Памятка для учащимся по литературе
учебно-методический материал по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Иванова Ольга Викторовна

В памятке учащимся по литературе помещены опорные планы для разбора и анализа текстов, материалы по теории литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План анализа эпизода из литературного произведения

!!! Анализ эпизода начинается с указания произведения, года его написания, при необходимости года издания.

1.  Место и роль эпизода в композиции произведении.

2.  Тема эпизода. (Возможно самостоятельно озаглавить)

3.  Герои данного эпизода.

4.  Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5.  Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

    через обстоятельства;

    через конфликт;

    через описания;

    через монолог;

    через диалог;

    через поступки и психологию героев.

6.  Манера повествования. Что именно в этом эпизоде меняется в авторском стиле?

7.  Ключевые слова. Имена собственные.

8.  Средства художественной выразительности.

9.   Средства создания подтекста.

10.   Авторская позиция.

Еще материал можно посмотреть:

http://nsportal.ru/blog/nachalnoe-i-srednee-professionalnoe-obrazovanie/2013/03/23/analiz-epizoda-literaturnogo

https://infourok.ru/plany_analiza_hudozhestvennyh_proizvedeniy_ih_epizodov-560031.htm



Предварительный просмотр:

Краткий словарь средств выразительности

Анафора – повторение начальных слов.

                     Ты полон весь мечтою необъятной,

                     Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)

Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.

                       Они сошлись. Волна и камень,

                       Стихи и проза, лед и пламень

                       Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)

Гипербола –  средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.

И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак).)

Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс). 

Забором крался конокрад, загаром крылся виноград»; «Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…» (Б.Л. Пастернак).)

Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи.  («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).)

Лирический герой –  это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Литота –  художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.

Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А.А. Фет).)

Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)

Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.

Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф.И. Тютчев).)

Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).)

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)

Сравнение может быть выражено формой Т.п. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)

Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.

(«Под нами с грохотом чугунным   мосты мгновенные гремят». (А.А. Фет))

Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др.

Эпифора – повторение заключительных слов.

                     Милый друг, и в этом тихом доме

                    Лихорадка бьёт меня.

                    Не найти мне места в тихом доме

                     Возле мирного огня!                           (А.А. Блок)



Предварительный просмотр:

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/57/56601/img3.jpg

Взято с https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimages.myshared.ru%2F4%2F263717%2Fslide_4.jpg&text=%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&noreask=1&pos=13&lr=12&rpt=simage



Предварительный просмотр:


Примерный план характеристики литературного героя

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Еще материал можно посмотреть:

http://5litra.ru/other/55-plan-xarakteristiki-geroya-literaturnogo.html

http://slovo.ws/geroi/index_alfavit_12.html



Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения


1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

         Тема стихотворения: 
         - пейзаж; 
         - общественно-политическая; 
         - любовная/интимная; 
         - философская.

         Сюжет: 
         - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
         - без сюжета: образы чувств (...).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
Какую лексику использует автор: 
- бытовую, повседневную 
- литературную, книжную 
- публицистическую 
- архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения. 
Необходимо: 
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). 
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

         Композиция: размер, рифма, ритм. 
         Размер: 
         акцентный стих; 
         _ _' _ амфибрахий; 
         _ _ _' анапест; 
         верлибр (свободный или белый стих); 
         '_ _ _ дактиль; 
         дольник; 
         '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
         _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

         Рифма: 
         аабб - парная; 
         абаб - перекрёстная; 
         абба - кольцевая. 
         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика. 
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
- определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
         - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
         - гипербола - художественное преувеличение; 
         - ирония - скрытая насмешка; 
         - литота - художественное преуменьшение; 
         - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
         - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
         - паралеллизм; 
         - сравнение; 
         - эпитет - художественное определение.

7. Стилистические фигуры: 
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
- антитеза/противопоставление; 
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный; 
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
- повторы/рефрен; 
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика: 
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
- аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
- ассонанс - повторение гласных; 
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское "Я". 
- сам автор, 
- рассказ от лица персонажа, 
- автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Еще материал можно посмотреть:

C:\Users\Admin\Desktop\4272.jpg

Взято с https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fppt4web.ru%2Fimages%2F2692%2F50431%2F640%2Fimg9.jpg&text=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&noreask=1&pos=0&lr=12&rpt=simage


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся в портфолио ученика

Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....

Методическая разработка - Памятка для учащихся и их родителей КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ ДОМА

Данная методическая разработка представляет собой Памятку для родителей и детей, содержащую описание основных проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при устной подготовке...

Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...

памятка для учащихся "Как готовиться к сочинению по художественной литературе"

Простые советы помогут вам избежать неудачи при написании сочинения по литературе....

Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5-6 лет»

Памятка для родителей«Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5-6 лет»Прививать ребенку любовь к чтению необходимо с самого нежного возраста.  Почему необходимо? Потому что начи...

Памятка для учащихся. Требования к итоговому сочинению по литературе 11 кл.

Требования к итоговому сочинению по литературе 11 кл. Памятка для учащихся...

Памятка для обучающихся по литературе "Стихотворные размеры"

Данную памятку можно использовать на уроках литературы в средних и старших классах при анализе стихотворений....