Главные вкладки

    «Подготовка к сочинению-описанию осенней природы»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Работа с редактированием упражнения учебника

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sochinenie-opisanie_5_klass.docx990.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет

    Русский язык

    Класс

    5

    Учитель

    Л.Г.Чепурных, МБОУ Шарангская СОШ, Нижегородская обл., р.п.Шаранга, ул.Ленина, 34

    Авторы УМК

    Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба,  Н.В.Ладыженская

    Тема урока

    Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям

    Тип урока

    Урок развития речи

    Цель урока

    Образовательный аспект цели урока

    • ученик знает характерные признаки текста
    • определяет стиль данного текста и его тему
    • может озаглавить текст

    Развивающий аспект цели урока

    • ученик характеризует текст с точки зрения соответствия темы содержанию
    • умеет определять структурные единицы текста, обосновывая свою точку зрения
    • умеет передать своими словами отрывки художественных произведений

    Воспитательный аспект цели

    • культура  устной и письменной речи
    • эстетический взгляд на природу, личная позиция
    • любовь к окружающему миру, малой родине

    Виды УУД, формируемые на уроке

    Личностные

    • мотивация учебной деятельности, приобретение новых знаний, умений и совершенствование имеющихся

    Регулятивные

    • постановка учебной задачи
    • выбор действия в соответствии с поставленной задачей
    • контроль учебных действий
    • осознание недостаточности своих знаний и исправление допущенных ошибок

    Познавательные

    • извлечение необходимой информации
    •  систематизация собственных знаний
    • самостоятельное нахождение нужной информации в предложенных материалах

    Коммуникативные

    • построение небольших монологических высказываний
    • умение слушать друг друга
    • работа в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

    Оборудование

    Презентация, иллюстрации репродукций художников-пейзажистов В.Поленова «Золотая осень», И.Остроухова «Золотая осень», рабочие листы

    Основные понятия

    Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль текста; признаки текста описательного  характера; первоначальное понятие эпитета

    ТЕМА: «Подготовка к сочинению-описанию осенней природы»

    С о д е р ж а н и е    у р о к а

    Этап урока, его продолжи

    тельность

    Содержание и обоснование этапа

    Деятельность

    Результат и формы диагностики

    учителя

    учащихся

    1. Этап мотивации и актуализации

    10 минут

    Актуализация – повторение опорных знаний и осмысление учениками предыдущей деятельности.

    • Краткое повторение сведений о тексте

    Мотивация – формирование у учащихся личной потребности в последующей деятельности. Деятельности без мотива не бывает. Правильно организованные учителем этапы актуализации и мотивации призваны вызвать у ученика чувство уверенности – «могу» и желания – «хочу»

    • Прием «Ситуация яркого пятна»

    Слайд 2

    Постановка учебной задачи происходит в совместной деятельности учителя и ученика. Цель должна быть понятна и принята.

    Приветствует детей, настраивает на урок, кратко повторяет признаки текста

    Использует этот универсальныйприём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

    Подводит учащихся к новой теме

    Настраиваются на работу по теме урока, происходит положительное самоопределение к деятельности

    Осмысливают новую необычную информацию, предлагают свои объяснения значений слов

    Озвучивают новую тему

    Создается положительная мотивация к обучению

    2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

    3 минуты

    Планирование решения учебной задачи состоит в проектировании дальнейшей деятельности.

    Диалог о структуре домашнего сочинения

    Слайд 4

    Напоминает учащимся о ранее использовавшихся методах получения новой информации

    Участвуют в диалоге

    3. Этап выявления места и причины затруднения

    5минут

    Чтение  текста упражнения 86.

    Работа с заданиями к  тексту

    Обсуждает вместе с учащимися возможные  варианты редактирования текста

    Подбирают подходящий лексический материал

    4. Этап построения проекта выхода из затруднения

    5 минут

    Определение задач работы с текстом

    Слайд 5

    Приём «До - После»

    Предлагает учащимся распределиться на 3 рабочих групп.

    Дает рекомендации по выполнению работы над редактированием.

