истоки басенного жанра
проект (литература, 5 класс) по теме

Верткая Светлана Александровна

презентация к уроку литературы 5 класс об истоках басенного жанра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_basennogo_zhanra.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 5 классе Истоки басенного жанра: Эзоп, Жан Лафонтен, И.А.Крылов. Рождение басни «Ворона и лисица ». учитель МОУ Южно-Степная СОШ Верткая С.А.

Слайд 2

Цели урока • расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; • учить анализировать басню; • развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление, память. • прививать любовь к национальным истокам русского народа, воспитывать чувство коллективизма

Слайд 3

Оборудование: Литература: 1.В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин Литература. 5 кл. Учеб. – хрестоматия для общеобраз . учреждений. В 2 ч. / Авт. – сост. В. Я. Коровина и др.- 3-е изд. – М: Просвещение, 2004. 2. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт . материалы по лит.: 5 кл./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.: ил. 3. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва Поурочные разработки по литературе. Изд. 2-е, дополненное. 5 класс.- М: ВАКО, 2004. 4. Уроки литературы. № 11 – 2004/ приложение к журналу «Литература в школе». 5. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. ХХ век / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+ , 1999. – 688 с.: ил. 6.Русская басня. М., Издательство «Правда», 1986г.

Слайд 5

Слово учителя Однажды Лебедь, Рак да Щука, Проказница Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Везти с поклажей воз взялись. Достали нот, баса, альта, две скрипки -- И сели на лужок под липки, -- Пленять своим искусством свет. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова, И у кого что силы стало, В ушах у гостя затрещало -- И закружилась голова. Вот пуще прежнего пошли у них раздоры “ Изрядно, - говорит, -- сказать несложно , Тебя без скуки слушать можно». Демонстрация слайда № 3 и сопровождающее чтение строк из басен И.А.Крылова. Беседа с учащимися. Что необычного в прочитанных мною строчках? Понятие центон . Как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем изучать? Как вы догадались?

Слайд 6

Работа над теорией литературы Игровой момент. «Путешествие в Край Говорящих Зверей». Ребята выбирают из слайда №3 зверей-героев басен Учащиеся дают определения басни и морали

Слайд 7

Встреча с Эзопом Древнегреческий мудрец, легендарная личность. О нём рассказывали, что он был уродливым рабом-фригийцем (из Малой Азии), служившим простоватому философу Ксанфу , много раз посрамлял его книжную учёность своей сметливостью и здравым смыслом, за услуги государству был освобождён, соперничал со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Эзопу приписывалось “изобретение" почти всех ходивших в народе басенных сюжетов.

Слайд 8

Встреча с Жаном Лафонтеном Эллада, мать искусств, за это ей хвала. Из греческих земель и басня к нам пришла. От басни многие кормились, но едва ли Они до колосков всю ниву обобрали. Доныне вымысел – свободная страна.

Слайд 9

Встреча с И.А. Крыловым Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.

Слайд 10

Рождение басни. Работа с текстами. Эзоп «Ворон и лисица» Лафонтен «Ворон и лис» Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать". Дядюшка Ворон, сидя на дереве, держал в своем клюве сыр. Дядюшка Лис, привлеченный запахом, Повел с ним такую речь. Добрый день, благородный Ворон! Что за вид у Вас! Что за красота! право, если ваш голос Так же ярок, как ваши перья,- То вы – Феникс наших дубрав! Ворону этого показалось мало, Захотел он блеснуть и голосом, Разинул клюв и выронил сыр. Подхватил его Лис и молвил: Сударь, Запомните: всякий льстец кормится от того, кто его слушает,- Вот урок вам, а урок стоит сыра. ,- И поклялся смущенный Ворон, что другого урока ему не понадобится.

Слайд 11

И.А.Крылов «Ворона и лисица» Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. На ель Ворона, взгромоздясь , Да позадумалась , а сыр во рту держала. На ту пору Лиса близехонько бежала; Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки ! Какой носок! И, верно,ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Слайд 12

Анализ басен Что одинаково во всех трех баснях? В чем главное отличие басен Лафонтена и Крылова от басни Эзопа? Найдите в каждой басне мораль-поучение. В какой из них она высказана слишком прямо, а где мораль имеет более широкий смысл? Чем басня Лафонтена отличается от басни Крылова? Сравните обольстительную речь дядюшки Лиса Лафонтена и Лисицы Крылова ? Знакомство с новыми терминами Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. От легендарного образа поэта VI века до н. э. Эзопа - создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. В дальнейшем эзопов язык нашёл широкое применение в сатире (например, у Салтыкова-Щедрина). Аллегория (от греч. allos - иной и agorae - говорю) - изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления.

Слайд 13

обобщение Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из “моря житейского". Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

Слайд 14

Конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова.

Урок изучения басенного жанра в творчестве И.А. Крылова с использованем электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции образовательных ресурсов....

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

Басня. Истоки басенного жанра.

Урок №1 в системе уроков, посвященных творчеству И.А. Крылова...

презентация "Истоки басенного жанра"

Данная презентация составлена к уроку литературы по теме "Басня" и содержит дополнительный материал...

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...

Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы....