доклад на районном выступлении педагогическихз чтений на тему: Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 7 классе
методическая разработка (7 класс)

Мясникова Ирина Владимировна

coolя организовала цикл уроков во время изучения темы Знаки препинания в сложном предложении, в которых дидактический материал для словарно-семантической работы, для стилистического анализа текстов, для конструирования предложений по схемам взят из классических прозаических или поэтических произведений: Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»; К.Г.Паустовского, «Кладовая солнца»; высказывания Л.Н.Толстого о языке; стихи Кайсына Кулиева, К.Симонова, А.Твардовского. И где каждый урок начинался со словарно-семантической и лексической работы.  Для этих уроков было выбрано несколько эпиграфов, вот пример одного такого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.cht_.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №77»

Доклад на тему

Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 7 классе

Подготовил:

учитель русского языка

и литературы

Мясникова Ирина Владимировна

Русский язык как учебный предмет решает специальные задачи, общие с другими учебными предметами.

Одной из главных задач уроков русского языка является воспитание не только грамотной, коммуникативной и образованной личности, но и личности патриотической, уважающей свою страну, свой язык и свой народ, гордой за героическое прошлое своей страны.  В связи с этим нашей важнейшей общепредметной задачей  является воспитательная, частью которой является патриотическое воспитание школьников.

Русский язык располагает определенными возможностями для развития патриотических чувств учащихся. Перед уроками русского языка ставятся следующие задачи:

  1. формировать у детей любовь, верность и преданность Родине;
  2. развивать у них любовь и уважение к своему народу, к героическому прошлому нашей Родины;
  3.  воспитывать любовь к русскому языку как родному;
  4. воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
  5. формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и беззаветно защищать её1.

Как известно, на уроках воспитывают учащихся содержание предмета, деятельность учащихся на уроке, а также личность учителя и методы, применяемые им, дидактические материалы: тексты упражнений, диктантов и изложений, а также темы сочинений и темы для составления предложений, слова для лексической и словарно-орфографической работы.

В процессе патриотического воспитания на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы:

  1. попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
  2. фронтальная беседа, раскрывающая патриотический смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинение;
  3. пополнение словарного запаса учащихся посредством лексической работы, работы со словарями (толковый, словарь синонимов, орфоэпический) лексикой, связанной с военно-патриотичекой темой (Родина, Отечество, китель, оккупация, патриот, пенаты, подвиг и т.п.);
  4. словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравшихся интересный патриотический материал для уроков русского языка;
  5.  написание сочинений на патриотические и морально-этические темы2.

Огромное значение для воспитания патриотических чувств имеет дидактический материал, используемый на уроках для синтаксического разбора, стилистического анализа, ненавязчиво вводит школьника в мир общественной жизни, пробуждает

_________

1 Баранов М.Т., Патриотическое воспитание на уроках русского языка, М., «Просвещение», 1985.

его сознание как будущего гражданина своей страны, воспитывает нравственные идеалы. Работая над текстами, отражающими общественно-политичекую жизнь страны, ученики овладевают соответствующей лексикой и усваивают форму выражения мысли, связанных с темой любви к Родине, к ее прошлому и уважение прошлого страны; работая с текстами описания природы учащиеся знакомятся с эстетическим чувством, постигают любовь к родной природе. Здесь немаловажную роль играют и уроки литературы, т.к. параллельно с этими уроками учащимся предлагаются для заучивания наизусть стихи о родной природе и Родине И.А.Бунин, «Родина»; А.К.Толстой, «Край ты мой! Родимый край!» и т.п.

Таким образом, на уроках русского языка учащиеся овладевают общественно-политической лексикой (усваивается семантика, сочетаемость и сфера употребления слов), учатся грамотно выстраивать свои мысли, знать, уважать и ценить героическое прошлое, стремится воспитывать и развивать в себе качества истинного гражданина Отечества; раскрывают в себе любовь к природе, бережное отношение к ней, выражать её в сочинении, искать для выражения наиболее точные слова и словосочетания.

В своей работе  я организовала цикл уроков во время изучения темы Знаки препинания в сложном предложении, в которых дидактический материал для словарно-семантической работы, для стилистического анализа текстов, для конструирования предложений по схемам взят из классических прозаических или поэтических произведений: Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»; К.Г.Паустовского, «Кладовая солнца»; высказывания Л.Н.Толстого о языке; стихи Кайсына Кулиева, К.Симонова, А.Твардовского. И где каждый урок начинался со словарно-семантической и лексической работы.  Для этих уроков было выбрано несколько эпиграфов, например фрагмент стихотворения А.А.Ахматовой о языке:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь.

Великое русское слово.

Анализ эпиграфа начинается с эвристического вопроса: найдите в этом тексте обращение. Подумайте, что имел в виду автор этого отрывка из стихотворения. Почему слово наделено такой силой и важностью?

Помимо этого поэтические тексты на тему любви к природе, языку помогают затронуть интеллектуальную и эмоциональную сторону личности учащегося, с целью пробуждения в нем любви к русскому языку, обращаясь к писателям, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.

Образовательные задачи урока:

повторить изученные ранее орфограммы и пунктограммы, порядок синтаксического разбора, совершенствовать навыки словообразовательного разбора; стилистического анализа текста; активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать орфографические, пунктуационные и речевые умения и навыки; развивать умение использовать слово в соответствии с речевой ситуацией и его стилистической окраской; воспитывать патриотические чувства (любовь к Родине, к родному краю).

Принципы обучения:

Научности (опора на основные виды орфографической памяти и  обобщающие орфографические понятия); Доступности (опора на знания об орфограмме, опознавательных признаках и типах орфограмм); Связи теории с практикой.

Метод объяснения: эвристическая беседа в сочетании с анализом языкового материала.

На этапе актуализации знаний учащимся предлагается предложение для полного синтаксического разбора и составлением схемы с предварительной расстановкой знаков препинания, работа проводится по вариантам и параллельно двое учеников выполняют задание у доски на отметку.  

  • Пример: (Когда ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно сверкая, падали на землю) (Когда - =),[- = и, -.-, =]. (К.Г.Паустовский); Гринев долго не мог мириться с тем, что Маша осталась в мятежной слободе. [- =], (что - =). (А.С.Пушкин)

Данный  дидактический материал позволяет  одним учащимся раскрыть эстетические чувства, пробудить уважительное отношение к природе, а другим – возбудить интерес к истории и художественной литературе, а также пробудить познавательный интерес: лексическое значение слова «мятежной».

Таким образом, мы переходим к следующему этапу работы: словарно-орфографическая минутка, где одним из первых слов для семантического анализа было слово «мятежной» и «мятеж».

Один из учащихся работает с толковым словарём, пока класс записывает словарные слова в тетрадь в столбик, выделяя орфограммы.

Мятежной, мятеж

Монополия

Министерство

Отчизна, Отечество, вотчина, отцовский

Родина, родительский

Следующее задание: составление сложноподчиненного и сложносочиненного предложений с одним – двумя из словарных слов. Несколько вариантов зачитываются вслух.

  • Пример: Мятеж на центральной площади был подавлен властями, чтобы недовольства народов не разгорелись сильнее.

Третий этап – закрепление знаний по теме Знаки препинания в сложном предложении представляет собой проблемное задание. Списать текст стихотворной формы, расставить недостающие  знаки препинания, найти обособленное определение, выраженное причастным оборотом; раскрыть скобки; определить тип текста (рассуждение), выделить основную мысль (размышление о том, что такое родина для каждого) и озаглавить (С чего начинается Родина?).

С чего начинается Родина? 
(С) картинки в твоём букваре
,
(С) хороших и верных товарищей
, 
/Живущих в соседнем дворе/. 
А может, она начинает(?)ся 
С той песни
, что пела нам мать, 
С того
, что в любых испытаниях 
У нас (ни)кому (не)отнять.
 (Матусовский Михаил)

Дидактический материал способствует развитию нестандартного мышления, эстетического вкуса, положительного нравственного ориентира и патриотического самосознания, рассуждая на тему, что значит Родина для каждого человека, учащиеся начинают примерять данный текст на себя и соотносить со своей точкой зрения; воспитание сочувствия и сострадания, развивать чувство товарищества, дружбы, самовоспитании и твердости характера. Помимо этого учащиеся повторяют расстановку знаков препинания при причастном обороте.  Учащимся предлагается самопроверка орфограмм и пунктограмм по образцу на экране.

