Программа элективного курса "Литература и Театр". 10 класс.
элективный курс по литературе (10 класс) на тему

В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в Российской Фе­дерации, важную роль играет художественная литература, ее тесная связь с театральным искусством.

В профильной школе большое внимание должно уделяться воспитанию стремления к самосовершенствованию, самообра­зованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Данный элективный курс рассчитан на 34 часа. Курс межпред­метный, т. к. предполагается сопоставительный анализ драма­тургического материала и театральных постановок, экраниза­ций и иллюстраций; заочное посещение мест, связанных с ли­тературными героями.

Курс носит практико-ориентированный характер. Учащие­ся вовлекаются в различные виды деятельности, что способ­ствует развитию и совершенствованию навыков самостоятель­ной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_i_teatr._elekt._kurs._10_klass.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Литература и театр»

Программа элективного курса

 Е. А. Авакова, И. В. Боева, А. 0. Червякова

10 класс.

(34 часа) 

Пояснительная записка

В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в Российской Федерации, важную роль играет художественная литература, ее тесная связь с театральным искусством.

В профильной школе большое внимание должно уделяться воспитанию стремления к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Данный элективный курс рассчитан на 34 часа. Курс межпредметный, т. к. предполагается сопоставительный анализ драматургического материала и театральных постановок, экранизаций и иллюстраций; заочное посещение мест, связанных с литературными героями.

Курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.

Цель: развитие художественного восприятия учащихся, их постижения литературного произведения, авторского видения окружающего мира, человеческих характеров, общественных отношений в активной форме; закрепление и обобщение опорных знаний, умений, навыков; формирование умения вести дискуссию и аргументировать собственную точку зрения.

 Задачи:

  • формирование личного интереса к чтению художественной литературы;
  • развитие коммуникативных способностей через освоение социокультурного значения слова;
  • приобщение к шедеврам мирового театрального искусства;

•        развитие типологического мышления, умения обобщения и типизации, приобщение к театральному искусству.

                Содержание курса, предлагаемого учащимся 10 классов профильной школы, основано на интересах учащихся-читателей и зрителей, стремлении помочь им освоиться в мире драматических произведений, которые являются частью мировой литературы, сокровищем сценического искусства.

Одним из этапов работы предполагается ролевое чтение. За ним следует коллективный анализ и обсуждение художественного произведения. Прежде всего, ученик и учитель вместе выясняют, о чем пьеса, какова ее главная идея, как автор доносит ее до читателя (зрителя), какое впечатление производят на нас герои, насколько интересно и точно актерское чтение в классе и пр. После этого ученикам дается время для самостоятельного составления вопросов, выявляющих внутренние связи между героями и отношение автора к той или иной проблеме.

Поскольку уровень литературных знаний и речевых умений и навыков учеников разный, важным становится этап, на котором учащиеся обмениваются вопросами, отвечают на них, обсуждают, редактируют свои вопросы/ответы, выбирают самые интересные. Важна смена видов деятельности, так как первый блок вопросов для обсуждения пьесы подготовлен учителем, а второй — ребята составляют сами (индивидуально или в группах), опираясь на свое собственное восприятие произведения и исходя из личного опыта. Ценным является и то, что при таком подходе к анализу текста учеником не только осуществляется выбор форм работы и предметного содержания различной сложности, но он участвует и в оценивании процесса и результата — своего и других учащихся.

Особенность курса «Литература и театр» заключается в том, что он предусматривает не просто обсуждение увиденного в театре спектакля и не только собственную инсценировку пьесы.

Данный курс дает возможность участникам погрузиться в атмосферу произведения, почувствовать историческое время, понять писателя, принять позицию его героев или не согласиться с ними. Книги, которые детально проанализированы (пусть даже не полностью, а фрагментарно) с различных точек зрения,  — автора, режиссера, критика, художника, актера, зрителя и пр. — запоминаются учениками надолго и становятся частью их личностного опыта.

При такой организации работы учащиеся выбирают вид, форму, содержание деятельности с учетом своих склонностей и предпочтений и совершенствуют собственные стратегии успеха.

