А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Гончарова Татьяна Михайловна

Представлен конспект урока по литературе в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.

Цели:

  1. познакомить с жизнью и творчеством лицейского периода;
  2. формировать умение работать со статьей учебника;
  3. воспитать любовь и уважение к своему учебному заведению.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы: эвристический, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся: запись по ходу лекции, ответы на вопросы, выразительное чтение статьи учебника, составление цитатного плана.  

Оборудование: репродукции: В. А. Тропинина «Портрет Пушкина», И. Е. Репина «А.С. Пушкин в присутствии Г. Р. Державина читает «Воспоминания о Царском Селе»», В. А. Фаворского «Пушкин – лицеист».

План урока:

  1. Организационный этап (2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания ( 10 мин.):
  • пересказ сна Светланы (баллада Жуковского «Светлана»);
  • комментарий гаданий по тексту баллады;
  • сообщение о гаданиях, которых нет в тексте;
  • чтение статьи в учебнике, цитатный план (итог).  
  1. Получение новых знаний (25 мин.) :
  • биография;
  • поступление в Лицей, лицейские друзья;
  • рукоположение в поэты.
  1. Подведение итогов (5 мин.)
  2. Домашнее задание (3 мин.)  

Ход урока

1. Организационный момент

(приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку)

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Все ли выполнили домашнее задание? Проверим. Начнем с пересказа сна Светланы (2 человека).

В самом начале баллады есть описания действий гадающих. Прокомментируем их (2 человека).

А нашли ли вы другие гадания, которых нет в  тексте? (2 человека)

Молодцы, отлично справились с домашним заданием. И чтобы завершить нам тему по Жуковскому, предлагаю прочитать статью учебника на странице 144. Прочитаем по абзацам.

(чтение, составление цитатного плана)

Теперь вы знаете об истории создания баллады «Светлана», о ее прототипах. А сегодня мы перейдем к изучению не менее известного поэта, чье имя знает каждый из нас. Это – Александр Сергеевич Пушкин.

3. Получение новых знаний

Учитель: Открываем тетради, записываем число. И тема нашего урока – «А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта». Тема записана на доске, спишите правильно. Основные даты записаны на доске слева, а трудные слова для написание – справа.

Приготовились слушать и записывать в тетради.

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве, в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны.

Дядя Пушкина был известным поэтом, в доме часто бывали московские литераторы. Еще ребенком Пушкин слушал разговоры на литературные темы.

Домашнее воспитание было беспорядочным. Дома родители читали детям книги только на французском языке и говорили только по-французски. И детям они старались дать французское воспитание, пригласив гувернеров и гувернанток. Из домашнего обучения Пушкин вынес прекрасное знание французского языка и любовь к чтению.

Важным этапом в формировании Пушкина как поэта стал период его обучения в Лицее.

Лицей – привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение, не разделенное на факультете.

Лицей помещался в Царском Селе. Обратите внимание как пишется Царское Село. Задача Лицея – готовить юношей к государственной службе.

Учеба в Лицее сильно повлияла на поэта – развила чувство изящного, любовь к природе. Пушкин вспоминал о Лицее как об отеческом крове, родном доме. Особенно его восхищали лицейские сады. В 1827 г. он пишет следующие строки:

Воспоминаньями смущенный,

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой.

Так отрок Библии – безумный расточитель –

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев, наконец, родимую обитель,

Главой поник и зарыдал …

И во многих других стихотворениях видна та же нежная привязанность.

19 октября 1811 г. (запишем эту дату) был открыт Царскосельский Лицей. Пушкин посвятил этому событию следующие строки:

Вы помните, когда возник Лицей,

Как Царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли, и встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей.

Куницын – один из преподавателей Лицея.  В этот день 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Возраст у всех был разный – от 11 до 16. А сколько было Пушкину на момент поступления? Посчитайте.

- 12 .

Да, Пушкину было 12 лет. Перед вами репродукция гравюры Фаворского «Пушкин – лицеист». Так выглядел поэт в годы учения в Лицее.

 Уровень подготовки у ребят был самый разный. Кто-то из пансионов, кто-то из гимназий, а кто-то (как Пушкин) – приехали в Лицей, имея только домашнее обучение.

Распорядок в Лицее был твердый, установленный раз и навсегда.

6:00 – подъем, утренняя молитва.

7:00 – 9:00 – занятия, которые назывались «класс».

9:00 – чай.

До 10:00 – прогулка.

10:00 – 12:00 – «класс».

12:00 – 13:00 – прогулка.

13:00 – обед.

14:00 – 15:00 – чистописание или рисование.

15:00 – 17:00 – «класс».

17:00 – чай.

До 18:00 – прогулка.

Затем повторение уроков.

21:30 – ужин и отдых.

22:00 – вечерняя молитва, сон.

Как видите, свободных минут у лицеистов было мало. Тем более лицеистов редко отпускали домой. Приезд родственников тоже был ограничен.

Воспитанники изучали множество предметов: языки (русский, латинский, французский, немецкий), риторику, русскую и мировую историю, географию, статистику, науки математические и физические, рисование, пение, танцы, фехтование, верховую езду и плавание.

Лицей отличался от других учебных заведений тем, что здесь не поощрялись телесные наказания; поощрялся дух чести и товарищества.

Обучение делилось на 2 курса: начальный и окончательный. На каждом курсе учились по 3 года. При переходе с курса на курс – публичный экзамен.

Пушкин учился в Лицее до 1817 г. (запишем)

Именно здесь Пушкин почувствовал себя Поэтом. «Начал я писать с 13-летнего возраста…»

Именно в Лицее Пушкин приобрел настоящих друзей. С ним учились такие известные личности, как Вольховский Владимир, Горчаков Александр, Корсаков Николай, Малиновский Иван, Дельвиг Антон, Кюхельбекер Вильгельм, Пущин Иван. Именно последние три имени – лучшие друзья Пушкина. Поэтому я предлагаю вам на следующий урок приготовить небольшие сообщения по трем лучшим друзьям (по выбору – 3 учащимся).

Лицей помог ему, окружил его могучую юность красотой и простором. До конца жизни любил Пушкин обращаться мыслями к Лицею, к этой радостной свободной поре. Сколько раз в воздушных стихах помянет он Лицей:

Я думал о тебе, приют благословленный,

Воображал сии сады,

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник Лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.

Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

(«Воспоминания в Царском Селе». 1829).

Пушкин в Лицее был дважды посвящен в поэты. Первый раз – на публичном экзамене, где присутствовал Державин. Рассмотрим репродукцию И. Е. Репина ««А.С. Пушкин в присутствии Г. Р. Державина читает «Воспоминания о Царском Селе»». Найдем здесь Пушкина, Державина. Рассмотрим обстановку.

А что же происходила на экзамене? В этом нам поможет статья в учебнике на странице 150.

Второй раз был посвящен, когда его приняли в неофициальное литературное общество «Арзамас».

4. Подведение итогов

Учитель: Итак, ребята, мы окунулись в эпоху того времени, когда Пушкин учился в Лицее. Вы увидели распорядок в Лицее, по репродукциям рассмотрели форму лицеистов, форму проведения переводных экзаменов. Вы увидели, насколько тяжело было учиться в таком учебном заведении и наверняка сравнили тот распорядок с нашим.

Запишем домашнее задание.

5. Домашнее задание

Учитель: Открываем дневники и записываем: страница 149, задание №1 (составить цитатный план статьи), №2 (дать толкование слов прогрессивный, культ, мемуарист). И сообщения о друзьях-лицеистах ( Салтамурадов Умар – о Дельвиге; Кальчев Федор – о Кюхельбекере; Королев Никита – о Пущине).

Оценки за урок получают: Умар, Никита, Лиза и Катя – пятерки. Правильно выполнили домашнее задание. Подробно пересказали эпизод баллады  (сон Светланы), дали комментарий гаданий по тексту баллады. Молодцы. Леша и Федя – четверки. Дали неполный комментарий, допустили фактические ошибки в пересказе.

Всем спасибо. Урок окончен.

Использованная литература:

  1. Г. С. Меркин. Литература. 6 класс. М., «Русское слово», 2009.
  2. Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе  для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: М., «Русское слово», 2009.
  3. Ф. Е. Соловьева. Методические рекомендации к учебнику Г. С. Меркина «Литература 6 класс». М., «Русское слово», 2009.
  4. Т. Ф. Курдюмова. Литература. 6 класс. Часть 1. М., «Дрофа», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропаганда здорового образа жизни при изучении биографий писателей (поэтов)

Автор делится организацией работы по пропоганде здорового образа жизни на уроках литературы  при изучении биографий писателей и поэтов....

Творческая биография Н.Е.Палькина, саратовского поэта

Николай Палькин - талантливый лирик второй половины минувшего столетия и рубежа XX и XXI веков, продолжатель лучших традиций русской поэзии. Николай Палькин создал  выразительный поэтический...

Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина

Урок литературы в 6 классе на тему "Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина" по программе Г.С. Меркина представляет собой литературную композицию с использованием мультимедийной презентации...

Информационный проект "Лицей в жизни А.С. Пушкина.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: расширение и углубление предметных знаний путём самостоятельного приобретения недостающих данных из разных источников. ЗАДАЧИ: 1) развитие познавательной деятельности обучающих...

Факт и образ российской истории в творческой биографии и произведениях А.С.Пушкина.

Представленный урок направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся....

В.В. Маяковский. Жизнь и творческий путь поэта.

Описание основных этапов жизненного и творческого пути поэта 20 века В.В. Маяковского....