Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Емелина Татьяна Сергеевна

Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии" нацелен на знакомство учащихся с понятием "Серебряный век". На данном уроке дети познакомятся с биографическими сведениями некоторых поэтов, с их яркими индивидуальностями и судьбами. Учащиеся научатся видеть за произведениемпоэтическую Я-концепцию поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sereb.vek_.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК  

ПО  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ  XX  ВЕКА

СЕРЕБРЯНЫЙ  ВЕК  РУССКОЙ  ПОЭЗИИ

                                                    Провела преподаватель

                                                              русского языка и литературы

                                                            Емелина Татьяна Сергеевна                                              

                                   

                                   Цель творчества – самоотдача,

                       А не шумиха, не успех.

                            Позорно, ничего не знача,

                                   Быть притчей на устах у всех.

                                                      Но надо жить без самозванства,

                                                       Так жить, чтобы в конце концов

                                                                   Привлечь к себе любовь пространства,

                                            Услышать будущего зов.

                                                                                                             Б. Пастернак

Цели:   обучающая - ознакомление   учащихся   с  понятиями   «Серебряный

              век русской поэзии», «модернизм»;

              развивающая  -   активизация     самостоятельной     познавательной

              деятельности     учащихся,   развитие   техники   и   выразительности

              чтения стихотворений;

              воспитательная  -  воспитание    гордости     за    культуру    Родины,      

              взрастившей столько талантов.

Методическое обеспечение урока:  иллюстрации,  портреты поэтов серебря-

              ного  века,  выставка  их  произведений,  компьютер,  CD  с записями

              музыки А.Скрябина, Дебюсси, презентация PowerPoint.

Методы и формы обучения:  фронтальный опрос, чтение стихотворений на-

              изусть, прослушывание музыки, записи в тетрадях,  применение компьютера, урок проходит на фоне слайдов презентации PowerPoint.

Тип урока – комбинированный, изучение нового материала.

Межпредметные связи – история, эстетика.

ХОД  УРОКА.

I. Оргмомент.

II. Начинается демонстрация слайдов презентации PowerPoint. На её фоне

     проходит весь урок.

     Слайд № 1-2.

     Запись темы, определение целей урока для учащихся.

III. Фронтальный опрос.

       Слайд № 3.

   В  мире всё взаимосвязано. Нельзя начать изучение новой темы, не перекинув мостик к ней от уже изученных. В этом году мы начали знакомиться с литературой XX века.

       

       Слайд № 4.

       Скажите:

   1. В каких исторических условиях развивалось искусство (а значит литература) в начале XX века?

       Слайд № 5.

      Ответ:  Это время бурное, противоречивое. Немало было разочарований и потрясений. Но художники по-прежнему стремятся понять и объяснить смысл жизни, возможности человека. Они мечтают о создании поэтической культуры, которая помогла бы духовному совершенствованию человечества, духовному преображению мира.

       2. Какие литературные направления существуют в это время? Каковы их особенности?

       Слайд № 6.

       Ответ: Многие писатели продолжают пользоваться в своём творчестве методом реализма (А.Куприн, И.Бунин, М.Горький, Л.Андреев, И.Шмелёв, А.Серафимович, А.Аверченко, Тэффи и др.). Но классический реализм изменился.

IV. Изучение новой темы, ознакомление с определениями.

      Слайд № 7.

      Одна из основных функций искусства – анализ состояния мира и человека в нём. Художника интересует как судьба его героев, так и человечество в целом, он мыслит в масштабах истории, соотнося с нею содержание своего произведения.

      Самоуглубление личности и жажда грандиозного перелома, торжествующей неземной красоты привели к появлению новых направлений в искусстве. Например, в живописи это импрессионизм, сюрреализм, примитивизм, кубизм. В музыке – это мощный протест, страстно-напряжённая борьба со злом, уродством и глубочайший лиризм, хрупкость, нежность произведений Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского.

                                           Начало жизни было – звук.

   Спираль во мгле гудела, пела,

Торжественный сужая круг,

                                           Пока ядро не затвердело.