В результате такого личностно-ориентированного творчества ученики «вырастают» из конкретно-образного восприятия произведения, когда их деятельность ограничивается пересказом текста, когда они способны поделиться лишь эмоциональным впечатлением от книги или героя. Участвуя в подобных литературно-театральных проектах, школьники учатся характеризовать нравственно-эстетические идеалы писателей, интерпретировать художественную идею на основе авторской позиции и не только выражать отношение к прочитанному, но и давать ему эмоционально-эстетическую оценку. В программе элективного курса дается примерное распределение количества часов, которое учитель может изменить, исходя из конкретных условий работы с профильными классами или из своих собственных методических соображений.

Ожидаемые результаты

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

  • освоить сведения по теории и истории литературы;
  • прочитать и под руководством учителя изучить драматические произведения;
  • уметь охарактеризовать и оценить главных героев;
  • уметь сопоставлять первоисточник и его сценическое воплощение;
  • уметь оценить произведение с позиций современности;
  • овладеть культурой чтения, уметь эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров;
  • уметь выступить с сообщением или докладом на литературную тему, выразительно читать фрагменты произведений наизусть.

Оценка знаний, умений, навыков

Оценивать достижения школьников, их самостоятельную работу можно как накопительной оценкой, учитывая количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т. д., так и рейтинговой оценкой, учитывая сложность и уровень выполненной работы.

Учитель в своей работе может использовать следующие формы контроля знаний учащихся:

  1. Чтение фрагментов по ролям с учетом речевой манеры персонажа.
  2. Устные и письменные развернутые ответы на вопросы.
  3. Характеристика персонажа (сравнение актерских интерпретаций).
  4. Подготовка устных сообщений, докладов.
  5. Составление отзыва, рецензии на просмотренный спектакль.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение.

Театр как вид искусства. Жанры драматических произведений

2

2

Театр Древней Греции

5

3

Народные истоки театрального искусства

5

4

Классический театр

5

5

Мольер — корифей французского классического театра

5

б

Театр Бомарше

5

7

Русский театр. Д. И. Фонвизин

5

8

Театр как искусство

2

Итого

34 часа

Содержание курса

Тема 1. Театр Древней Греции

Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественно-воспитательная роль театра. Античная трагедия и комедия. От «вакханалии» к комедиям Плавта.

Анализ эпизодов из «Прикованного Прометея» Эсхила. Развитие понятия «древнегреческая трагедия».

Тема 2. Народные истоки театрального искусства

Скоморохи — первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе.

Преследования скоморохов со стороны государства и церкви. Площадной театр Франции. Мистерии и фарсы. Итальянский театр масок.

Просмотр фрагментов спектаклей, видеофильмов, стилистика которых опирается на творческое использование элементов площадного народного театра («Принцесса Турандот», «Слуга двух господ», «Андрей Рублев»).

Тема 3. Классический театр

Формирование классицизма. Основные жанры классического театра.

Традиции Античности и Средневековья в классическом театре.

Просветительская роль театра в обществе. Сопоставительный анализ эпизодов из произведений Мольера, Шекспира.

Тема 4. Мольер — корифей французского классического театра

Жизнь и творчество Мольера. Особенности сатиры Мольера. Анализ пьесы «Тартюф»:

  • тематика, проблематика, идея;
  • события, расстановка действующих лиц, совершаемые ими поступки;
  • манера ведения диалога. Реплики героев. Авторские ремарки;

•        смысловая нагрузка монологов.

Разоблачение иезуитской морали в пьесе.

Образ, обличающий ханжество и лицемерие.

Спектакль «Тартюф» МХАТа им. Чехова (режиссер О. П. Табаков). Видеофильм «Тартюф» (режиссер Я. Фрид).

Сопоставительный анализ режиссерских интерпретаций. Сатирическое, комическое и драматическое начала в пьесе.

Тема 5. Театр Бомарше

Просветительская роль театра в XVIII веке. Жизнь и творчество Бомарше. Жанровое своеобразие пьес Бомарше.

Революционная направленность пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Гениальный памфлет, разоблачающий лживую мораль привилегированных сословий.

Традиции площадного театра.

Эффект толпы в пьесе.

Чтение и анализ сцен пьесы. Инсценировка. Просмотр постановок: спектакля Театра сатиры (режиссер В. Плучек), спектакля театра «Ленком» (режиссер М. Захаров). Обмен мнениями, сопоставительный анализ.

Тема 6. Русский театр. Д. И. Фонвизин

Традиции европейского классического театра в творчестве Д. И. Фонвизина.

Чтение и анализ пьесы «Бригадир»:

  • тематика, проблематика, идея;
  • система образов. Традиции и новаторство автора;
  • речевые характеристики персонажей. Авторские ремарки;
  • просветительская мораль пьесы;
  • сатирическое изображение военной системы Екатерининской эпохи.

Сопоставительный анализ пьесы Д. И. Фонвизина и произведений классического европейского театра.

Роль Д. И. Фонвизина в становлении и развитии русской драматургии.

Календарно – тематическое планирование занятий элективного курса

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия, образовательный продукт

Введение (2 часа)

1

Введение.

Театр как вид искусства.

1

Лекция учителя, сообщения учащихся

2

Жанры драматических произведений

1

Лекция учителя, сообщения учащихся

Театр Древней Греции ( 5 часов)

3

Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции.

1

Лекция, составление ее плана. Семинар, комментированное чтение

4

Общественно-воспитательная роль театра.

1

Лекция, составление ее плана. Семинар, комментированное чтение

5

Античная трагедия и комедия.

1

Лекция, составление ее плана. Семинар, комментированное чтение

6

От «вакханалии» к комедиям Плавта.

1

Лекция, составление ее плана. Семинар, комментированное чтение

7

Анализ эпизодов из «Прикованного Прометея» Эсхила. Развитие понятия «древнегреческая трагедия».

1

Лекция, составление ее плана. Семинар, комментированное чтение

Народные истоки театрального искусства (5 часов)

8

Скоморохи — первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследования скоморохов со стороны государства и церкви

1

Лекция, доклады, конференция, просмотр видеофильмов

9

Площадной театр Франции.

1

Лекция, доклады, конференция, просмотр видеофильмов

10

Мистерии и фарсы.

1

Лекция, доклады, конференция, просмотр видеофильмов

11

Итальянский театр масок.

1

Лекция, доклады, конференция, просмотр видеофильмов

12

Просмотр фрагментов спектаклей, видеофильмов, стилистика которых опирается на творческое использование элементов площадного народного театра («Принцесса Турандот», «Слуга двух господ», «Андрей Рублев»).

1

Лекция, доклады, конференция, просмотр видеофильмов

Классический театр (5 часов)

13

Формирование классицизма.

1

Лекция, дискуссия, чтение отрывков наизусть, сопоставительный анализ

14

Основные жанры классического театра.

1

Лекция, дискуссия, чтение отрывков наизусть, сопоставительный анализ

15

Традиции Античности и Средневековья в классическом театре

1

Лекция, дискуссия, чтение отрывков наизусть, сопоставительный анализ

16

Просветительская роль театра в обществе

1

Лекция, дискуссия, чтение отрывков наизусть, сопоставительный анализ

17

Сопоставительный анализ эпизодов из произведений Мольера, Шекспира.

1

Лекция, дискуссия, чтение отрывков наизусть, сопоставительный анализ

Мольер — корифей французского классического театра (5 часов)

18

Жизнь и творчество Мольера. Особенности сатиры Мольера. Анализ пьесы «Тартюф»

1

Сообщения учащихся

19

Разоблачение иезуитской морали в пьесе.

1

Анализ пьесы «Тартюф».

20

Образ, обличающий ханжество и лицемерие.

1

 Развернутые ответы на вопросы, сопоставительный анализ, чтение отрывков наизусть

21

Спектакль «Тартюф» МХАТа им. Чехова (режиссер О. П. Табаков). Видеофильм «Тартюф» (режиссер Я. Фрид).

1

 Развернутые ответы на вопросы, сопоставительный анализ, чтение отрывков наизусть

22

Сопоставительный анализ режиссерских интерпретаций. Сатирическое, комическое и драматическое начала в пьесе.

1

 Развернутые ответы на вопросы, сопоставительный анализ, чтение отрывков наизусть

Театр Бомарше (5 часов)

23

Просветительская роль театра в XVIII веке. Жизнь и творчество Бомарше. Жанровое своеобразие пьес Бомарше.

1

Доклады, семинар, чтение отрывков наизусть, просмотр спектакля, сопоставительный анализ

24

Революционная направленность пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

1

Доклады, семинар, чтение отрывков наизусть, просмотр спектакля, сопоставительный анализ

25

Гениальный памфлет, разоблачающий лживую мораль привилегированных сословий. Традиции площадного театра.

Эффект толпы в пьесе.

1

Доклады, семинар, чтение отрывков наизусть, просмотр спектакля, сопоставительный анализ

26

Чтение и анализ сцен пьесы. Инсценировка.

1

Доклады, семинар, чтение отрывков наизусть, просмотр спектакля, сопоставительный анализ

27

Просмотр постановок: спектакля Театра сатиры (режиссер В. Плучек), спектакля театра «Ленком» (режиссер М. Захаров). Обмен мнениями, сопоставительный анализ.

1

Доклады, семинар, чтение отрывков наизусть, просмотр спектакля, сопоставительный анализ

Русский театр. Д. И. Фонвизин (7 часов)

28

Традиции европейского классического театра в творчестве Д. И. Фонвизина.

Чтение и анализ пьесы «Бригадир»

2

Лекция, беседа, семинар, чтение наизусть, комментированное чтение, инсценирование

29

Авторские ремарки. Просветительская мораль пьесы

1

Лекция, беседа, семинар, чтение наизусть, комментированное чтение, инсценирование

30

Сатирическое изображение военной системы Екатерининской эпохи.

1

Лекция, беседа, семинар, чтение наизусть, комментированное чтение, инсценирование

31

Сопоставительный анализ пьесы Д. И. Фонвизина и произведений классического европейского театра

1

Лекция, беседа, семинар, чтение наизусть, комментированное чтение, инсценирование

32

Театр как искусство

2

Зачет

Литература

  1. Белкин А. А. Русские скоморохи. М., 1975.
  2.  Берков П.Н. Театр Фонвизина и русская культура. М., 1987.
  3. Бомарше. Пьесы. М., 1975.
  4. Бояджиев Г. Вопрос о классицизме XVII века в сборнике «Ренессанс. Барокко. Классицизм». М., 1966.
  5.  Бояджиев Г. Гений «Мольер». М., 1965.
  6. Бояджиев Г. История зарубежного театра. М., 1984.
  7. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981.
  8. Веселовский А. Старинный театр в Европе. М., 1970.
  9. Головня В. В. История античного театра. М., 1972.
  10. Дживелегов А. К. Народные основы французского театра. М., 1955.
  11. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971.
  12. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
  13. Манцеус К. Мольер. Театр, публика, актеры его времени. М., 1965.
  14. Марченко Т. А. Приглашение к спору. Л., 1966.
  15. Марченко Т. А. Театр воспитывает. М., 1976.
  16. Миронова Н. Особенности мастерства Мольера // Приложение к газете «Первое сентября». 1997.
  17. Мокулъский С. С. Французская драматургия эпохи Просвещения в книге «Французский театр эпохи Просвещения». М., 1997. Т. 1.
  18. Мольер Ж. Б. Пьесы. М., 1997.
  19. Ремез О. Я. Искусство делать искусство. М., 1974.
  20.  Финкелъштейн  Е. Бомарше. Л.-М., 1957.
  21. Фонвизин Д. И. Пьесы. М. 1997.
  22. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной сцене. Л., 1976.
  23. Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.,1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Программа элективного курса для 9 класса

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...