Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Селюкова Лариса Николаевна
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о жанре басни, показать её основные особенности; - дать понятия: басня, мораль, аллегория, олицетворение; - познакомить с особенностями басен И. А. Крылова; - обучить сравнительному анализу текстов; Развивающие: - развить умение видеть и находить в текстах басен скрытые приемы (афоризмы, олицетворения, аллегорию, мораль); - формирование умения у учащихся работать в вопросно – ответной форме; Воспитательные: -воспитать внимательность к русскому слову; - умение слышать и дополнять ответ товарища. Тип урока: урок внеклассного чтения. Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка иллюстраций к басням И. А. Крылова, портреты баснописцев, карточки с текстами басен для каждого учащегося: «Лисица и виноград» (Эзоп, Ж. де Лафонтен, И. А. Крылов), домашнее задание на карточках, сравнительная таблица (Общее / Различное в баснях Эзопа, Ж. де Лафотена, И.А. Крылова), карточки эмоционального состояния. Методическая деятельность: репродуктивная (работа с текстом), частично поисковый метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_urok_basni.rar2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Селюкова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края

Урок  литературы в 5 классе

Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века ).

Цели урока:

Обучающие:

- расширить представления учащихся о жанре басни, показать её основные особенности;

- дать понятия: басня, мораль, аллегория, олицетворение;

- познакомить с  особенностями басен И. А. Крылова;

- обучить сравнительному анализу текстов;

Развивающие:

- развить умение видеть и находить в текстах басен  скрытые приемы (афоризмы, олицетворения, аллегорию, мораль);

- формирование умения у учащихся работать в вопросно – ответной форме;

Воспитательные:

-воспитать внимательность к русскому слову;

- умение слышать и дополнять ответ товарища.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка иллюстраций к басням И. А. Крылова, портреты баснописцев, карточки с текстами басен для каждого учащегося: «Лисица и виноград»  (Эзоп, Ж. де Лафонтен, И. А. Крылов), домашнее задание на карточках, сравнительная таблица (Общее / Различное в баснях Эзопа, Ж. де  Лафотена, И.А. Крылова), карточки эмоционального состояния.

Методическая деятельность: репродуктивная (работа с текстом), частично поисковый метод.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повышение уровня мотивации школьников. (Слайд 1)

Тема сегодняшнего урока « Басня как литературный жанр ».

- Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать на уроке?

- Какие цели сегодня на  уроке мы поставим перед собой?

- Чем нам может помочь в дальнейшем данный материал урока?

   3.  Обращение к новому материалу (Слайд 2).

Эпиграф к уроку:

Когда первобытный человек почувствовал себя человеком,

Он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе.

По существу, это были два вопроса: как устроен мир и как

должен вести себя в этом мире человек?

На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней.

М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»

А) Обращение к истории создания басни (краткий доклад учащегося).

    Жанр басни известен с давних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп. Легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г. до н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме - басне» (Слайд 3)

     Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал в отдельном сборнике. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 в. древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 17 в. А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев и др.  (Слайд 4)

    И. А. Крылов  позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь была удивительно насыщенной: русский баснописец, драматург, журналист, самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В 1808 г. в «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басни, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей. С 1809 по 1843 гг. создал 200 басен.

      

     Слово учителя:      Давайте, попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение. Название текста сохранилось без изменения.

         Б)  Наблюдение за материалом.

    Чтение учителем басни «Лисица и виноград» Эзопа (учащиеся следят по текстам, которые выданы каждому: Эзоп, Ж. де Лафонтен, И. А. Крылов) (Слайды 5, 6, 7). Две остальных басни учитель просит прочитать самих учащихся по желанию.

 В) Обращение к материалу презентации, чтение и знакомство с определениями (мораль, аллегория, олицетворение). Учащиеся записывают  определения из учебника (стр. 55) в тетради. (Слайд 8). Учащиеся в ходе сравнения басен соотнесут данные понятия с материалом басен.

Мораль - начальные или заключительные строки с нравоучительным выводом.

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Аллегория – (в переводе с греческого – «иносказание») - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет

    Г) Сравнительный анализ басен. Составление таблицы (Общее/ Различное). 

План сравнительного анализа (Слайд 9)

  1. Тема басни.
  2. Герои басни.
  3. События, действия героев.
  4. Цель басни.
  5. Мораль.
  6. Художественные особенности (изобразительно – выразительные средства).

