Научно-практическая конференция по теме: "Патриотическое воспитание на уроках русского и (адыгейского) языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Отчизна - это не только сегодняшняя страна, но и все её прошлое,  её история.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                                

  «Средняя школа № 11» а.Старобжегокай                                                                    

 Тахтамукайского района Республики Адыгея

Республиканская
научно-практическая  конференция
«Патриотическое воспитание детей
и молодежи: состояние и перспективы

Направление

Патриотическое  воспитание                                                                                                                            

   на уроках русского  (адыгейского) языка                                                                                                          

  и литературы

Учитель русского языка и литературы

Совмиз Разиет Казбековна

      «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

В.А.Сухомлинский

   «Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества».  Ведь в патриотизм  входят такие качества как уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям.                                        В.В. Путин  в своем выступлении   сказал:  «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».  

    Ведь происходят часто  опасные  ситуации  - постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.   Через  уроки русского языка и литературы    мы  формируем личность ребенка,  его высшие ценности, идеалы. И он  чувствует  себя причастным к судьбе Отечества.   Это одна из  разнообразных форм работы учителя –словесника..                                                                                                                               Так с чего же начать?  Как привить   учащимся,  любовь к Родине, увлечь прошлым страны,  которые часами  просиживают  перед компьютером в поисках новых знакомых, переписывании в сети Интернет?  Трудно ответить на этот вопрос.                                                                                                                                

     А надо начинать с самого малого: приобщить учащихся к красоте, красоте природы, слова.   Человек,  который  умеет  видеть необычное в обыденных вещах, картинах, способный чувствовать прелести природы может ценить прекрасное,  дорожить настоящим и бояться его потерять. Ведь только полюбив свою малую Родину (улицу, поселок, город и т.д.)  он  сможет перенести те же чувства на более широкое пространство: республику, страну. И здесь нам  помогают уроки литературы. Сколько красивых  стихов о русской природе  написано  нашими классиками как  А. С. Пушкин,             М. Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов и другие.   Они  учат видеть чарующую прелесть пейзажных зарисовок, чувствовать их неповторимость, с благоговением относиться к красоте, постигать тайны звука и цвета.   Лишь хорошо подготовленный, продуманный урок с использованием наглядного материала, технических средств поможет донести до учащихся душевное настроение поэта, передать его отношение к миру, действительности. Эмоционально прочитанное учителем стихотворение, дополненное прослушиванием отрывков из музыкальных произведений П.И.Чайковского, А. Вивальди, Л. Бетховена, просматриванием слайдов с репродукциями картин русской природы известных художников (И.И.Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова), вызовет интерес  учащихся к изучаемой теме, затронет их до глубины души. Такие уроки и изученный на них материал надолго останутся в памяти детей. Доброе, бережное отношение к природе, чувство восхищения её богатствами зарождаются не только через изучение поэтических произведений, но и прозаических. Пейзаж у В.П. Астафьева в рассказе «Васюткино озеро»,  М.М. Пришвина в повести «Кладовая солнца», М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» не бездушный фон, а глубокий насыщенный образ, позволяющий понять героев, их настроение и поступки.                                                        

     Богатый материал для формирования чувств патриотизма представлен в разделе «Древнерусская литература». Изучение летописи «Повесть временных лет» ( 8 класс), «Слово о полку Игореве»   ( 9 класс)  воспитывает  чувство патриотизма, утверждает историческое и политическое  единство русского народа, призывает  к самой сильной нежной любви к своей родине.  Разговор о бранных подвигах князей, полководцев, живших многие века назад, о защите русских земель от набегов врагов, просмотр слайдов и отрывков из документальных кинофильмов, выразительное чтение изучаемых произведений, творческие задания (иллюстрация к историческим событиям, составление диалогов исторических персонажей), словарная работа позволяет учащимся ярче представить эпизоды из нашей давней истории. А целенаправленная планомерная работа в данном русле формирует у них чувство гордости за Родину и за свой народ.                                                     

    Ведь Отчизна – это не только сегодняшняя страна, но и всё её прошлое, её история. Повесть  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»  ( 7 класс)     воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе  внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.  Это  подвиг Тараса и его сына Остапа, их беззаветная преданность Родине, мужество, храбрость вызывают у учащихся восхищение, стремление быть похожими на них. Осознать понятие «истинный патриотизм», представить реальные картины военной жизни, прочувствовать отношение к действительности разных слоёв общества помогают произведения Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы», «Война и мир» (10класс). И таких примеров в русской литературе  много.                                                                                                                   

      Большое внимание  на уроках литературы уделяю  НРОСО.  В меру возможностей, я  использую материалы передач адыгейского  республиканского телевидения и радио. «Тарихъым инэкIубгъохэр»,  «Джэныкъо машIу». В НРОСО включила  историю  адыгского народа.     Например, в 8 классе   даю детям на  просмотр историко- документальный  фильм «Фэрзэпэ зау». В 11 классе И. Ш. Машбаша «Мыжъошъхьал». Эффективными являются исторические фильмы «Лъэгэ шъхьартIупщ зэIукI», «Хъырцыжъ Алэ ик1одык1», «Абдзахэмэ ян».  Все  эти  произведения  учат детей быть  преданными  к  своей Малой Родине, формируют  в них такие качества как храбрость, мужество, милосердие и  бережное отношение к историческому прошлому  своего народа. Поэтому одним из проявлений                                                                                                     патриотизма  является любовь к родному языку.                      

     Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка…                                      Таков этот великий народный педагог – родное слово».                            

     Поэтому особое значение придаю на уроках работе над языковым материалом: учу находить художественно-выразительные средства, восхищаться метко сказанным словом, выразительностью речи.                      

    Таким образом, воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач  сегодняшнего дня.  И он  начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой.   

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд!

Список использованной литературы

1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.                                             2. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.                                  3. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101                                                                                                                                                   4. Г. А. Абумова Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 2001                                           5. И.Л. Бим Формирование коммуникативной компетенции М.: Просвещение, 1998                                                                                                                                                                        6. Т.А.Ильина Системно – структурный подход к организации обучения. М.: Просвещение, 2006                                                                                                                      7 . Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО И АДЫГЕЙСКОГО ЯЗЫКОВ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, УБГЪУГЪЭ ЫК1И МЫУБГЪУГЪЭ ГУЩЫ1ЭУХЫГЪЭХЭР»

Создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО И АДЫГЕЙСКОГО ЯЗЫКОВ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, УБГЪУГЪЭ ЫК1И МЫУБГЪУГЪЭ ГУЩЫ1ЭУХЫГЪЭХЭР»

Создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных...

Доклад на тему: Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», - Владимир Даль, трактовавши...

доклад на районном выступлении педагогическихз чтений на тему: Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 7 классе

я организовала цикл уроков во время изучения темы Знаки препинания в сложном предложении, в которых дидактический материал для словарно-семантической работы, для стилистического анализа текстов, для к...

Доклад на тему "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературы"

Патриотическое и нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературы...

Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в преподавание адыгейского языка

Методика преподавания адыгейского  языка и литературы: проблемы и пути их  решения. Метод проектов как один из  современных педагогических технологий в        ...

Доклад на тему "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень е...