Отсюда следует проблемный вопрос для устного рассуждения на морально-этическую, патриотическую тему: каково значение родной страны для человека? Существует ли определенное мерило начала Родины и патриотизма? Задача – подвести учеников к произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», с  которым учащиеся познакомились ранее на уроках литературы. Здесь учащиеся вспоминают отрывки из произведения, где Тарас рассуждает о товариществе, фрагменты его гибели в бою и гибели донских казаков –  Мовсия Шило и их речь о прославлении Русской земли! И т.п.  это задание позволяет осуществлять межпредметные связи с литературой и историей.

Для закрепления вывода, что Родина – это твой дом, твоя семья и настоящие друзья, что Родина – в сердце, учащимся предлагается творческое задание: конструирование предложений:  Продолжите каждый из начатых примеров  дважды, чтобы получилось: 1) предложение с однородными членами;  2) сложносочинённое предложение.

  1. Тарас  Бульба сам выбирал для сынов своих лучшие убранства…  2) Все трое ехали по степи…   3) Днепр сверкал вдали…

Двое учащихся работают у доски, объясняя расстановку знаков препинания, подчеркивая члены предложения, составляя схемы. Класс сверяет пунктуацию, звучит еще несколько вариантов предложений.

Далее следует домашнее задание: повторение параграфов 62-65, упр. 389 и несколько индивидуальных карточек для самостоятельной работы учащихся, требующих исправления отметок. Например: Продолжить предложения дважды: 1) сначала простое, осложненное обособленными определениями (выраженным причастным оборотом) или обособленным обстоятельством (выраженным деепричастным оборотом);  2) сложноподчиненное.

  1. Наступила весна …
  2. Солнце всё ярче светит …
  3. Деревья вновь зазеленели…

В конце урока возвращаемся к эпиграфу и учащимся предлагается написать 5-6 сложных предложений с разными видами связи на тему что для меня родной язык или значение русского языка в моей жизни. Работа проводится в виде конкурса на самый интересный и самый интеллектуальный текст. Зачастую после обсуждения на морально-этические и нравственные темы я использую метод личного примера, высказываю свои мысли, делюсь своими впечатлениями и мнением. Т.о. учащиеся имеют нравственный и положительно направленный ориентир.

Минут через 7 проверяются три-четыре текста, путем силы аплодисментов учащиеся выбирают победителя.

Выставляются отметки, поощряются интересные и зрелые, рассудительные ответы дополнительными баллами.

  1. Пример: (Когда ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно сверкая, падали на землю) (Когда - =),[- = и, -.-, =]. (К.Г.Паустовский); Гринев долго не мог мириться с тем, что Маша осталась в мятежной слободе. [- =], (что - =). (А.С.Пушкин)

 Мятежной, мятеж

Монополия

Министерство

Отчизна, Отечество, вотчина, отцовский

Родина, родительский

3.

С чего начинается Родина? 
(С) картинки в твоём букваре
,
(С) хороших и верных товарищей
, 
/Живущих в соседнем дворе/. 
А может, она начинает(?)ся 
С той песни
, что пела нам мать, 
С того
, что в любых испытаниях 
У нас (ни)кому (не)отнять.
 (Матусовский Михаил)

     4.

Продолжите каждый из начатых примеров  дважды, чтобы получилось: 1) предложение с однородными членами;  2) сложносочинённое предложение.

  1. Тарас  Бульба сам выбирал для сынов своих лучшие убранства…  2) Все трое ехали по степи…   3) Днепр сверкал вдали…

      5.

Продолжить предложения дважды: 1) сначала простое, осложненное обособленными определениями (выраженным причастным оборотом) или обособленным обстоятельством (выраженным деепричастным оборотом);  2) сложноподчиненное.

  1. Наступила весна …
  2. Солнце всё ярче светит …
  3. Деревья вновь зазеленели…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Доклад на тему: Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», - Владимир Даль, трактовавши...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения"

Статья из опыта работы по теме "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения" в коррекционной школе....

Доклад на тему "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень е...