Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству татарского поэта Мусы Джалиля
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Толмачева Светлана Евгеньевна

Урок, посвященный творчеству Мусы Джалиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                            «УМИРАЯ,  НЕ   УМРЁТ  ГЕРОЙ-

МУЖЕСТВО ОСТАНЕТСЯ В ВЕКАХ»

              Муса Джалиль    

Урок внеклассного чтения  с презентацией, посвящённый  жизни и творчеству татарского поэта – патриота  Мусы Джалиля для учащихся 6  класса.  Этот урок носит воспитательный характер, заставляя учеников размышлять о Родине, о долге перед ней, о своей ответственности за судьбу страны.

ЦЕЛЬ:

- познакомить учащихся с трагической судьбой и творчеством татарского поэта;

-воздействовать на духовный мир детей;

-прививать учащимся любовь к Родине как источнику высшей нравственности и чистоты.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Мусы Джалиля, рисунки учащихся, выставка книг о творчестве поэта, презентация.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Ребята, на прошлом уроке я просила написать небольшое сочинение на тему «Что для меня значит слово РОДИНА».  Давайте заслушаем их.

-Некоторые ребята показали в рисунках Родину, какую они её себе представляют. (Рассмотреть выставку рисунков на доске).

3.Работа по теме урока.

СЛАЙД № 1

Вступительное слово учителя:

-Сегодня мы познакомимся со стихотворениями поэта, которого вы ещё не знаете. Имя его Муса Джалиль. 2 февраля исполнилось 105 лет со дня его рождения. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем значительнее предстаёт в нашем сознании подвиг народа, спасшего мир от фашизма. К таким относится подвиг татарского поэта и воина Мусы Джалиля.

Жизнь поэта была подвигом. Подвигом было его творчество, навеки сохранившее живой огонь борьбы.

Больше всего на свете Джалиль любил свою Родину. Тема Родины, Отчизны звучит во многих его стихотворениях.

(Стихотворение «О героизме»  читает ученик). СЛАЙД № 2

-Судьба поэта светла и трагична. Сегодня, во время урока, мы пройдёмся по страницам жизни и творчества Мусы Джалиля, открыв «КНИГУ ПАМЯТИ».

-Итак, открываем первую страницу: «АВТОБИОГРАФИЯ  ПОЭТА».  СЛАЙДЫ  № 3 - 7

(Читает подготовленный ученик).

-Следующая страница книги «ПОДВИГ СОЛДАТА».  СЛАЙД № 8

Учитель:

- 23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнёс в военкомат заявление с  просьбой отправить его на фронт, а 13 июля уже надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский  фронт корреспондентом газеты «Отвага».

   Война не заставила поэта растеряться.  В первые недели Отечественной войны он написал цикл стихотворений «Против врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи.

СЛАЙД № 9

    Тогда же в Казани вышел сборник Джалиля «Клятва артиллериста». Автору увидеть его уже не пришлось. При прорыве из окружения Муса был тяжело ранен в грудь и, оглушённый взрывом, потерявший сознание, попал в руки врага.  Джалиля заключают в лагерь для военнопленных.

    В своем стихотворении «Прости, Родина!» он излил своё первое горе, желание отомстить врагу. Стихотворение построено довольно сложно;  в нём переплетаются различные мысли и переживания, объединённые в одном желании помочь родине в её схватке с фашистами. Давайте познакомимся с ним поближе.

 (Листочки со стихотворением раздаются ученикам).

СЛАЙД № 10

            Первое, но не центральное место занимает мольба о прощении:

    Прости меня, твоего рядового,

    Самую малую часть твою.

    Прости за то, что я не умер

    Смертью солдата в этом бою.

СЛАЙД № 11

Но поэт подчёркивает:

   Волхов - свидетель: я не струсил,

   Пылинку жизни моей не берёг.

СЛАЙД № 12

Разговор с родиной переходит в беседу с любимой:

   Не я ли писал  спутнику жизни:

   Не беспокойся, писал, жена,

   Последняя капля крови капнет-

   На клятве моей не будет пятна.

СЛАЙД № 13

В последней строфе звучит тоска о том, что пистолет дал осечку и он, раненый, попал в руки врагов.

   Что делать? Отказался от слова,

   От последнего слова друг-пистолет.

   Враг мне сковал полумёртвые руки

   Пыль замела мой кровавый след.

-Что лежит в основе стихотворения? (Мысль о непокорённости, о несокрушимом мужестве, о верности родным, народу, родине).

-Попробуйте прочесть стихотворение целиком, почувствуйте его.

 Учитель:

- Муса Джалиль оказался во вражеском плену 26 июня 1942 года. Об этом несколько лет ничего не было известно, его считали без вести пропавшим. И только после победы открылось, сколько пришлось ему пережить в концлагерях и тюрьмах.

(Стихотворение «Воля» читает ученик).

СЛАЙД № 14

Учитель:

- Мы открываем третью, последнюю страницу, которая называется «Жизнь после смерти».

СЛАЙД № 15

 «В последних числах апреля 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось с боями во двор фашистской тюрьмы Моабит. В то время там уже никого не было. Сваленные в кучу, догорали какие-то папки. И тут  один из бойцов обратил внимание на валявшийся на земле клочок бумаги, на котором было написано что-то по-русски.  Боец поднял листок, разгладил и, не веря своим глазам, прочитал: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам в Москве, сообщат семье».

Бойцы передали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так на Родину пришла первая весть о подвиге Джалиля.

СЛАЙД № 16

   Год спустя в Союз писателей принесли маленький свёрточек, обёрнутый в красную бумагу. В нём оказалось два блокнота, совсем маленькие по размеру. На последней странице первого блокнота рукою Мусы Д жалиля было написано завещание поэта: «К другу, который умеет читать по-татарски». Их передал бывший участник  Сопротивления, бельгиец, Андре Тиммерманс, который когда-то сидел в одной тюрьме с поэтом. Стихи из этих блокнотов получили широкую известность под  именем «Моабитские тетради».

  СЛАЙД № 17

 Так мы узнали о жизни, творчестве и борьбе поэта  в фашистских застенках. Из 125 статей в дошедших до нас моабитских тетрадях Джалиля  сохранились 93 статьи  и 2 небольших фрагмента поэмы.

   Строки его стихов потрясают, правда в них оплачена самой дорогой ценой - жизнью. Послушайте одно из них.

СЛАЙД № 18

(Стихотворение «Варварство» читает учитель).

-Он погиб после 791 дня борьбы с врагом.

Гитлеровцы решили организовать из пленных группу предателей  и шпионов и направить её против Советской Армии.

   СЛАЙД № 19

Джалиль и его друзья создали подпольную группу, наладили печатание листовок и сорвали замыслы противника. Первый же батальон Волго-татарского легиона, посланный на Восточный фронт, поднял восстание, перебил немецких офицеров и влился в отряд белорусских партизан. По доносу провокатора гестапо напало на след патриотов и зверски расправилось с ними.

   СЛАЙД № 20

Но, сидя в немецких застенках, Джалиль верил в победу нашей Родины, в победу над фашизмом.

(Стихотворение «Утешение» читает подготовленный ученик).

   СЛАЙД № 21

На берегу Волги, вблизи Казанского Кремля, возвышается памятник «Моабитской тетради».Здесь всегда лежат букеты цветов, и кажется, что розы и гвоздики зацвели от тепла человеческих сердец в память о великом поэте, который так любил свою родную землю и был её верным сыном до конца.

Заключение.

СЛАЙД № 22

- В прошлом, 2010 году, мы отметили  65-летие победы над фашизмом. Нет в России ни одного дома, где не была бы оплакана потеря близких, родных людей, отдавших свою жизнь во имя спасения Отечества. Среди ваших отцов есть, я думаю, герои Афганской войны, ваши братья могли воевать в Чечне и показали своё мужество и стойкость. Мы все в долгу перед теми, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь за то, чтобы жила Родина. Чем  можно отплатить  этот долг? Только памятью о тех, кто остался на полях сражений.

Учитель:  

- Сегодня вы узнали ещё одно имя. Муса Джалиль. Запомните его, оно этого достойно.

Задание на дом.

Выразительное чтение одного из стихотворений М. Джалиля.

Используемые ресурсы:

www.forum.sportbox.ru

www.islamrf.ru

www.museum.ru

www.nagl.ru

www. old.ch-lib.ru

www. history-kazan.ru

www.liveinternet.ru

www.islamnn.ru

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения, посвященный поэту Николаю Тряпкину

поэт Николай Тряпкин, лауреат Государственной премии, автор многих замечательных песен, необычайно интересен. материалы о нем помогут провести урок внеклассного чтения или классный час, посвященный ег...

« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.

Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе "Поэты пушкинской поры"

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского3. Сопоставить э...

Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"

Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством поэтов Калужской области. Воспитывать у учащи...

Стенгазета посвященный творчеству татарского поэта Г.Тукаю

Стенгазета посвященный творчеству татарского поэта Г.Тукаю...