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои комментарии по текстам басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. Заполнение таблицы (раздаточный материал выдается на парты для каждого учащегося). (Слайд 10)

  • Что общего во всех трех баснях?
  • Кто главный герой в басне?
  • Какова тема каждой из басен?
  • Какие события изображает каждый из писателей? Приводят примеры.
  • Как изображает каждый из авторов Лису? (обращение к приему устного словесного рисования)
  • Кого напоминает Лиса в данных баснях? Что высмеивают авторы в своих произведениях?
  • Как и при помощи каких художественных средств  каждый из авторов  воссоздает образы и ситуацию? (Приводят примеры из текста).
  • Какова мораль в каждой из басен? (Приводят примеры из текста).

Примерный ответ учащихся:

Эзоп: «голодная Лиса», без особого описания, автор говорит о том, что она сама себя убедила в том, что ей не нужен этот виноград;

Лафонтен: « Лис – гасконец», «Лис – нормандец», важная фигура в парике, как автор; «умирает с голоду», Лафонтен называет его «любезником», использует глаголы  действия по отношению к Лису: «был бы рад полакомиться», «не смог дотянуться».  Автор не осуждает героя за его желание полакомиться, а наоборот оправдывает.

Крылов: Это сказочная героиня – «Кума-Лиса», «кумушка». Она, как воровка, залезает в сад, чтобы полакомиться виноградом. Сами характеристика действий Лисы говорит о ее особенной фигуре: «глаза и зубы загорелись», «отколь она к ним не зайдет», «пробившись попусту», «говорит с досадой». Даже описание винограда выглядит заманчиво: «кисти винограду рделись», «кисти сочные», «как яхонты», «горят». Автор очень ярко изображает данную картину, как - будто оживляет перед нами данную сцену.

Запись в таблице учащимися общих черт басен.

Общее:

- общая тема, общий герой (Лиса);

- басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;

- в басне высмеивают людские пороки;

- басня имеет поучение (мораль).

Различное:

  • Басня Эзопа написана в виде небольшого рассказа, притчи. Она содержит мораль.
  • Басня Лафонтена  развернутая: действие переносится во Францию (лис – гасконец, лис-нормандец): желание Лиса достать виноград усиленно тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: « Пусть им кормится всякий сброд». Мораль французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
  • Басня Крылова еще более развернута. Она напоминает русскую сказку. В ней действует «кума Лиса». Употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), "«отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно.
  • Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет», которой Крылов иллюстрирует своей басней.

Учащиеся записывают основные различия в таблицу, делают вывод.

  • Как вы считаете, у кого из баснописцев получилось наиболее образно донести до нас замысел произведения?

Учащиеся приводят пример своей точки зрения, говорят о том, что басня Крылова наиболее выразительная, так как в ней использованы обороты из русской народной речи («отколь», «неймет»,  «око»), обращение к элементам сказки («кумушка», «кума - Лиса», «яхонты»), мораль ярко выражена в пословице («Хоть видит око, да зуб неймет»).

Д) Составление  синквейна (за основу берем тему урока). С данным приемом учащиеся уже знакомы и работали на предыдущих занятиях. (Слайд 11)

Примерный вариант

Басня

Поучительная, юмористическая

Обличает, учит, наставляет

Краткий стихотворный или прозаический рассказ поучительного содержания

Поучение

        5. Тест на усвоение знаний, полученных на уроке. (Слайд 12,13)

Учитель должен поинтересоваться, сколько ребят получило оценку «5», «4» и «3» за тест.

6.  Подведение итогов: Обобщение всего сказанного.

  • Что вы узнали нового? 
  • Достигли ли мы цели урока?
  • Какие трудности возникал при решении задач? Почему?  
  • Удалось ли вам их преодолеть?

Учащимся предлагается заполнить карточку эмоционального состояния (вводится как элемент рефлексии). Оцените, пожалуйста, в таблице свою деятельность на уроке.

  • Как вам работалось?
  • Что получилось?
  • Что понравилось?
  • Осталось ли что-то непонятным?

Карточка эмоционального состояния

        Дата

        Заполните карточку значками:

        Ο – да,                   Δ – нет,                  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно        

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешен (успешна)        

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

  Особое мнение, впечатление:

Домашнее задание:     (Слайд 14)

 1. Чтение сказки Жуковского «Спящая царевна».

* Творческое  задание, выполняемое по желанию: Попробовать самим придумать басню (в стихах или прозе).

Приложение 1

Сравнительная характеристика басни «Лисица и виноград»

(Эзоп, Ж. де Лафонтен,

И. А. Крылов)

Эзоп

Ж. де Лафонтен

И. А. Крылов

Общее

Различное

Эзоп «Лисица и виноград»

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зелёные!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Ж. де Лафонтен «Лисица и виноград»

Лис – гасконец, а быть может, лис – нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться и сказал: « Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

И. А. Крылов «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись;

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь.

Приложение 3

Возникновение басни

Жанр басни известен с давних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп. Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 г. до н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме - басне».

   Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал в отдельном сборнике. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 в. древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 17 в.: А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев и другие.

    Иван Андреевич Крылов (1769 -1844 гг.) позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь была удивительно насыщенной: русский баснописец, драматург, журналист. Самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В 1808 г. в «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басни, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей. С 1809 по 1843 гг. создал 200 басен.

     

И. А. Крылов (1768 – 1844г)

Крылов родился в 1768 г. в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-х гг. 18 века. Первые опыты его драматургические (комическая опера «Кофейница», 1782 г. ,трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедия «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»  и др.

С 1789 по 1793 г. И. А. Крылов выпускал сатирические журналы, которые впоследствии были закрыты цензурой. Баснями Крылов начал заниматься с 1791 г. Его первые произведения в этом жанре – «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста» (переводы Лафонтена) – были опубликованы в 1805 г. Крылов стоял у истоков реалистической басни. Примечательно и то, что в своих баснях Крылов использовал живой русский язык. Его басни лишены сухого морализма. Их новаторскими ,отличительными чертами являются убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственности и жестокостью, трусостью, лицемерием, корыстью, лестью, тщеславием.

Умер Крылов в 1844 г. Он написал свыше 200 басен, некоторые сюжеты он заимствовал у своих предшественников, другие придумывал сам. Главное же новаторство Крылова – успешное создание русского характера и передача мудрости русского народа.

Приложение 4

Карточка эмоционального состояния

Дата

Заполните карточку значками:

Ο – да,                   Δ – нет,                  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно        

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешен (успешна)        

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Особое мнение, впечатление ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 5

Домашнее задание:  

   

 1. Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:

  • «Слона-то я и не приметил»,
  • «А воз и ныне там»,
  • «На задних лапках я хожу»,
  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»,
  • «Рыльце у тебя в пуху»,
  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Приложение 6

Тест

  1. Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

2. Вывод в басне называется:

А) поучение;

Б) мораль;

В) наставление;

Г) рассуждение.

3. Определите название приёма, характерного для басни:

А) иносказание;

Б) заклинание;

В) описание;

Г) повторение.

4. Кто известен как первый баснописец?

А) Жан де Лафонтен;

Б) Эзоп;

В) Крылов;

Г) Ломоносов.

Приложение 7

Творческие работы учащихся 5 – х классов

Синквейн по теме «Басня как литературный жанр…»

  1. Басня
  2. Поучительная,  стихотворная
  3. Учит, указывает, наставляет
  4. Стихотворное произведение, содержащее мораль
  5. Нравоучение

                                       (Тесленко Д., 5 «Б»)

  1. Басня
  2. Стихотворная, поучительная
  3. Указывать, наставлять, укорять
  4. Стихотворная форма с моралью в конце
  5. Поучение

                                         (Мрыкало Д., 5 «Б»)

  1. Басня
  2. Иносказательная, поучительная
  3. Указывает, обличает, учит
  4. Небольшое прозаическое или стихотворное произведение с моралью
  5. Нравоучение

                                             (Шубинский И., 5 «Б»)

  1. Басня
  2. Стихотворная, иносказательная
  3. Учить, наставлять, изображать
  4. Прозаическое или стихотворное произведение с моральным выводом
  5. Иносказание

                                         (Старцева А., 5 «А»)

Приложение 8

Творческие работы учащихся 5-го класса

Басня

«Ёжик – сладкоежка»

Маленький Ёжик конфеты любил,

Он сладкоежкой и жадиной был.

Нашел конфетку как-то он

И побежал скорее в дом.

