Презентация урока литературы в 11 классе
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Маклашова Флера Гансовна
•Изучить тенденции развития русской литературы конца XIX – начала XX веков.
•Познакомиться с новыми направлениями в искусстве и литературе Серебряного века
•Аргументировать тезис «Серебряный век — явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов».
•Интеллектуально и эмоционально постичь характер эпохи Серебряного века
•Определить роль поэзии в литературе Серебряного века
•Совершенствовать навыки выразительного чтения и литературного анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanyy_vek1.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 11 классе Русская литература Серебряного века Учитель Маклашова Флера Гансовна

Слайд 2

Изучить тенденции развития русской литературы конца XIX – начала XX веков. Познакомиться с новыми направлениями в искусстве и литературе Серебряного века Аргументировать тезис «Серебряный век — явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов». Интеллектуально и эмоционально постичь характер эпохи Серебряного века Определить роль поэзии в литературе Серебряного века Совершенствовать навыки выразительного чтения и литературного анализа Цели и задачи урока:

Слайд 3

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? «...Этот мир очарований, этот мир из серебра»

Слайд 4

Серебряный век — блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза...

Слайд 5

Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века? Проблемный вопрос

Слайд 6

а) Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место? б) Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»? в) Мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Учебные ситуации для поиска ответа на проблемный вопрос:

Слайд 7

Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место? Первая учебная ситуация

Слайд 8

Декадентство (лат. decadentia — упадок) — явление в культуре конца XIX — начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Модернизм (фр. Modern — новейший, современный) — художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций. История

Слайд 9

М.Врубель. Демон поверженный. Искусство

Слайд 10

В.Борисов-Мусатов. Призраки.

Слайд 11

К.Петров-Водкин. Купание красного коня.

Слайд 12

Александр Скрябин. Сергей Рахманинов Музыка

Слайд 13

Михаил Фокин. Анна Павлова. Балет

Слайд 14

Поэзия — это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия... и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален... Литература

Слайд 15

«Я каждый миг исполнен откровенья» Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) Композиция

Слайд 16

Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869 — 1905)

Слайд 17

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867— 1942)

Слайд 18

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865— 1941)

Слайд 19

Федор Сологуб (Федор Кузмич Тетерников) (1863 — 1927)

Слайд 20

Михаил Алексеевич Кузмин (1875 — 1936)

Слайд 21

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877 — 1932)

Слайд 22

Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1941)

Слайд 23

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886 — 1939)

Слайд 24

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885— 1922)

Слайд 25

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1885 — 1941)

Слайд 26

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930)

Слайд 27

Автор, годы жизни Поэтическая Я-концепция В.Соловьев (1853 — 1900) «...Мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам», «...И в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам» М.Лохвицкая (1869— 1905) «Слилось во мне сиянье дня Со мраком ночи...», «Мне мил и солнца луч... И шорох тайн манит меня», «...Суждено мне до конца Стремиться вверх...» К.Бальмонт (1867—1942) «Я заключил миры в едином взоре, Я властелин», «Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто» Д.Мережковский (1865 — 1941) «Сладок мне венец забвенья темный», «Я люблю безумную свободу», «Мчится дух мой к дальнему восходу» Ф.Сологуб (1863 — 1927) «Я — бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах» М.Кузмин (1875 — 1936) «...Тот родник, что бьется в нас, — Божественно неисчерпаем», «Из сердца пригоршней беру я радость»

Слайд 28

М.Волошин (1877—1932) «В душе моей мрак грозовой...», «Из недра сознанья, со дна лабиринта Теснятся виденья...» М.Цветаева (1892 — 1941) «...Душа не уснет в покое», «...Забыть не могу тоски я», «...Душу Бог мне иную дал: Морская она, морская» В.Ходасевич (1886 — 1939) «Я скитаюсь здесь напрасно Путь далек мне...» В.Хлебников (1885 — 1922) «...Я для вас // Звезда...» И.Северянин (1885 — 1941) «Во всей вселенной нас только двое И эти двое — всегда одно...» В.Маяковский (1893 — 1930) «Я сразу смазал карту будня...»

Слайд 29

Каждый поэт — ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир — космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Слайд 30

Символизм (греч. symbolon — знак, символ) — направление в искусстве 1870 — 1910 годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени. Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый Литературная жизнь начала века

Слайд 31

Акмеи́зм («Адамизм») (от греч. άκμη — «пик, максимум, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова, В.Нарбут, М.Кузьмин

Слайд 32

Футуризм был одним из видов модернистского искусства, тяготевшим к формальному экспериментаторству и выступавшим против выражения общественных тенденций в искусстве. Для поэзии футуристов характерен дух анархического бунтарства. Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Кубофутуристы (В. Хлебников, В. Каменский, Д . Бурлюк, В. Маяковский) стремились к трудной игре со словами. Эгофутуристы (И. Северянин) выступали как поэты изысканной общедоступности.

Слайд 34

Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»? все эти поэты — современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России; всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения; • они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий; • их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...

Слайд 35

Каким десятилетием или каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века? Если считать основным содержанием Серебряного века то, что не утратилось во времени: торжество поэтической одаренности, необыкновенную теплоту человеческих отношений, очарование возвышенных помыслов и чувств — все то, что оставлено русской поэзии и нам, читателям, в наследство, то нельзя не считать, что под знаком Серебряного века развивалась духовная, художественная жизнь всего XX столетия.

Слайд 36

Есть еще одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам, к воспоминаниям о них. О чем говорят эти строки? Домашнее задание по карточкам. Третья учебная ситуация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...

Презентация урока.Литература 6 класс Н.С.Лесков "Левша"

Презентация урока потеме "Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести"В работе представлены цель и задачи урока,вопросы для анализа  повести "Левша".Презентация богата иллюстрациями....