Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка по литературе на тему

Назарова Мария Михайловна

Под духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:

 • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

 • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

 • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

 • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тема моего выступления « Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы с  использованием современных педагогических технологий и методов обучения »

            Под духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:

 • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

 • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

 • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

 • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

       Считается, что из двух функций школы - обучающей и воспитывающей – приоритетной должна быть воспитывающая функция. Потому что воспитание в школе переживает особенно тяжкие дни. И в школе должна быть создана такая воспитательная система, которая учебную деятельность за скобки не выносит, а включает в себя. Тогда урок становится средством развития  личности, средством воспитания, а не средством передачи знаний.

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

    Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте,  милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, сопричастности к героической истории Российского государства, верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. Поэтому невозможно равнодушно смотреть на происходящее;

           Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.
         На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно- нравственного понимания

  Очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Изучая «Слово о полку Игореве», мы, учителя, важно отметить  рассуждения неизвестного автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.

В беседе о Базарове по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал И.С.Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них. 
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому уроки литературы очень благодатны для воспитания духовных ценностей.

        Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не вдруг, не сразу. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь,

Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом "Юшка”: "Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание

            Завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта”, призывает быть милосердным повесть В.Железникова "Чучело” и др.

Также на уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.

   К числу доступных и оказывающих сильное влияние на становление личности учащихся относятся рассказы Паустовского о музыке и музыкантах, рассказ «Телеграмма», рассказ «Черное море», вызывают большой интерес у учащихся повести «Золотая роза» , и, конечно же, рассказ «Заячьи лапы» …».

 Анализируя первый фрагмент произведения (Пожар) учащиеся отмечают, что это страшное явление, уничтожающее природу. А корень зла таится в человеке. Человек не должен нести зло на земле, потому что , уничтожая окружающий мир, уничтожает себя Он обязан должен охранять и беречь флору и фауну.

  В методических работах все чаще звучит мысль о взаимодействии на уроках литературы смежных искусств, ибо литература в союзе с другими искусствами сильнее воздействует на мысли и чувства учеников, способствует возникновению в их воображении более ярких образов, повышает в целом эмоциональный настрой уроков. Поэтому, создавая презентации, я включаю в них фрагменты из музыки

Например в презентацию «Человек и природа», составленную по рассказу К.Паустовского «Заячьи лапы» я включила фрагмент  из музыкального мультфильма  по сказке Ф. Зельтона «Бэмби» ,

.Привлечение музыки сильно воздействует на сердца людей, вызывает эмоциональные мысли и чувства, под её влиянием обогащается духовный мир человека.. Музыка раскрывает красоту родной природы: мы увидели свой лес, свою родину, свои горы, услышала песню птиц, шум  деревьев.

     Одним из эффективных технологий  обучения русому языку и литературе в моей работе является использование  игровых методов. Игра мой главный помощник на уроке на любом этапе обучения ( как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) учащимися.  Ребята очень любят игру. То, что бывает скучно для них при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создаёт возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению . В начале игры ученикам-лидерам я даю роли инициативных и активных персонажей,  а застенчивые дети  получают роли ведомых. Постепенно подбираю роли, противоположные индивидуальным особенностям ребенка, т.е. занимаюсь психокоррекцией их поведения.

 Использую следующие формы игр.

Первое - это  лингвистические. Сюда относятся грамматические, лексические, фонетические игры. Вторая  форма игр -  это сюжетно- ролевые, ситуативные игры. Причем, иногда достаточно одного игрового момента , чтобы сделать более привлекательным обычное задание, такое например, как чтение диалога Стоит, например, поставить перед учащимися задачу представить себя в какой- то определенной роли, например, роли экскурсовода. репортера или какого-то сказочного персонажа, то  в результате закрепляются в памяти учащихся  не только необходимые лексико-грамматические образцы, но ребята получают удовольствие от процесса работы.

 Итак, ролевая игра позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения на основе  специально отобранных «жизненных» ситуаций. На мой взгляд, использование ролевых игр на уроке развивает чувство языка у детей, дают возможность проявить свои творческие способности

    На уроках русского языка, изучая раздел «Лексика», важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность

Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,

необыкновенная жадность, жадность к деньгам.

Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность.

Богатому жадность не дает покоя.

     После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их

личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

       Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
       Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

 В нашей школе этнокультурному направлению уделяется большое внимание. На элективном курсе « Быт жителей сёл Симкино и Шугурово в начале 19 века» ребята вели исследовательскую работу, сочетая историю с литературой. Наряду с материалом о занятиях мордвы, одежде, украшениях.  учащиеся подбирали сведения и о песнях, легендах, сказаниях.

Решение проблем нравственного воспитания осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.

Все дети по своей природе фантазеры и творцы. Поэтому каждому ребенку я даю возможность в рамках организации самостоятельной работы    созидать, используя для этого проектные технологии.

 

       Форма представления проектов может быть разной. Это могут быть рисунки, плакаты и чертежи, поделки и различные макеты.

Учащимся 11 класса было предложено разработать мультимедийный проект по теме:  «Всё начинается с любви».     

       Известно, что осознание успеха неразрывно связано с признанием достижений личности окружающими. При этом ученикам важно увидеть, что результат их деятельности реально востребован на практике. Конечный результат может быть в различной форме: раздаточный материал, презентации «Power Point», рисунки, сочинения, проекты, схемы и т.д. Общий принцип, на котором базируется метод проектов, заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся.      

           

Большую практическую направленность, вносящую познавательный характер, имеют внеклассные мероприятия.

     

    В зависимости от вида проекта, работа над ним может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.  Работа над проектами может выполняться на уроке, а может  выходить за пределы урока как внеурочная деятельность.  

 Ребята заимствовали  интересную информацию,  иллюстрации по любовной тематике в Интернете, сочиняли стихи, пели песни.

      Умение педагогом создать такую  воспитательную систему,  которая учебную деятельность за скобки не выносит, а включает в себя,  позволяет не просто вложить в каждого обучаемого некий запас знаний, но и  создать личность  Ученики учатся излагать свои мысли, выступать публично, приобщаться к национальной культуре русского и мордовского народа, т.е. жить в обществе.

           Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы. При подготовке к сочинению или  изложению проводится большая работа по тексту, в процессе которой дается возможность обсудить содержание текста Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность.

       Коллективное сотворчество, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.

        На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.  

      Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает.

       Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "«Экологическое воспитание на уроках русского языка»

Цель данной работы  –  обобщение наиболее эффективных приёмов работы по экологическому воспитанию в средних классах.Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, ...

Доклад на тему: Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», - Владимир Даль, трактовавши...

Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»

Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме :  "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Доклад на тему "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень е...