 

                                           И всё оцепенело вдруг.

         Но в жилах недр, в глубинах тела

     Звук воплотился в сердца стук,

               И в пульс, и в ритм вселенной целой.

И стала сердцевиной твердь,

       Цветущей, грубой плотью звука.

                                          И стала музыка порукой

      Того, что мы вернёмся в смерть.

  Что нас умчат спирали звенья

        Обратно в звук, в развоплощенье.

                                           Наталья Крандиевская

       Слайд № 8.

       Расцвет поэзии в первые десятилетия XX века в литературе получил название Серебряного века русской поэзии по аналогии с «золотым» пушкинским веком.

         Слайд № 9.

   Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром – Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

        Слайд № 10.

       Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были предствлены разные течения: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм, конструктивизм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. (Прежняя культура, идеалы не смогли предотвратить кризис общественной жизни. Всё закончилось войнами, ужасами революционных катастроф, падением нравов и общей культуры.)

V. Учащиеся читают наизусть стихи с краткими комментариями. Цель – получить (составить) общее представление о поэзии Серебряного века.

        Слайд № 11 (повтор № 9).

        Слайд № 12.

Символизм. К.Д.Бальмонт.

        Слайд № 13.

С.М.Городецкий – мостик к акмеистам и С.Есенину.

        Слайд № 14.

        Многие авторы в высшей степени театральны, театральность эта поэтическая: в ней заключено мироощущение, специфическое видение жизни, творческая точка зрения на мир. «Жизнь – театр» Через театральную форму представлено всё: состояние мира, судьбы  людей, сама жизнь. Поэтическая мистификация так захватила многих поэтов, что и в действительной жизни для них была словно размыта грань между миром реальным и мнимым. Таков Н.Гумилёв, глава акмеистов, который пытается своим творчеством восстановить равновесие мира земного и запредельного. И человек должен ценить, относиться ответственно к каждому мгновению жизни, так как «это не репетиция» – а «главный спектакль».

        Слайд № 15.

Футуризм. В.Хлебников.

        Слайд № 16.

Эго-футуризм. Игорь Северянин.

       Игорь Северянин тоже не скрывал, что играет роль. Его маска – маска томного, самозабвенно-упоённого гурмана. Его яркие неологизмы приоткрывают таинственные состояния земного мира. А природная гармония воплощается средствами неповторимых соцветий.

        Слайд № 17.

Саша Чёрный.

       

        Слайд № 18.

М.Цветаева.

        Слайд № 19.

О.Мандельштам.

        Слайд № 20.

Трагические судьбы поэтов Серебряного века.

        Слайд № 21.

                            Хотелось бы всех поимённо назвать,

                            Да отняли список, и негде узнать.

                            Для них соткала я широкий покров

                            Из бедных, у них же подслушанных слов.

                            О них вспоминаю всегда и везде,

                            О них не забуду и в новой беде,

                            И если зажмут мой измученный рот,

                            Которым кричит стомильонный народ,

                            Пусть так же они поминают меня

                            В канун моего погребального дня. –

писала А.Ахматова в поэме «Реквием».

       Но слово убить нельзя. Слово, стихи стали нерукотворным, бессмертным памятником поэтам Серебряного века.

       Серебряный век – это веха, ступень на пути исторического развития русской литературы.

VI.  Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

  1. Знать биографию В.Брюсова. Выучить одно из его стихотворений. Проанализировать это стихотворение.
  2. Серебряный век русской поэзии мы будем изучать довольно долго. За это время вы должны будете подготовить творческую работу – составить сборник  стихотворений любимого поэта начала XX века, чьё творчество не входит в обязательную программу изучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»

Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....

конспект урока по литературе по теме" Поэзия подвига"

Урок  предназначен для 11 классаи сопровождается мультимедиа - презентацией. Урок обеспечивает разнообразные формы работы, знакомит с героями -фронтовиками, особенно молодых писателей -фронтовико...

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»

(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…»,  «Молитва»,  «Выхожу один я на дорогу…» - 7...

Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина

Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока Класс: 11 классТема: «Новокрестьянские поэты &ndash...