Чтоб не делиться ей с подружкой,

Конфету спрятал под подушку.

И спать он лег в свою кровать,

Чтоб утром всех быстрее встать.

Проснулся Ёжик раньше всех,

Свою подушку поднял вверх.

Смеялись все над ним друзья,

Ведь стал Ежонок как свинья!

***

Всё тайное всегда становится явным! (Салимова Н., 5 «Б»)

«Медведь и рыба»

Задумал раз Медведь

Запасы на зиму готовить.

Пошел на озеро и рыбы наловил.

Да много так,

Что еле тащит.

Навстречу Волк,

Медведю говорит:

-  Делись, дружок – сосед, мой бурый Мишка!

Дней пять уж я не ел,

Оголодал совсем!

- Ты что, сосед, мне самому –то мало!

Пришел в берлогу и уснул…

А рыба вся пропала.

***

Вот всем и каждому урок,

Что жадность до добра не доведет! (Логинова Е., 5 «Б»)

«Жеребенок»

Жил на свете белый жеребенок

И был доволен хвостиком своим,

А ног своих совсем не примечая,

Не уделял вниманья им.

Однажды шел по лесу он

И зацепил за куст свой хвостик.

Услышал  волчьи он шаги,

Пытался выбежать на мостик.

Но тщетно…

Он застрял…

Шаги все ближе слышит он

И рвется  все сильней.

«Родные ноженьки мои, пожалуйста, быстрей»

И вот он вырвался из плена,

Бежит теперь на мост.

Волк от него отстал…

Стыдит Конек свой хвост.

Он понял, наконец,

Что красота – пустяк,

А главное – помощники, -

Без них нельзя никак! (Михайлова М., 5 «Б»)

«Лесоруб и Ёжик»

Однажды Лесоруб, топор свой наточив,

В лесу устроил заготовку дров.

И тут тихоня Ёж, минутку улучив,

К нему подкрался, страх переборов.

«Не дашь ли дров немного мне и моему семейству;

Дожить едва ли сможем до весны!

Не дай свершиться подлому злодейству!

А уж тебе потом добром ответим мы!»

Был Лесоруб и горд, и своенравен.

«Какая польза мне от этой мелкоты?»-

Подумал он. И прочь Ежа отправил.

Не проявив тепла, сердечной доброты.

…Прошла зима. И вновь весна настала.

Как выжил Ёж, не ведаем о том.

У Лесоруба лошадь резвая пропала.

Вдруг видит, Ежик жмется под кустом.

И Лесоруб к нему воззвал уныло:

«Ты знаешь лес, овраги, помоги,

Ведь пропаду я без своей кобылы:

Заглохнет дело, влезу я в долги…»

«Когда бы зиму я провел в тепле и холе,

То были б силы у меня теперь бежать,

Чтобы помочь тебе по доброй воле.

А я едва-едва могу стоять!»

***

Так на Руси недаром говориться

(Теперь понятно будет, отчего):

«Не плюй в колодец, может из него

Тебе когда-нибудь придется и напиться». (Болдырева П., 5 «А»)

«Медведь и Заяц»

Заяц в лесу, увидев Медведя,

Затеял вдруг в  дородстве с ним сравняться;

Он был завистлив.

И ну завидовать, кряхтеть и надрываться.

- Гляди, зайчиха, буду ль я с него?» -

Жене он говорит.

 -Нет, зайчик мой, тебе далёко.

- Смотри, сейчас я вырасту высоко!

Ну, каково? Уж вырос я с него?

- Почти что ничего!

- Ну, что теперь?

Все то - ж.

Кряхтел он да кряхтел

И кончил мой Зайчоночек на том,

Что, не сровнявшись, он  с Медведем,

С натуги треснул он и околел. (Чешилова В., 5 «А»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Басня. Истоки басенного жанра.

Урок №1 в системе уроков, посвященных творчеству И.А. Крылова...

Жанр портрета в Русской живописи XVIII века

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.)...

истоки басенного жанра

презентация к уроку литературы 5 класс об истоках басенного жанра...

презентация "Истоки басенного жанра"

Данная презентация составлена к уроку литературы по теме "Басня" и содержит дополнительный материал...

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Басня как литературный жанр"

Басня как литературный  жанр (истоки басенного жанра: Эзоп, Лафотен, русские баснописцы XVIII века)...

Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы....