А.С. Пушкин. Станционный смотритель
план-конспект урока по литературе по теме

Короткова Светлана Георгиевна

А.С. Пушкин. Станционный смотритель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.13 КБ
Файл stantsionnyy_smotritel1.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Изображение «маленького человека» в повести

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «маленького человека»; проанализировать образ главного героя – Самсона Вырина; помочь обучающимся почувствовать трагизм положения в обществе людей подобного ранга; развивать умения и навыки анализа художественного текста, коммуникативную компетентность обучающихся; воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Оборудование: презентация, репродукции к «Притче о блудном сыне», фишки для оценивания обучающихся, конверты с заданиями для работы в парах, памятка «Характеристика литературного героя».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, оформление записи в тетрадях, знакомство с системой оценивания (накопительная)

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.
  1. Блиц-опрос (максимальное количество баллов – 5)

А.С. Пушкин «Повести Белкина»

Вопросы

  1. Назовите дату рождения А.С. Пушкина (06 июня 1799 г.)
  2. В каком году А.С. Пушкин опубликовал «Повести Белкина»? (в 1831 г.)
  3. Перечислите повести, которые входят в этот цикл («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»)
  4. Героиней какого произведения является Марья Гавриловна? («Метель»)
  5. Какая притча лежит в основе картинок на стенах в доме Самсона Вырина? («Притча о блудном сыне»)

(Проводится взаимопроверка, ребята оценивают работы друг друга)

  1. Мотивация учебной деятельности.
  1. Демонстрация видеофрагмента с чтением отрывка из произведения                    Н.В. Гоголя « Мёртвые души» (Слайд № 1. Изображение станции Вырино)
  2. Вопросы обучающимся. (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

- о каком произведении мы сегодня будем говорить?

- помог ли вам в определении произведения данный видеофрагмент?

Слово учителя: Речь пойдет о повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в цикл «Повести Белкина». Во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественники меняли лошадей. Служащих, которые отвечали за эту работу, называли станционными смотрителями. (Слайд № 2. Автор и название произведения)

- как звали станционного смотрителя в нашей повести? (Слайд № 3. Портрет Самсона Вырина)

- какова тема нашего урока?

Слайд № 4. Тема урока. Эпиграф к уроку.

- почему Самсон Вырин назван «маленьким человеком», вы мне скажете в конце нашего урока?

- как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Обучающиеся формулируют цели урока)

  1. Работа над темой урока.

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

  1. Вопросы обучающимся (Памятка «Характеристика литературного героя»)

- каково имя героя? Несет ли оно в себе дополнительную информацию?

- знаете ли вы историю библейского героя с именем Самсон?

- есть ли сходство истории Самсона Вырина с историей библейского героя?

- кем был Самсон Вырин в молодости?

- откладывает ли его прошлое отпечаток на его характер?

- какова внешность героя? Есть ли его портрет в произведении?

2. Устное словесное рисование.

Обучающиеся рисуют портрет Самсона Вырина.

  1. Вопрос обучающимся.

- что за должность такая «станционный смотритель»?

  1. Чтение отрывка из произведения «Что такое станционный смотритель? ... бросает ему на стол свою подорожную…»
  2. Вопросы обучающимся.

- как вы понимаете цитату «мученик четырнадцатого класса»? (Слайд № 6. Табель о рангах)

Комментарий учителя.

  1. Вопросы обучающимся.

- сколько раз рассказчик побывал на станции,  где служил Самсон Вырин?

- в какие времена года рассказчик оказывался там?

7. Распределение по группам.

1 ряд работает с отрывком «Первый приезд рассказчика на станцию» (весна)

2 ряд работает с отрывком «Второй приезд рассказчика на станцию» (зима)

3 ряд работает с отрывком «Третий приезд рассказчика на станцию» (осень)

(На партах конверты с вопросами в соответствии с отрывками, указанными выше. Обучающиеся работают в парах, отвечая на вопросы письменно в тетрадях).

  1. Работа обучающихся в парах (5 мин)
  2. Ответы обучающихся. (Слайд №7 - 9)
  3. Вопросы обучающимся.

- почему автор появляется на станции веселым весенним днем, а в третий раз появляется на закате осенью? Символично ли это?

10. Работа с репродукциями. (Слайд № 10)

- какой второй библейской истории касается автор в своем произведении?

- в чём сходство истории Самсона Вырина с историей блудного сына?

- каковы чувства отца и в притче, и в повести?

- простил ли отец блудного сына? В чём это выражается?

- простил ли Самсон Вырин свою дочь?

- блудный сын примирился с отцом? А Дуня примирилась с отцом? (Слайд № 11)

  1. Итоги урока.

Вопросы обучающимся.

- какие значения слова «маленький» вы знаете? (Слайд № 12)

- на основе характеристики образа Самсона Вырина определите, что значит понятие «маленький человек»?

  1. Домашнее задание.

Для всех учащихся: определить авторское отношение к Самсону Вырину.

Высокий уровень: какой нравственный урок даёт нам история Самсона Вырина? (подготовить письменный развёрнутый ответ на  вопрос).

Достаточный уровень: составить характеристику образа Дуни по предложенному плану.

Средний уровень: записать определение «повести». Пересказать      понравившийся эпизод из произведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Слайд 3

Самсон Вырин

Слайд 4

Изображение «маленького» человека в повести О бедность! затвердил я наконец Урок твой горький!.. А.С. Пушкин

Слайд 5

План-характеристика литературного героя Имя героя. Несёт ли дополнительную информацию имя? История жизни героя. Как она отразилась на нем? Внешность героя. Какую дополнительную информацию она несёт? Поступки персонажа. Как они характеризуют его? В каких условиях живёт герой? Что его окружает? Отношение героя к окружающим персонажам и их отношение к нему. Авторское отношение к герою.

Слайд 6

Класс Гражданские чины I Канцлер. Действительный тайный советник 1-го класса II Действительный тайный советник III Тайный советник IV Действительный статский советник V Статский советник VI Коллежский советник VII Надворный советник VIII Коллежский асессор IX Титулярный советник X Коллежский секретарь XI Корабельный секретарь XII Губернский секретарь XIII Провинциальный секретарь XIV Коллежский регистратор

Слайд 7

Весна

Слайд 8

Зима

Слайд 9

Осень

Слайд 10

Возвращение блудного сына. Худ. Рембрандт.ок. 1666-1669 г.

Слайд 11

Дуня на могиле отца. Худ. М.Добужинский. 1905 г

Слайд 12

Значение слова маленький 1. Небольшой, незначительный по величине, по размерам 2. Небольшого роста; низкорослый 3. Небольшой по количеству, немногочисленный 4. Небольшой по сумме (о средствах, деньгах) 5. Небольшой по силе, по степени проявления 6. Не имеющий существенного значения; маловажный 7. разг. Небольшой по возрасту; малолетний 8. Занимающий невысокое общественное или служебное положение.

Слайд 13

Домашнее задание Для всех учащихся: определить авторское отношение к Самсону Вырину. Высокий уровень: Какой нравственный урок даёт нам история Самсона Вырина? (подготовить письменный развёрнутый ответ на вопрос). Достаточный уровень: составить характеристику образа Дуни по предложенному плану. Средний уровень: записать определение «повести». Пересказать понравившийся эпизод из произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание помещения. Сжатое изложение (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") 6 класс

Программный вид работы  позволяет подготовить учащихся к одному из заданий  ГИА. Сжатое изложение научит выбирать в тексте основное, закрепит теоретические и практические навыки, расширит сл...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...

Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Предмет: литература       Класс: 6а       Учебник: «Литература. 6 класс»...

Пространство и время в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Исследовательский проект ученицы по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".  Материал может быть использован на уроках литературы....

Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Презентация к уроку в 6 классе по программе В.Я.Коровина....

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель."

Разработка открытого урока по литературе  в  7  классе А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные проблемы в повести....