Басня. Истоки басенного жанра.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Степанова Анастасия Владимировна

Урок №1 в системе уроков, посвященных творчеству И.А. Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basnya._istoki_basennogo_zhanra.doc36.5 КБ
Файл basnya_kak_literaturnyy_zhanr.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Литература. Учитель А.В. Степанова.

Тема урока: Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

                                  (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

Класс: 5

Дата проведения: 14.10.2011

По основной дидактической цели тип урока – урок изучения нового материала.

Цели урока:

а) дидактические:

- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

- дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;

- познакомить детей с именами известных баснописцев;

б) развивающие:

- развивать познавательные интересы учащихся;

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать умение строить устное высказывание;

в) воспитывающие:

- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.

Оборудование: 

  1. Учебник Литература. 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010;
  2. Тексты басен Эзопа и Лафонтена;
  3. Презентация Power Point «Басня. Истоки басенного жанра».

Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Постановка цели урока. Введение в тему.

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.

Но сначала вспомним, что такое басня.

  1. Беседа.

- Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?

- Прочитайте запись на доске (чтение записи одним из учеников): «Басня – какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и всё! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова)

- Давайте разберемся, в чем же трудность этого жанра.

  1. Работа по теме урока.

1) Басня – лиро-эпическое произведение.

- Дома вы читали статью учебника «Роды и жанры литературы». Какие три рода литературы вам известны? (Схема)

- К какому роду литературы мы отнесем жанр басни?

- Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.

2) Работа с литературоведческими терминами.

Басня (с. 55) – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.

Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек - продолжить ряд…)

- В басне обязательно есть мораль.

Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

3) Баснописцы.

- Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)

- Но история басни началась не с Крылова. Басня – очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп. Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.

Существует выражение «эзопов язык» - это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа.

Подготовленные ученики читают басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград».

- В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.

Подготовленные ученики читают басни Лафонтена «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».

- В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Писал басни Ломоносов, о котором мы вели речь на прошлом уроке. А сегодня я хочу прочитать вам басню Василия Кирилловича Тредиаковского.

Чтение учителем басни Тредиаковского «Ворон и лисица».

- Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. О нем мы будем подробно говорить на следующем уроке.

  1. Подведение итогов урока.

- Что такое басня?

- Что такое мораль?

- С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке?

6. Домашнее задание. 

Чтение и пересказ статьи учебника об И.А. Крылове (с.56 – 58). Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки). Оформить красиво на альбомных листах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

Слайд 2

Сегодня на уроке мы расширим представление о басне как об одном из древнейших литературных жанров; узнаем об истории развития басенного жанра; познакомимся с именами известных баснописцев и их произведениями.

Слайд 3

«Басня – какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и всё! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова )

Слайд 4

Роды литературы Эпос рассказ повесть роман Лирика стихотворение Драма пьеса сценка басня

Слайд 5

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.) Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Слайд 6

ЭЗОП. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ БАСНОПИСЕЦ. VI ВЕК ДО Н.Э.

Слайд 7

ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН. ФРАНЦУЗСКИЙ БАСНОПИСЕЦ. XVIII ВЕК