Басня как эпический жанр
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Скворцова Маргарита Викторовна

Презентация знакомит учащихся с басней как эпическим жанром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon basnya_kak_epicheskiy_zhanr.ppt992.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР Рассказ и цель – вот в чём сущность басни; сатира и ирония – вот её главные качества. (В.Г.Белинский)

Слайд 2

БАСНЯ ПУСТОЙ РАССКАЗ ЛОЖЬ БАЙКА ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 3

Басня – один из малых эпических жанров. Небольшой рассказ, почти анекдот Всегда рассказ, повествование

Слайд 4

БАСНЯ КАК ЖАНР Басня - краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Басня состоит из вступления, описания событий и морали. Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д. Эзопов язык – речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла. Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Слайд 5

Отличительная особенность басни Стремление учить на «отрицательном примере», в силу чего в произведении неизменно присутствует герой, который является носителем какого-либо нравственного недостатка

Слайд 6

Особенности басни Фамильярно-бытовая лексика и фразеология (из кожи вон лезет) Сказочно-народная лексика и фразеология (бедняжка-куманек) Восклицательные и вопросительные предложения (Спой, светик, не стыдись!) Частицы устного обихода (ей-же-ей) Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными, префиксами эмоционально-экспрессивного значения (перушки, мастерище, огородишко, объедала) Диалог – с краткими, динамичными репликами Часты обращения (Это, Щука, тебе наука…)

Слайд 7

Этапы развития басни

Слайд 8

1 этап Эзоп (древнегреческий баснописец) – 6 век до н.э. Отличительные особенности: краткость, ясность, простота. Федр (древнеримский баснописец) – 1 век до н.э. Короткие басни в прозе. Называлась басня притчей.

Слайд 9

2 этап (17 век) Лафонтен (французский баснописец). Создал стихотворную басню. Заимствовал сюжеты у древних.

Слайд 10

3 этап (18-19 вв.) И.А.Крылов (русский баснописец). Создал подлинно-народную реалистическую басню. Написал 204 басни (только 67 из них переводные, остальные – оригинальные). Создавал басни-сатиры. Басни сказочные, занимательные, короткие, динамичные (мало описаний и много действия).

Слайд 11

Кантемир А.Д. Тредиаковский В.К. Сумароков А.П. Хемницер И.И. Дмитриев И.И. также писали басни Грибоедов А.С. Жуковский В.А. Гоголь Н.В. Салтыков-Щедрин М.Е. Островский А.Н. Толстой А.К. Толстой Л.Н. продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

Слайд 12

4 этап (20 век) С.В.Михалков В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

Слайд 13

Объясните высказывание Лафонтена: «Тело есть басня, душа – мораль». Именно мораль прячется за внешней оболочкой басенного рассказа, за вымышленными героями и обстоятельствами. Ради нее создается басня, которая служит высокой цели – сделать мир добрее, справедливее, лучше и чище.

Слайд 14

Почему поучительный вывод из басни сравнивают с «позолоченной пилюлей»? Выражение «позолотить пилюлю» значит «смягчить, скрасить что-нибудь не слишком приятное». Мораль басни – ее целебное лекарство от людских недостатков. Но она подается совсем не как прямое «указывание пальцем» на конкретного человека. Речь идет о внешне далеких от читателя каких-то зверях, птицах и тому подобном; на самом же деле читатель зачастую узнает в них, их слабостях и промахах, себя и своих знакомых – а это достаточно горькое, хотя и важное открытие, которое может быть целебным, как лекарство.

Слайд 15

Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас? Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабос­ти, недостатки, пороки, что и много веков назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"

Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...

"Басня как литературный жанр" Проверочная работа по литературе. 5 класс

Материалы проверочной работы помогут учителю выявить уровень усвоения пятиклассниками таких понятий, как жанр басни, рассказ и мораль в басне, аллегория, эзопов язык, др....

Предпосылки изучения малых эпических жанров

Какие жанры предпочитают учащиеся?...

Басня как эпический жанр

в данной презентации рассказано об истории и особенностях жанра басни...

Урок «Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

Урок литературы в 6 классе по теме: «Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка»....

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...

Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы....