«Вся моя биография - в моих сочинениях». Обобщающий урок по творчеству И.С.Тургенева.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Хотеева Лариса Александровна

Урок позволяет с помощью заданий игрового характера проверить знание биографии И.С.Тургенева, содержания романа, расширить  представление о романе и его героях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turgenev_obobshchenie_10_klass_novyy_avtosohranennyy.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-семинар для 10 класса.

Тема. «Вся моя биография - в моих сочинениях». Обобщающий урок по        творчеству И.С.Тургенева.

(СЛАЙД №1)

Цели урока.

Образовательные:  с помощью заданий игрового характера проверить знание

биографии И.С.Тургенева, содержания романа, расширить  

представление о романе и его героях.

Развивающие:         способствовать развитию творческих способностей учеников,

развитию образного мышления, устной монологической  и диалогической речи, развитию умения выразительного чтения и инсценирования.

Воспитательные:            воспитывать интерес к изучению русской литературы,

способствовать нравственному воспитанию учащихся, интересу к     истории своей страны.

Обеспечение урока. Презентации, подготовленные учителем и учащимися, кроссворд, изображения гербов, портреты И.С.Тургенева, Полины Виардо и др.

(СЛАЙД 2)

Эпиграф урока.                 Точно и сильно воспроизвести истину… есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями.

И.С.Тургенев

(СЛАЙД №3)

Подготовительный этап урока.

Класс делится на 6 групп, каждая из которых получает предварительное задание. На уроке каждая группа представит выполненное задание.

Задание для первой группы. Составить не менее 10 вопросов для викторины, связанных с жизнью и творчеством И.С.Тургенева.

Задание для второй группы. Составить кроссворд по творчеству И.С.Тургенева (не менее 20 слов). 

Задание для третьей группы. Прочитать инструкцию, нарисовать герб Кирсановых. Снабдите его девизом. На обороте сделать его подробное описание. Подумайте, целесообразно ли в качестве варианта задания придумать герб Базарова. Что это будет за герб?

Задание для четвертой группы. Перечитайте главу XIII, выявив особенности речи Ситникова и Кукшиной. Напишите отсутствующий эпизод «Диалог Ситникова и Кукшиной о Базарове».

 Задание для пятой группы. Используя речевую характеристику Базарова, напишите отрывок из дневника Базарова, охватывающий любой период его жизни:  в Петербурге, в Марьино, в Никольском, перед смертью.

Задание для шестой группы. Составить презентацию «Малоизвестный Тургенев»

План рецензии на третье задание.

  • Форма герба.
  • Цветовая гамма.
  • Использование символических фигур.
  • Девиз.
  • Соответствие герба характерам героев.
  • Общее впечатление.
  • Дополнение и предложения.

План рецензии на четвертое задание.

  • Соответствие теме задания.
  • Узнаваемость речевой характеристики (лексика, интонация).
  • Соответствие авторскому стилю.
  • Узнаваемость героев.
  • Общее впечатление (речевые и грамматические ошибки, пожелания, оценка)

План рецензии на пятое задание.

  • Соответствие речевой характеристике героя (тема, лексика, интонация).
  • Соответствие логике характера героя.
  • Соответствие авторскому стилю.
  • Общее впечатление (речевые и грамматические ошибки, пожелания, оценка)

Инструкция для третьей группы.

Появление эмблем – условных символических изображений каких-либо понятий, идей – относится к глубокой древности. Они зародились в странах античного мира и первоначально олицетворяли отвлеченные понятия, например, сова – мудрость. Затем такие изображения стали знаками-символами древнегреческих городов-государств и их колоний: Афины – сова, Коринф – пегас, Мирмекий – муравей. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах, но они еще и являлись гербами. Различные отличительные знаки получили наследственный характер, т.е. превратились в гербы в узком значении слова, в  XI – XII вв. в среде западноевропейского рыцарства. Основной причиной появления гербов были особенности средневекового военного доспеха, скрывавшего лицо воина. Рыцарские турниры – очень популярные в средневековой Западной Европе военные состязания – привели к появлению на щитах рыцарей различных отличительных изображений и специальных лиц – герольдов, в обязанности которых входило описание гербов и определение их принадлежности. Постепенно эти отличительные знаки стали наследственными, родовыми…

Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов:

французский – четырехугольной формы с заострением внизу и в середине; испанский – с плавно закругленной нижней частью; варяжский – треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский – овальной формы и германский – вычурно вырезанной формы. Кроме них существовали круглые, косоугольные, квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.

Как правило, гербы были рельефными, но  могли быть и плоскостными, цветными. Они составлялись из металлов, эмалей (финифти) и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные – золото, серебро. Использовались финифти 5 цветов – красного, голубого или лазоревого, зеленого, пурпурного и черного…

Щиты могли быть одноцветными и многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали,  называется рассеченным, разделенный пополам по горизонтали – пересеченным; разделенный на две части из угла в угол – скошенным справа и слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и  по горизонтали,  является рассеченным и  пересеченным…

Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным относятся изображения живых существ (человек, звери, птицы), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (огонь, вода)…

К искусственным фигурам относятся изображения  самых различных предметов, созданных человеком, - лук, меч, сабля, шпага, стрела, подкова и т.д.

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не имеющих аналогов в природе, - дракона, двуглавого орла, единорога, Пегаса, гидры, птицы Феникс и др…

Все остальные части герба являются необязательными. Над щитом часто располагался шлем; над и под щитом – корона; нашлемник представлял собой фигуру (как правило, изображение животного), выходящего сверху из шлема или короны; мантия и намет – изображения плащей средневековых рыцарей. Мантия – бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая. Намет – украшение в виде виньетки, выходящее из-под шлема. Щитодержатели – это естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с обеих сторон. Девиз – это краткое изречение, характеризующее определенные принципы жизни, поведения,  убеждения владельца герба. Сенью называется шатёр, помещавшийся под мантией государственного герба.

Обычно при создании гербов используется только главная часть герба – щит. Форму щита выбирают сами ученики.

При создании герба обычно используются символы, изображающие негеральдичесике  естественные фигуры, с помощью которых можно объяснить характер и убеждения героя. Герб каждый ученик составляет произвольно, исходя из того, как понял характер, манеры и принципы жизни героя произведения.

Материалы для четвертой группы (к речевой характеристике Ситникова и Кукшиной)

Сразу бросается в глаза злоупотребление иноязычной лексикой уже в обращениях: Eudoxie (вместо Авдотья),  Victor (вместо Виктор). В дальнейшем в речи Ситникова постоянно ощущаются два характерных свойства – лихость и бойкость, в речи Кукушкиной – лень и развязность. Общее впечатление неестественности, неловкости. «Практическая» дама время от времени категорично вскрикивает: «Химия – это моя страсть!», «Все это мило!», «Это гениальный господин!» или забрасывает собеседника вопросами: «Вы читали статью в «Московских ведомостях?», «Вас интересует женский вопрос?»

Ситников важно заявляет: «Я люблю комфорт жизни». «Женщин следует презирать, и я их презираю». «Долой авторитеты!»

Интонационно их речь близка: выкрики, резкие утверждения, агрессивная интонация.

Задания для шестой группы.

  1. Сформулировать цель работы.
  2. Найти портреты Тургенева и пояснения к ним.
  • Портрет К.Горбунова 38-39 г.
  • Портрет Э.Лами 1843-1844 г.
  • Рисунок П.Виардо 1858 г.
  • Рисунок Л.Пича 1868 г.
  • Фотографии М.Панова 1867 г.
  • Портрет В.Перова 1872 г.
  • Портрет А.Харламова 1875 г.
  • Фотография А.Либера 1879 г.
  • Фотографии М.Панова 1880 г.
  • Портрет Я.Полонского 1881 г.
  • Портрет Н.Дмитриева-Оренбургского 1879 г. «Тургенев на охоте».
  1.  Зарубежные писатели и музыканты, с которыми был знаком Тургенев.
  • Гюстав Флобер (кто он?)
  • Жорж Санд
  • Проспер Мериме
  • Фредерик Шопен
  • Альфред де Мюссе
  • Шарль Гюно
  1.   О нем оставили воспоминания
  • Ги де Мопассан
  • Эдмон и Жюль де Гонкуры
  • Альфонс Доде
  • Генри Джеймс
  • Хьялмар Байесен
  1. Какие имена современных литературоведов вам известны? (Ю.Лебедев, П.Пустовойт)
  2. Какие фильмы сняты по произведениям Тургенева? ( Дважды «Отцы и дети», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Муму») – дать кадры из фильмов.

Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. (Зачетные ответы подсчитывает ученик-счетчик)

Первый этап урока – введение – разогрев учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку».

        Прием «Лови ошибку». На доске записана тема с преднамеренной ошибкой в фамилии  писателя – ТургенЬев.

Прием «Эпиграф» - Как вы понимаете слова Тургенева о творчестве писателя?                                Точно и сильно воспроизвести истину… есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями.

И.С.Тургенев

        Организация групповой работы учащихся.  Для работы нам нужно выбрать рецензентов, которые, используя критерии оценивания заданий, дадут рецензию на ответы товарищей. За правильностью и результативностью наблюдает ученик-счетчик.

(СЛАЙД №4)

  1. Проверка задания первой группы. Учащиеся должны были составить не менее 10 вопросов для викторины, связанных с жизнью и творчеством И.С.Тургенева.

(СЛАЙД №5)

  1. Проверка задания второй группы. Составить кроссворд по творчеству И.С.Тургенева (не менее 20 слов). 

(СЛАЙД №6)

4.   Проверка задания третьей группы. Прочитать инструкцию, нарисовать герб Кирсановых. Снабдите его девизом. На обороте сделать его подробное описание. Подумайте, целесообразно ли в качестве варианта задания придумать герб Базарова. Что это будет за герб? 

(СЛАЙД №7)

Учитель. Каждый дворянин имел свой герб, сцены и символы которого служили своеобразным прочтением судьбы всего дворянского рода. А в кабинете у Тургенева в Спасском-Лутовинове также висел родовой герб Тургеневых. Вот его описание: «Под рыцарским, лазурного цвета с золотой окантовкой, увенчанный шлемом и золотой дворянскою короной, осеняемой тремя страусовыми перьями, поставлен щит, разделенный на четыре равные части, из коих в нижней половине в левой части в голубом поле золотая звезда, из Золотой Орды происхождение рода Тургеневых показывающая, над нею серебряная рогатая луна, означающая прежний магометанский закон. Над этой частью в верхней половине слева на серебряном поле – парящий с распростертыми крыльями орел, отлетающий от луны, смотрит вверх, что означает удаление от магометанства и воспарение к свету христианской веры. Сверху справа на красном поле – обнаженный с золотою рукояткой меч. Это воспоминание о казни страдальца Петра Никитича Тургенева от Гришки Отрепьва, самозванца, за безбоязненное обличение его. В нижней правой половине в золотом поле готовый, оседланный конь, бегущий по зеленому лугу. Конь показывет всегдашнюю рода Тургеневых готовность и ревность к службе государю и отечеству».

Обратите внимание на девиз Кирсановых: «Без принсипов шагу ступить нельзя».

Герб Базарова. Как вы думаете, что символизируют изображения на этом гербе?

Это герб самого Евгения Базарова, а не его семейства. Своим участием в дуэли Базаров прикоснулся к чуждому для него миру дворянских «принсипов» и, как древний рыцарь, может представить свой герб на щите.

Герб имеет нестандартную форму. В центре – круг, разделенный на две неравные части. Большая его часть окрашена в черный цвет. Меньшая, примерно пятая часть , - белая. На черной девиз: «Nihil». На белой: «Наука». Рядом с надписью изображены колбы, пробирки, штатив. За кругом, выполняя роль щитодержателей, скрещённые дуэльные пистолеты.

Черная пустота с подчеркнутым обожествлением отрицания всего, обещающая гибель, разрушение, от которого не спасет наука. Обреченность на борьбу с идейными противниками, а другими словами, со всеми; одиночество. Но главный враг Базарова – он сам, ибо его вера приведет его к самоистреблению.

Можно ли принять герб за основу? Передает ли этот герб характер и образ жизни Базарова?

5.  Проверка задания  четвертой группы. Перечитайте главу XIII, выявив особенности речи Ситникова и Кукшиной. Напишите отсутствующий эпизод «Диалог Ситникова и Кукшиной о Базарове».

Инсценирование отрывка, составленного учащимися.

6.  Проверка задания   пятой группы. Используя речевую характеристику Базарова, напишите отрывок из дневника Базарова, охватывающий любой период его жизни:  в Петербурге, в Марьино, в Никольском, перед смертью.

7.   Проверка задания  шестой группы. Составить презентацию «Малоизвестный Тургенев».

(СЛАЙД №8)

8.Рефлексия. Выступление рецензентов и оценивание работ групп.

(СЛАЙД №9)

9. Вывод учителя. Тургенев – один из величайших писателей в мировой литературе. Творчество Тургенева высоко оценил французский писатель Гюстав Флобер: «…чем более я изучаю Вас, тем более глубоко изумляет меня Ваш талант. Я удивляюсь Вашему стилю. Какая уверенная рука! Какое сочетание нежности и иронии».  Своеобразие стиля каждого писателя предопределено многими факторами: жизненным опытом, культурой, талантом, эстетической позицией, традициями. Талант Тургенева своеобразен и самобытен. А теперь вернемся к эпиграфу: Тургенев «точно и сильно» воспроизводит истину.  А вся его биография, как следует из темы урока – в его стихах.

(СЛАЙД №10)

10. Проверочный тест по вариантам. Выполняем задания на листочках.

Тестовые задания для 1-го варианта

Тестовые задания для 2-го варианта

  1. И.С.Тургенев написал:
  1. «Записки врача»
  2. «Записки на манжетах»
  3. «Записки охотника»
  4. «Записки из мертвого дома»

  1. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

1) А.И.Герцену

2) В.Г.Белинскому

3) Н.А.Некрасову

4) Другому лицу

  1. Роман – это:
  1. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится  с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
  2. Жанр эпоса, в котором на основе иносказания  и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.
  3. Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.

2.Эпилог – это:

      1) Относительно самостоятельная часть      литературного произведения, в котором происходит  какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста.

      2) Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения  для сообщения читателю дополнительных сведений.

3) Относительно короткий текст, помещенный автором  перед произведением и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста.

  1. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

Кому симпатизирует И.С.Тургенев:

  1. Революционерам-демократам
  2. Разночинцам
  3. Либералам
  4. Монархистам

3.Основной конфликт романа «Отцы и дети» является:

   1) Ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым.

   2) Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым.

   3) Борьба буржуазно - дворянского либерализма и революционных демократов.

   4)  Борьба между либеральными монархистами и народом.

  1. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найди лишнее:
  1. Об отношении к дворянскому культурному наследию.
  2.  Об искусстве и науке.
  3. О системе поведения человека, о нравственных принципах.
  4. О положении рабочего класса.
  5. Об общественном долге и воспитании.

4. Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…» (Выберите правильное).

  1) пролетариата как передового класса.

  2) дворянства как передового класса.

  3) крестьянства как передового класса.

  4) революционных демократов как передового класса.

  1. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные ниже характеристики:
  1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро преващающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
  2. Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и сожалению об уходящем прошлом, эстет.
  3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства».
  4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

А) Евгений Базаров

Б) Аркадий Кирсанов

В) Павел Петрович

Г) Николай Петрович

5. Найдите соответствие героев романа и их портретных описаний:

1) «Все было       еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки… и чуть-чуть сжатые плечи», она «беспрестанно краснела и быстро переводила дух».

2) «Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

3) «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».

А) Ворнцова

Б) Катя

В) Павел Петрович

Г) Евгений Базаров

Д) Николай Петрович

Е) Аркадий Кирсанов

  1. Критическую статью «Базаров» написал:
  1. И.С.Тургенев
  2. В.Г.Белинский
  3. А.И.Герцен
  4. Д.И.Писарев

6.Кто из героев романа «Отцы и дети» может быть назван «маленьким человеком»:

1) Василий Иванович Базаров

2)Николай Петрович Кирсанов

3) Аркадий Николаевич Кирсанов

4) Другой персонаж романа

  1. Чем Е.Базаров был особенно далек автору романа:

1) Непониманием роли народа в освободительном движении.

2) Нигилистическим отношением к культурному наследию России.

3)Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.

4) Отрывом от какой-либо практической деятельности.

  7.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров:

  1. Крестьянство
  2. Дворянскую аристократию
  3. Русское патриархальное дворянство
  4. Интеллигенцию

Ответы на вопросы теста:

1 вариант – 1 - 3)                                                        2 вариант – 1 – 2)

          2 – 1)                                                                                                  2 – 2)                                                

          3 – 1)                                                                        3 – 3)

          4 – 4)                                                                        4 – 2)

          5:  1) – Б, Аркадий Кирсанов                        5: 1) – Б, Катя

              2) – В, Павел Петрович                                    2) – Д, Николай Петрович

              3) – Г, Николай Петрович                                    3) -  В, Павел Петрович

              4) – А, Евгений Базаров

                       6 – 4)                                                                        6 – 1)

                7 – 2)                                                                        7 – 4)

11. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Оцените свою работу на уроке смайликами, которые соответствуют оценкам «2», «3», «4», «5».

12. Домашнее задание: 

1-й уровень сложности – написать эссе «Каким я представляю     себе        И.С.Тургенева».

                        2-й уровень сложности – составить кроссворд по пройденной теме.

Общее задание – биография Н.А.Некрасова  (учебник стр. 100-130).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Вся моя биография -- в моих сочинениях". Жизнь и творчество И. С.Тургенева.Урок по модульной технологии.

Технологическая карта урока помогает обучающемуся самостоятельно организовать работу по биографии Тургенева И.С....

Урок на етму "Обобщающий урок по творчеству И.С. Тургенева

данный урок является обобщением знаний по основным этапам жизни и творчества И.С.Тургенева...

Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму"

Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму". Самостоятельная работа по изобразительно-выразительным средствам (сравнение, эпитет, гипербола)....

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Обобщающий урок литературы по творчеству И. С. Тургенева

Обобщающий урок  по творчеству  И. С. Тургенева в   10 классе....

Конспект открытого урока на тему: "Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Составление полной характеристики главного героя рассказа «Муму», систематизирование знаний, полученных при изучении произведения; формирование полноты воспроизведения словесного материала...