Жанр басни. Истоки басенного жанра.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Акулина Алевтина Александровна

Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_v_5_klasse.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урока по литературе в 5 классе.

Дата проведения: 01.10.2021.

Тема: Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Цель: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы.

Задачи

Образовательные:

  1. Углубить знания учащихся о басне и ее происхождении;
  2. Сформировать умение отличать басню от других жанров литературы.

Развивающие:

  1. Развивать умение пересказывать текст по плану;
  2. Развивать навык выразительного чтения.

Воспитательные:

  1. На примере басен показать учащимся, что необходимо трудиться.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Знать определение басни и историю ее происхождения;
  2. Уметь отличать басню от других литературных жанров.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Принимает и сохраняет учебную задачу;
  2. Планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные:

  1. Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Коммуникативные:

  1. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


Личностные:

  1. Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.


Ход урока

Деятельность учащихся

Мотивация.

Как вы думаете, что объединяет всех перечисленных писателей: Эзоп (грек) – Федр (римлянин) – Ж.Лафонтен (француз) – А.Сумароков (русский).

Одним из старейших жанров (ganre (фр.) — вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти.

В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты.

Сформулируйте тему и цель урока.

Запишем тему урока в тетрадь: Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Они все баснописцы.

Жанр басни.

Актуализация.

  • К какому роду литературы относится сказка?
  • Какие роды литературы еще вы знаете?
  • Чем они отличаются?
  • Вспомните, что такое басня?
  • Какие басни вы уже читали?

Ответы учащихся.

Объяснение материала.

Прочитаем статью учебника на странице 55.

Запишем определение басни в тетрадь.

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).

— Что такое мораль басни?

Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Один из самых известных баснописцев — Эзоп — жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.

Подготовленные ученики читают басни Эзопа.

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

О чем эти басни?

Назовите признаки басни?

Какова мораль этих басен?

В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли басни. Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

Читаем статью учебника, посвященную жизни и творчеству И. А. Крылова (с. 56—58).

  • Подчеркнем, что именно чтение помогло Крылову стать одним из самых образованных людей своего времени.
  • Где родился писатель? Назовите дату рождения.
  • В каком возрасте и где пришлось писателю начать свой трудовой путь?
  • Какие произведения приносят известность И. А. Крылову?
  • Расскажите о басне. Когда зародился этот жанр? Как композиционно строится басня?
  • Какие басни Крылова вы уже читали? Какие знаете наизусть?

Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, безобидная насмешливость — эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.

Запись в тетрадь.

Ответы учащихся.

Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Каким вам представляется И.А. Крылов?

Домашнее задание.

Знать биографию И.А. Крылова. Прочитать басню «Волк и ягненок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

Басня. Истоки басенного жанра.

Урок №1 в системе уроков, посвященных творчеству И.А. Крылова...

истоки басенного жанра

презентация к уроку литературы 5 класс об истоках басенного жанра...

презентация "Истоки басенного жанра"

Данная презентация составлена к уроку литературы по теме "Басня" и содержит дополнительный материал...

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...

План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"

Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе...