, неоглядная, неохватная, нескончаемая, обширная, просторная, раздольная, распростертая, свободная, углубленная, широкая.

О цвете, степени прозрачности; о природных и погодных признаках. Белая, беспросветная, бирюзовая, бледная, голубая, дымная, дымчатая, зеленая, золотая, золотистая, искристая, лазоревая, лазурная, лиловая, лучезарная, мутная, небесная, непроглядная, неясная, пасмурная, прозрачная, розовая, седая, серая, серебристая, сизая, синеватая, синяя, сиреневая, сияющая, смутная, солнечная, стеклянная, темная, туманная, тусклая, фиолетовая, холодная, черная, ясная.

О впечатлении, психологическом восприятии. Безжизненная, безмолвная, безрадостная, бесстрастная, величественная, вольная, волшебная, глухая, грустная, завлекательная, задумчивая, заманчивая, молчаливая, мягкая, неведомая, незнакомая, неизвестная, немая, обманчивая, печальная, пленительная, пустынная, радостная, родимая, родная, свободная, сказочная, скучная, сонная, сумрачная, таинственная, томительная, тревожная, чудная, чужая.

МОРЕ. О величине, протяженности, глубине. Безбрежное, безграничное, бездонное, безмерное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, глубокое, громадное, необозримое, необъятное, неоглядное, огромное, широкое.

О цвете. Багряное, бирюзовое, голубое, желтое, жемчужное, зеленое, изумрудное, лазурное, лиловое, молочное, мраморное, свинцовое, седое, серебристое, серое, сизое, синее, темное, туманное, тусклое, ясное.

О состоянии поверхности, температуре воды, об издаваемых звуках; о впечатлении, психологическом восприятии. Безветренное, безмолвное, беспокойное, бесстрастное, буйное, бунтующее, бурное, величественное, веселое, зимнее, капризное, кроткое, ласковое, ледяное, могучее, мрачное, мятежное, нелюдимое, немое, неприветливое, радостное, резвое, сердитое, сонное, спокойное, студенистое, студеное, торжественное, тяжелое, угрюмое, холодное, чарующее, штормовое, шумное, ярое.

НЕБО. О кажущейся величине, отдаленности. Безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, высокое, глубокое, далекое, недостижимое, необъятное, неохватное, низкое.

О цвете; о степени прозрачности, чистоты; о наличии или форме облаков. Багряное, бархатное, безоблачное, беспросветное, белое, бирюзовое, бледное, водянистое, голубое, грозовое, густое, желтое, золотистое, клочковатое, лазурное, лиловое, лохматое, мглистое, медовое, непроглядное, непроницаемое, однотонное, оранжевое, ослепительное, пасмурное, пепельное, пурпурное, радужное, разноцветное, розовое, серебряное, серое, сизое, синее, сиреневое, смутное, стальное, темное, туманное, тусклое, тяжелое, фиолетовое, хрустальное, чернильное, черное, чистое, янтарное.

О впечатлении, психологическом восприятии. Безмятежное, безответное, безотрадное, безучастное, бессонное, бесстрастное, грозное, грустное, зловещее, кроткое, ласковое, милое, молчаливое, мрачное, нарядное, нежное, немое, неприветливое, неулыбчивое, печальное, праздничное, пустынное, равнодушное, радостное, свободное, сердитое, скорбное, скучное, сонное, странное, сумрачное, таинственное, тихое, тоскливое, тревожное, угрюмое, улыбчивое, унылое, хмурое, чужое.

РЕКА. О величине, глубине; об уровне воды; о характере дна, русла; о цвете, прозрачности, температуре воды. Безбрежная, великая, глубокая, голубая, громадная, длинная, желтая, змеистая, извилистая, каменистая, ледяная, маловодная, мелкая, мелководная, мелкодонная, многоводная, мутная, неглубокая, огромная, полноводная, прозрачная, прохладная, серебристая, черная, чистая, широкая, ясная.

О быстроте, характере течения; о поверхности реки; о впечатлении, психологическом восприятии. Беспокойная, бешеная, бойкая, бурливая, бурная, быстрая, величавая, веселая, волнистая, вольная, гладкая, говорливая, гордая, грозная, дремотная, живая, зеркальная, игривая, капризная, коварная, кроткая, ленивая, медленная, могучая, мрачная, печальная, приветливая, привольная, свободная, сердитая, сонная, стеклянная, стремительная, суровая, тихая, торопливая, угрюмая, царственная.

ТУЧА. (Чаще употр. во мн. числе.) О размере, отдаленности от земли, положении в пространстве. Большая, быстрая, высокая, громадная, крутая, летучая, нависшая, неподвижная, низкая, огромная, плывущая, стремительная.

О цвете. Багровая, багряная, белая, белоснежная, бледная, бурая, дымчатая, желтая, золотая, золотистая, лиловая, молочная, огненно-красная, оранжевая, пепельная, разноцветная, розовая, свинцовая, седая, серая, сизая, синяя, темная, тусклая, черная.

О форме, очертаниях; о степени плотности, густоты. Беспросветная, густая, длинная, зубчатая, изорванная, клочковатая, косматая, легкая, лохматая, мохнатая, мягкая, округлая, плотная, полупрозрачная, прозрачная, пухлая, пышная, рваная, рыхлая, сплошная, тонкая, тяжелая, узкая.

О впечатлении, психологическом восприятии. Безрадостная, вольная, глухая, грозная, душная, злая, зловещая, ленивая, мрачная, насупленная, нахмуренная, сердитая, страшная, сумрачная, суровая, угрюмая, хмурая, холодная.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи в 7 классе «Я сижу на берегу моря» Подготовила учитель русского языка и литературы Антонова Юлия Михайловна

Слайд 2

Цели урока Подготовить учащихся к написанию сочинения по теме “Я сижу на берегу моря…” Создать эмоциональный фон для развития творческих возможностей учащихся. Создать банк изобразительно-выразительных средств и обогатить словарный запас учащихся. Активизировать сознание учащихся, возбудить интерес к творческой самостоятельной деятельности.

Слайд 3

Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… « Ты — самое большое богатство на свете»,- так ответил французский писатель Антуан де Сент Экзюпери на вопрос: что такое вода?

Слайд 10

Поэзия, музыка, живопись Вода нашла своё отражение не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Многие композиторы стремились озвучить голос свободной стихии. Среди них Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он обращается к морской теме в романсах « Редеет облаков летучая гряда » на слова А.С.Пушкина, в цикле «У моря » Но особый триумф имела опера «Садко».

Слайд 11

Исаак Левитан Многие другие художники изображали реки, озёра, моря. Так, на картине Исаака Левитана «Над вечным покоем» можно увидеть бесконечный речной простор. Резкий контраст спящего погоста с вечным движением вод даёт надежду, что жизнь продолжается.

Слайд 12

И.Левитан. «Над вечным покоем»

Слайд 13

Иван Константинович Айвазовский Самым известным живописцем, в творчестве которого были морские пейзажи, является Иван Константинович Айвазовский. Вся жизнь художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку и хлопал ладошками по воде. Ранним утром мальчик вскакивал с постели и мчался к морю. Первые детские рисунки Айвазовского не сохранились. Не могли сохраниться. Они были… на песке! Став взрослым, он ходил в дальние походы на морском бриге. Айвазовский закончил Академию художеств в России, потом продолжил своё обучение в Италии. За долгие 60 лет работы он написал более 6000 полотен, не считая эскизов. Есть среди них множество талантливых картин ( Слайды презентации12-17 с изображением картин Айвазовского: «Прибой», «Ледяные горы в Антарктиде», «Буря», «Бушующее море», «Вечер на море» ) Есть поистине гениальные. Один из его шедевров — всемирно известный « Девятый вал». Эта картина — гимн человеческому мужеству!

Слайд 15

И.Айвазовский «Девятый вал»

Слайд 16

И. Айвазовский «Бушующее море»

Слайд 17

И. Айвазовский «Вечер на море». 1871 год.

Слайд 18

И.Айвазовский «Буря на море ночью»

Слайд 20

Я ВИЖУ… Я СЛЫШУ… Я ЧУВСТВУЮ…

Слайд 21

Св о бодная ст и хия, слышу плеск волн, чу в ствую сол ен ый воздух, п а лящее солнце, сп о койное море, чрез вычайно бурное, величеств енн о бушующ ие волны, грозные тучи, вс пышки молний, не обыкнов енн ые красоты.

Слайд 22

Отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий». Сколько бы ни смотреть на море — оно ни когда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криком чайки. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушённом воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясённых обрывов. Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чёрную тёплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

Слайд 23

Лексическая работа -Какие слова и словосочетания не понятны? «малахитовые доски прибоя»- малахитовый- цвета малахита (минерала ярко-зелёного цвета); «кисея»- прозрачная тонкая ткань; « зыбь»- лёгкая рябь на водной поверхности; «цвета индиго»- ИНДИГО: тёмно-синее красящее вещество, добываемое из сока тропического растения; «взбаламученное»- неспокойное, взволнованное «грифельное небо»- цвета графита (минерала тёмно-серого цвета)

Слайд 25

Изобразительно-выразительные средства ЭПИТЕТЫ: пламенное, сверкающее море; под свежим ветром; (становится ) шерстяным, тёмно-индиговым; грифельное небо; резкая зелень; бурые облака; малахитовые доски; оглушительный воздух; тонкий туман. МЕТАФОРЫ: дорожки штиля; играет барашками; налетает буря; грозно преображается; ветер гонит зыбь; облака шторма; доски прибоя; зигзаги пены; эхо звенит бронзой; очарование моря. СРАВНЕНИЕ: точно гладят против ворса, зелень стоит стеной, висит кисеёй, звенит бронзой. ГИПЕРБОЛА: с пушечным громом разбиваются о берег.

Слайд 26

Задание по группам: Задание по группам: 1 группа: подчеркните ручкой красного цвета те слова и выражения, которые помогают нам увидеть море: 2 группа: подчеркните ручкой синего цвета то, что вызывает слуховые ощущения: 3 группа: подчеркните ручкой зелёного цвета те слова, которые поясняют, в каких состояниях представляется образ моря. -В каких словах выражается отношение автора к морю, его чувства? Орфографическая работа: Обратите внимание на написание слов: СКОЛЬКО БЫ НИ СМОТРЕТЬ… ПРЕОБРАЖАТЬСЯ ( перемениться) МАЛАХИТОВЫЕ КИСЕЯ.

Слайд 27

Задание по группам: 1 группа: подчеркните ручкой красного цвета те слова и выражения, которые помогают нам увидеть море: -Тихое, светло-голубое, покрытое…дорожками штиля; ярко-синее, пламенное, сверкающее; играет барашками; ветер гонит зыбь; доски прибоя; висит тонкий туман брызг; 2 группа: подчеркните ручкой синего цвета то, что вызывает слуховые ощущения: -штормовой ветер; -звенит эхо; -летают с криком чайки 3 группа: подчеркните ручкой зелёного цвета те слова, которые поясняют, в каких состояниях представляется образ моря. -тихое; -слегка игривое; -более мрачное, тёмно-синее; -налетает буря -В каких словах выражается отношение автора к морю, его чувства? («Сколько бы ни смотреть на море, — оно никогда не надоест».)

Слайд 28

План 1.Почему я оказался на берегу? 2.Каким предстал передо мной море (цвет, размер, поведение, берег)? 3.Передается ли состояние моря небу, кораблям? 4.Какой отклик в моей душе нашло это событие?

Слайд 29

Синквейн Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 30

Д/ з . Написать сочинение « Я сижу на берегу моря»

Слайд 31

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....

Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию"Наша школа"Цель для обучающихся: научиться отбирать материал для н...

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.

Урок  развития речи для 6 класса. Групповая работа....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс

Урок развития речи помогает подготовить учащихся  к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...