Доклад на тему: Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы
материал (7 класс) на тему

Нагоева Фатима Рустемовна

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», - Владимир Даль, трактовавший его как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, - «любитель отечества, ревнитель о благе, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка

и литературы

Учитель

Русского языка и литературы

Нагоева Фатима Рустемовна

2016 год

Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание  вместе с ней ее счастливых и её несчастных дней.

А.Н. Толстой

       Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», - Владимир Даль, трактовавший его как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, - «любитель отечества, ревнитель о благе, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

      Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства «с молоком матери». Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.                        

     Я работала в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Мамхегская средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева», где преподавала уроки адыгейского языка и литературы.                      

     Огромная  роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит учителю адыгейского языка литературы.                                                                                        

      В содержании предмета «Адыгейский язык» два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это раздел «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, изложения, диктанты, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.

          В процессе воспитания патриотизма на уроках адыгейского языка используются следующие методические приемы:

1.Беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.                                                                                              

2. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом успехов или преодолевающих учебные трудности.                                                                                

3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.                                        

4. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.

  Воспитание патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков, то, планируя учебный материал, одновременно я решала и эти воспитательные задачи, чему способствуют тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Процветай, моя Россия», «Моя Родина», «Этих дней не смолкнет слава», «Символы страны любимой» и дидактические материалы.

Например, я использовала авторские стихотворения:

Люблю тебя, моя Россия!

Россия, жизнь моя!

Люблю тебя, Родина моя!

Пусть с каждым годом лучше,

Цветёт моя Россия.

Российский герб и флаг державный,

Символы России.

Пятисот лет тому назад,

Появился наш герб красивый.

На гербе, Орёл,

Поднявший вверх распущенные крылья,

Да не простой – двуглавый, золотой,

Символ небесной силы.

А флаг России – триколор,

Полотнище в три цвета!

Верхний белый цвет,

Чище цвета в мире нет.

Средний синий – преданность и честь.

Нижний красный, мужество и красота,

В нём яркой полосой, страна наша воспета.

В середине августа день рождения у флага!

Символы страны любимой,

Помните всё время!     (Нагоева Ф.Р.)

        В адыгейском языке есть слово «хабзэ». Объединяя одновременно такие качества и черты личности, как гуманность, доброта, самоотверженность, преданность своему народу, честность и другие, это слово по сути дела выражает идеал нравственности.      

        В адыгском фольклоре представлены многочисленные притчи, посвящённые таким моральным нормам как патриотизм, справедливость, правдивость, честность, трудолюбие, гостеприимство, уважение старших и забота о них и так далее. В притчах о правдивости и честности герои, обладающие этими и другими высокими нравственными качествами, достигают благополучия, успеха в жизни, пользуются почётом в обществе. Нечестные люди, наоборот, неуважаемы, они наказываются.                                                        

       Герои многих фольклорных произведений – это люди, наделённые высокими нравственными качествами. Эти качества наиболее ярко проявляются в их борьбе за добро и справедливость, в помощи угнетённым и обездоленным. Такие люди готовы жертвовать собою во имя счастья и благополучия угнетённых. Они беспощадны к феодалам, ко всем тем, кто присваивает чужой труд, кто проявляет деспотизм и жестокость. Бескорыстные и мужественные защитники народа пользовались уважением у народа.                                                                                                            

      Чувство патриотизма народ связывал с национальным достоинством, что означает ответственность перед народом за своё доброе имя, недопустимость поведения, порочащего нацию, оскверняющего священную память о достойных сынах своего народа. Г.Н. Волков отмечает, что в народной педагогике «национальное достоинство означает быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов, достойно представляя свой народ среди них. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения».                                                                                                                  

       Нравственный идеал совершенной личности у адыгского народа включает в себя добродетель, постоянное стремление к добру. В поведении героев народного эпоса добро выступает критерием оценки положительных действий, поступков. В понятие добра народ включает свои наиболее общие интересы, устремления, действия, заслуживающие доверие.                                                                                                                                                        

      В фольклорных произведениях народа показано, что патриотизм органически связан с национальной гордостью. Человек без Родины в фольклоре сравнивается с камнем, сорвавшимся со скалы в пропасть:

Серый камень со скалы сорвался,

Серый камень в пропасти остался.

На скалу родную словно птица

Не взлетит он и не возвратится.

Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.

       В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли неистинный патриотизм?

      Адыги издавна отличались трудолюбием. Детей своих воспитывали в духе трудолюбия, приучали их к физическому труду, вырабатывали у них навыки обрабатывать землю, сено, плотничать, заниматься садоводством. Девочек приучали к вышиванию, к приготовлению пищи, к умению ухаживать за гостем. Сообразно образу жизни адыгов, отношению к труду, выработке трудовых навыков создавались пословицы и поговорки, которые воспитывали у подрастающего поколения уважительное отношение к труду, брали на вооружение знания, которые способствовали бы совершенствованию умений, мастерства в изготовлении предметов, вещей и так далее.                

  Например, в 7 классе при повторении темы «Правописание букв - чъ и ч1, жъ, жь, жъо и жъу, ш1 и шъ, цу и ц1, гъ, гъо, гъу» вначале записываем пословицы:

  • «Ч1ыр куоу зыжъорэм игъажъо къажъо» (Кто глубоко пашет землю, у кого кипит просо (т.е. очень много).
  • «Ц1ыфым ыуасэр ылэжьыгъэр ары» (Человек стоит того, что он заработал).                      
  • «Умылажьэмэ пшхын бгъотыщтэп» (Не поработаешь без еды останешься).
  • «1офым ыгъэл1агъэ щы1эп» (От работы никто не умирал).
  • «Игъом пш1эрэр тхъагъо» (То, что сделано вовремя, удовольствие).

     Прочитав пословицы, ребята отвечают на вопросы:                                                                                        - Чему учат эти пословицы?                                                                                                                         - Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках?                                                                                                                             

        Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, я пытаюсь донести до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.

_____________________

¹ Азашикова З.З. Адыгская педагогическая культура о воспитании подрастающего поколения – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2007. – с.12-13.

Одна из важнейших сторон патриотического воспитания –

воспитание любви к родной природе.

Адыгея моя!

Край родной, дорогой.

Над тобою, птицы летят,

Песнь поют об адыгском народе,

Как джигит воевал, отбивая врагов,

Защищая тебя, родная моя!

Мой гость дорогой!

Послушай, как в Адыгее поёт природа:

Плодоносят долины, ручьи журчат,

Слышишь, мелодию дивную!   (Фатима Нагоева)

       Задача учителя адыгейского языка и литературы - развить интерес и любовь к родной природе. Это чувство - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его.  Потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.                                  

       В упражнениях учебников, методических пособий для 6- 9 классов много текстов, темой которых является описание природы, - это отрывки из произведений И.Машбаша, Т.Керашева, А.Хаткова и многих других.                                                  

      Работа с такими текстами позволяет перейти к составлению собственных сочинений на тему «Адыгея моя», «Послушай, как в Адыгее поёт природа», «Цветёт моя Россия». Такие сочинения бывают очень интересными.                                                      

      Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять её, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.                        

      Для решения поставленных задач в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. Тема, над которой я работаю, - «Воспитание патриотизма, гражданственности  на уроках адыгейского языка и литературы», - позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и навыки как филологические, так и связанные с изучением других предметов. Перед учителем литературы и адыгейского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:

-формировать у детей любовь и преданность Родине;

-развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;

-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;

-формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;

-развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Историко-краеведческая работа.

      Целям воспитания патриотизма, гражданственности и национального самосознания подчинена и историко-краеведческая работа, которую я провожу с учащимися во внеурочное время.

     Начала свою работу  историко-краеведческую с сентября 2012 года. Работая в этом направлении, я решила, что получение любых знаний о родной республике - это активный процесс превращения его богатств в собственное внутреннее богатство.

      Изучение курса «Краеведение» открывает большие возможности для приобщения учащихся к самостоятельному углубленному чтению произведений о земле, на которой они живут и о людях, прославивших свою республику. А главное то, что этот курс приобщает ребят к поисковой работе, пробуждая у них интерес к замечательным произведениям искусства, созданным их земляками. Планирование работы предусматривает посещение учащимися концертов, спектаклей в театрах, просмотры фильмов, поездки и экскурсии по городу, району, республике и России.

      Хоть опыт и маленький,  но он показал, что всё это способствует пробуждению у школьников стойкого интереса к истории своего района, республики, страны.

     Данные мероприятия разнообразны:

- экскурсии в историко-краеведческие музеи;

- знакомство с историко-архитектурными памятниками города и республики;

- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев;

- встречи с выдающимися земляками, деятелями искусства;

- оформление стенгазет «История Шовгеновского района», «К родной республике с любовью»;

- конкурсы чтецов;

     Экскурсии пользуются особой любовью детей. В ходе экскурсии происходит:

-обогащение знаний учащихся;

-установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;

-развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, организованности.

      Задачи историко-краеведческой работы в школе заключается в том чтобы  познакомить обучающихся с историей и современностью родной республики в увлекательной для них форме - экскурсии, краеведческие походы и др. Знание историй своей республики обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. 

     Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы народных праздников, мне удаётся познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием прошлого. Очень важно для меня добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. На классных часах и других внеклассных мероприятиях я учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства и людям, кто посвятил служению им всю свою жизнь. Я, прежде всего, думаю  о военных, так как этот образ всегда был для меня связан с понятиями мужества, отваги, смелости и находчивости.

Вот моя концепция и направлена на то, чтобы успеть!

  • Успеть оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных интересов. Познакомить с историей Российской, Республиканской Государственной символикой.
  • Успеть воспитать духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности учащихся.
  • Успеть организовать психологически комфортную ситуацию для самооткрытия и творческого самовыражения учащихся, проявлению их фантазии.
  • Успеть привить любовь к родной природе.
  • Успеть показать красоту и богатство адыгейской литературы.
  • Успеть на уроках адыгейского языка и литературы закреплять понятия гражданственности и патриотизма, используя тексты программных художественных произведений и произведений регионального компонента.    

     Патриотизм у адыгов проявляется на протяжении многих столетий, он очень ярко проявляется и сейчас, в период возрождения духовной культуры народов, в период консолидации с зарубежными адыгами. Об этом свидетельствуют мысли, заключённые в пословицах и поговорках. Например, Чылэ чылэ нахьи тичыл. – Аул аулом, а свой – в первую очередь (т.е. защищать в первую очередь свой аул, гордиться им); Хэкум емык1у къылъысымэ, псэемыблэжьэу къежь. – Если родине будет лихо, защищай её отважно; Уилъэпкъ хъон къыфэмыхь. – Не позорь свой род (т.е. защити честь своего рода, не посрами его); Хымэ хэгъэгу сыщытхъэн нахьи сихэкужъ сыщэрэл1. – Чем вольно жить на чужбине, лучше плохо жить у себя на родине; Хэку бгынэнрэ шъуз бгынэнрэ зэфэдэх. – Что оставить родину и что оставить жену – одно и то же; Хьэми икъуаджэ ыбгынэрэп. – Собака и та не оставляет свой аул (родину) (т.е. изменять родине самое большое преступление для адыгов).                                                                   В заключение хотелось бы сказать: не важно, какой ты национальности, важно чтобы ты был достойным человеком своего народа и своей нации; и заметить: что дискуссии о необходимости патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет  медлить.

______________________

2 Литература. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно-практической конференции. Майкоп – 1994. Блягоз З.У. Пословицы и поговорки – зеркало адыгских традиций и обычаев. Стр.72-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание студентов"

Патриотическое воспитание студентов...

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе».

       Патриотическое воспитание учащихся  во внеурочной работе.         Непременным компонентом патриотического воспитани...

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка

Перед нами, учителями адыгейского языка и литературы, проблема патриотического воспитания стоит особо остр. Мы имеем очень сильное оружие - это слово, художественная речь, книга. Сегодня проблема духо...

доклад на районном выступлении педагогическихз чтений на тему: Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 7 классе

я организовала цикл уроков во время изучения темы Знаки препинания в сложном предложении, в которых дидактический материал для словарно-семантической работы, для стилистического анализа текстов, для к...

Доклад на тему "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень е...