Урок по роману Ч.Айтматова "Плаха"
план-конспект урока по литературе по теме

Каберова Зауреш Гилажеденовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока85.8 КБ
Office presentation icon urok_plaha.ppt800.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек и природа  в романе Ч. Айтматова  «Плаха».

Цели урока: 1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, выработать умение  выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения.

2. Используя коллективные способы обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, проявлять внимание к мнению других, развивать русскую речь учащихся.

3. Воспитывать чуткость, учить бережно относиться к природе, подвести школьников к осознанию таких нравственных  понятий, как долг, ответственность.

Оборудование урока: интерактивная доска, портрет Ч. Айтматова, цитаты, иллюстрации, словарные карточки,  куб с заданиями, музыка,  фломастеры, ватман.

Активизируемая лексика: плаха, катастрофа, гармония, милосердие.

Ι. Организационный момент. Целевая установка. Ознакомление с темой, задачами, структурой урока.

Побуждение.

(перед интерактивной доской)

-Хотите  узнать, что сегодня скрывается по ту сторону этого волшебного экрана?  

-Но прежде скажите, что  такое   ПРИРОДА?

(Значит всё: и животные, и птицы, и  растения являются лицом природы, олицетворяют природу?)

После проблем мира и войны проблема человека и земли, проблема отношений человека и природы – самая важная в нашей современности.          

 И сегодня мы поговорим об этом.

                                       (Слайд №1)

-На прошлом уроке мы познакомились с романом Ч. Айтматова  «Плаха»,    прочитали   отрывки  из произведения.  Проблема угрозы  земному процветанию - центральная и в романе Ч.Айтматова «Плаха». К чему приводит безответственное отношение человека к окружающей его природе?

 

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева:  

                                      (Слайд №2)         

                       Не то, что мните вы, природа:

                       Не слепок, не бездушный лик-

                       В ней есть душа, в ней есть свобода,

                       В ней есть любовь, в ней есть язык...

(После пояснения слов мните  - думаете, предполагаете,  слепок- то, что слепили,  

 лик (уст.) – лицо     учащиеся  записывают эпиграф в тетрадях.

                                                                           

                                          (Слайд №3)

 « Мы  называем землю матерью, матушкой, кормилицей,  поём   ей  гимны.  Это лишь на словах. На деле мы поступаем  с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».                                                  /Василий Белов/.

Роман начинается с многокрасочного описания природы Моюнкумов.          

 Бескрайние степи, зеленые долины, высокогорные тропы – всё покоряет своей неповторимой красотой, все восхищает писателя.                               

                                           

                                              Слайд№ 4

 «Не видно было ни конца, ни края этой земли. Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным небом. На десятках километров – «несть числа» быстроногим сайгакам, стада могучих яков, бесконечное количество мелкой живности и стаи птиц.  Но это «изначальное равновесие» - солнце в небе, пустынные горы, полная тишина -  попирается людьми. В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом  появлялись с  «бабахающими ружьями». Но пришло время, и  «человекобоги»  стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах – не охотники, а «расстрельщики», косящие всё живое, «как  будто сено на огороде».

               

 - Какие чувства вы испытали при чтении?

 Обратите внимание на выделенные слова.

-Возникали у вас какие – нибудь вопросы при чтении?

                                           

                                             Слайд№5-6

ΙΙΙ. Словарная работа.

    Плаха – обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого человека;

     место казни.

     катастрофа – крушение, несчастный случай  /апат/

     гармония – соответствие, согласие.

     милосердие- сострадание.

IV. Работа в микрогруппах (5 групп).

      - Сейчас каждая команда получит своё задание. Кому какое задание выпадет, определит куб. Каждый в группе работает над выпавшим заданием  сначала индивидуально, затем все вместе готовят ответ.  От группы выступит 1 человек.

Итог работы оформите на листе и поясните классу.

                               

                                    Слайд№ 7

Задания: 1) Опиши состояние Акбары, когда у неё забрали её волчат.

                    Подтверди   примерами из текста.                      

               2)  Сравни  Бостона и Базарбая.

               3)  Анализируй. /Тема, идея произведения, актуальность проблемы/.

                4) Синквейн  «Человек»,   «Волчица Акбара»                

♫   Время работы – 7 минут.  ( Пока группы работают, звучит тихая музыка).  

(1- Волк- хищник, злой, жестокий зверь, опасность, сила, выносливость, преданная семейная пара,  привязанность.)

                               

                                    Слайд№ 8-9

1 –  Смертельно больно обидели люди Акбару и Ташчайнара, неоднократно лишив их потомства, продления рода. Акбара видит сны о своих щенятах, молит волчью богиню Бюри-Ана о защите.

     «И тут снова донёсся  затяжный вой волчицы, ей басовито-утробно подвывал волк. В их вое клокочущая ярость, угроза сменялись плачем, а потом в нем  вновь  нарастали безумное отчаяние и злоба, и вновь их сменяла мольба».

       «Особенно надрывалась Акбара. Она голосила, как баба на кладбище. Заплакала в голос, и из её необыкновенно синих глаз покатились градом  мутные слёзы».

      «И, высоко задрав морду, она обратилась к богине, плача и жалуясь: « Это я, Акбара, несчастная и одинокая. О, как плохо мне! Ты слышишь, как я вою и рыдаю, и вся утроба моя горит от боли...»

      «И потому дико лютовали волки в те дни, беспорядочно били скот в окрестностях – и не столько, чтобы утолить голод, сколько из неуёмной,  неутолимой потребности заглушить, заесть, завалить мясом и кровью сосущее чувство пустоты и злобы на мир».

       «Изнемогающее от горя сердце Акбары затрепетало. Она подошла к нему, лизнула щёчку, легла у его ног, стала играть с ним. Волчица изливала на него накопившуюся в ней нежность, вдыхала в себя его детский запах».

     

Интересный приём использует автор, обнажая звериное в людях, он видит человеческое в звере.                            

                                      Слайд№ 10

 – Что хочет сказать людям А.де Сент – Экзюпери: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность»?

                                          

                                       Слайд№11

– Как вы понимаете пословицы «По шубе зверя узнаешь, а человека не узнаешь»,

 « Двуногий волк опаснее четвероногого».

 «Кісінің  аласы ішнде, малдың  аласы сыртында».

                                         Слайд№12

V. 2 группы пишут    РАФТ.

     2 группы  пишут  эссе « Кто виновен в случившемся?», «Чему научила меня эта история».  /Время-5 минут/.

♫  

VII. Заключительный этап урока.

-Почему роман называется «Плаха?»  

Дисгармония  приводит  род человеческий на плаху.  Безжалостность, проявленная  человеком по отношению к природе, оборачивается против него самого: того, кто творит зло, неизбежно настигает возмездие.

-С каким произведением М.Ауэзова можно сравнить «Плаху»?

                                                                             

Горе волчицы Акбары, потерявшей по воле злого человека своих детёнышей, обернулось  человеческой трагедией, горем многих людей. Взрослые люди расплатились за содеянное    жизнью маленького Кенджеша. Погибает в жестокой борьбе за жизнь, за своё материнское  право волчица Акбара. В безысходности, которая хуже смерти, остаётся Бостон.  

Гармония природы и человека  нарушена.  

 И все чаще халатность людей оборачивается  экологическим бедствием.

                                         Слайд№14-21

-Люди, наконец, должны понять, что разрушая окружающую среду, они  уничтожают собственное  будущее. Этот роман — призыв одуматься,  осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе.

                                            Слайд№22  

- Говорят: «Лучше зажечь маленькую свечку, чем проклинать тьму». Что вы лично можете делать уже сейчас?/

                                          Слайд№23  

Известный английский писатель Б. Шоу сказал:  «Мы научились летать, как птицы, плавать как рыбы, осталось только научиться жить на земле, как люди». Именно как люди, не как волки, не превращаться в хищников.

 Помните, что зло порождает зло, целую цепь зла. И совершая  что-нибудь не очень хорошее, подумайте, какими будут  последствия.

      - Что вы унесёте в сердце с урока?

     - Я благодарю вас за работу и хочу пожелать вам быть не только умными, но и добрыми людьми. Пусть в вашем сердце живет гармония, милосердие.

                                           

                                           Слайд№24

VIII. Домашнее задание  (на выбор):  

1.Сочинение «Что я могу сделать для спасения природы и своего будущего?»

2. Сообщение «Какие заповедные места в Казахстане вы знаете?».

IX. Комментирование  оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф.И.Тютчев.

Слайд 3

Словарь урока: к а тастрофа – крушение, несчастный случай г а рмония – соответствие, согласие. мил о сердие - сострадание.

Слайд 4

Плаха – обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого человека; место казни.

Слайд 5

« Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение». Василий Белов .

Слайд 6

И не видно было ни конца, ни края этой земли . Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным небом. На десятках километров – «несть числа» быстроногим сайгакам, стада могучих яков, бесконечное количество мелкой живности и стаи птиц. Но это «изначальное равновесие» - солнце в небе, пустынные горы, полная тишина - попирается людьми . В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом появлялись с «бабахающими ружьями». Но пришло время, и « человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах – не охотники, а «расстрельщики», косящие всё живое , «как будто сено на огороде». / отрывок из произведения/

Слайд 7

Задания: 1) Опиши состояние Акбары, когда у неё забрали её волчат. Подтверди примерами из текста. 2) Сравни Бостона и Базарбая. 3) Анализируй . /Тема, идея произведения, актуальность проблемы/. 4) Синквейн «Человек», «Волчица Акбара».

Слайд 9

«И тут снова донёсся затяжный вой волчицы, ей басовито-утробно подвывал волк. В их вое клокочущая ярость, угроза сменялись плачем, а потом в нем вновь нарастали безумное отчаяние и злоба, и вновь их сменяла мольба». «Особенно надрывалась Акбара. Она голосила, как баба на кладбище. Заплакала в голос, и из её необыкновенно синих глаз покатились градом мутные слёзы». «И, высоко задрав морду, она обратилась к богине, плача и жалуясь: « Это я, Акбара, несчастная и одинокая. О, как плохо мне! Ты слышишь, как я вою и рыдаю, и вся утроба моя горит от боли...» «И потому дико лютовали волки в те дни, беспорядочно били скот в окрестностях – и не столько, чтобы утолить голод, сколько из неуёмной, неутолимой потребности заглушить, заесть, завалить мясом и кровью сосущее чувство пустоты и злобы на мир». «Изнемогающее от горя сердце Акбары затрепетало. Она подошла к нему, лизнула щёчку, легла у его ног, стала играть с ним. Волчица изливала на него накопившуюся в ней нежность, вдыхала в себя его детский запах».

Слайд 10

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность». А.де Сент – Экзюпери.

Слайд 11

По шубе зверя узнаешь, а человека не узнаешь. Двуногий волк опаснее четвероногого. К і с і н ің аласы і ш і нде, малды ң аласы сыртында.

Слайд 12

1. РАФТ. 2. Эссе « Кто виновен в случившемся?»

Слайд 22

«Лучше зажечь маленькую свечку, чем проклинать тьму».

Слайд 23

«Мы научились летать, как птицы, плавать как рыбы, осталось только научиться жить на Земле, как люди». Б. Шоу

Слайд 24

Домашнее задание ( на выбор ) : 1.Сочинение «Что я могу сделать для спасения природы и своего будущего?» 2. Сообщение «Какие заповедные места в Казахстане вы знаете?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе...

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста

В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...

Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе

Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....