    Работают в группах. Осмысливают задание, продумывают этапы работы над текстом

    Представление разных вариантов текста

    5. Этап реализации построенного проекта

    30минут

    1 минута

    Редактирование текста упр.86 «Хорошо осенью в лесу»

    Приём «До - После» (продолжение)

    Самостоятельная  работа школьников в составе малых групп направлена на проявление ими познавательной инициативы, связанной с расширением знаний по предмету (желание самостоятельно, по собственному побуждению, открывать новую информацию, генерировать идеи, осваивать другие области деятельности). Ученики определяют проблемы и ставят интересующие их вопросы, выполняют поставленную задачу. Ученики сами  конструируют это содержание, расширяя и углубляя знания.  Слайд6

     Динамическая  пауза «Офтальмотренажёр»

    Выдает группам рабочие листы.

    Контроль самостоятельной работы учащихся, консультирование по возникающим вопросам.

    Предлагает просмотреть офтальмотренажер «Олимпийская физкультминутка»

    Используя предложенные источники знаний, находят необходимую информацию, согласуют работу внутри малой группы, готовят защиту своего сочинения Результаты работы:

    оформляют на рабочих листахj0343363

    Выполняют элементарные упражнения для глаз

    Написание сочинений

    Снимается зрительное и психологическое напряжение, создаётся положительный настрой

    6. Этап закрепления с проговарива

    нием во внешней речи

    15минут

    Защита сочинений. Приём «До – После» (завершение)

    Заслушиваются готовые сочинения

    Координирует  выступление групп, конретизирует ключевые моменты. Дает словесную оценку выступлениям учащихся.

    Зачитывают свои сочинения. Слушают выступления других групп. Задают вопросы. Участвуют в оценивании выступлений одноклассников.

    Звучат выступления представителей групп.

    7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    12 минут

    На данном этапе учителем оценивается успешность познавательной деятельности учащихся, производится контроль и в случае необходимости коррекция как текущих, так и итоговых результатов

    Предлагает учащимся найти прилагательные, подчеркнуть  как определения и показать их роль в тексте в качестве эпитетов

    Имеют возможность применить на практике новые знания, при необходимости их корректировать

    Все учащиеся получают оценку за урок

    8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    4минуты

    Приём «Райтинг»

    Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

    Формирует:

    умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

    Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник

    Учитель объясняет приём оценивания и ставит свою оценку каждому ученику

    Осмысливают и дают оценку результатам деятельности на уроке

    Идет рефлексия деятельности, осмысление новой информации

    9. Домашнее задание

    5 минут

    Учащимся выдается новый рабочий лист, который необходимо заполнить, используя материал самостоятельных наблюдений:

    Тема:Прогулка по школьному парку (или своя тема)

    Оставляет учащимся рабочие листы, выдаёт новые и поясняет домашнее задание

    Получают  рабочие листы, слушают пояснения учителя, настраиваются на самостоятельный поиск нужной информации и   эффективное использование возможностей информационно-образовательного пространства в целях обучения.

    Организация внешкольной продуктивной работы учеников.

    Рабочий лист

    1 часть. Вступление

    «В прошлое воскресенье … . … к берёзовой роще». (Какие предложения из этой части можно убрать? Как изменить? Может, объединить?)

    Отредактируйте 1 часть

    2 часть. Основная часть

     «Остановились мы… . …полевые цветы».

    (Как можно дополнить эту часть, чтобы тема сочинения была раскрыта?  Какой тип речи будет ведущим в этой части? Куда можно включить описание лесной полянки? Слова какой части речи уместно здесь употребить?)

    Отредактируйте 2 часть

    3 часть. Заключение

    «Домой возвратились поздно».

    (В этой части сочинения не хватает ваших впечатлений. Какие чувства вызвала лесная прогулка? )

    Отредактируйте 3 часть

    1 часть. Вступление

    2 часть. Основная часть

    3 часть. Заключение

    1. Материал к сочинению: безоблачное небо, неяркое солнце, прохладный ветерок, опавшие листья осин и берёз, коралловые гроздья рябин, пожухлая трава, багряные листья клёнов, прощальные песни птиц…

    Рабочий лист учащегося 5б класса_________________________

    Домашнее сочинение-описание ______________________________________________________

    (тема сочинения)

    1 часть. Вступление

    2 часть. Основная часть

    3 часть. Заключение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

    Урок  в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной.  ...

    Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

    Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

    Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

    Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

    Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.

        Научить  ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал - задача уроков ра...

    Урок "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники"(1879г.) 5 класс. ФГОС

    Сценарий урока в 5 классе разработан в соответствии с ФГОС. Содержит мультимедийную презентацию....

    Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе

    Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе...

    Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

    Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....