Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения"
статья

Фидикова Светлана Васильевна

Статья из опыта работы по теме "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения" в коррекционной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданско- патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения

Слайд 4

С родной земли-умри, но не сходи Русский солдат не знает преград.

Слайд 6

Найди лишнюю пословицу Хвастать-не косить, спина не болит. Не спеши языком-торопись делом. Язык до Киева доведет

Слайд 8

- живем, чтобы….. …быть успешными в делах … нести ответственность за себя, за других … найти себя … жить … действовать … работать … быть счастливым

Слайд 9

Пословицы о Родине. Всякому мила своя сторона. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Кто за Родину горой, тот истинный герой. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. Где сосна взросла, там она и красна. Дома стены помогают. Москва всем городам мать. Своя земля и в горсти мила. С родной земли – умри, не сходи. На чужой сторонушке рад своей воронушке . Одна у человека мать, одна у него и Родина. Человек без Родины, что соловей без песни. Родной край – сердцу рай. Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается. Смело иди в бой, Родина за тобой. Без любви к человеку нет любви к Родине. Нет в мире краше Родины нашей. Родина – мать, умей за нее постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. За Родину, за честь – хоть голову снесть . Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь. Родная землица и во сне снится. Жить – Родине служить. На чужой стороне Родина милей вдвойне. На чужбине и калач не в радость, а на Родине и черный хлеб в сладость. За правое дело стой смело.

Слайд 10

Пословицы о дружбе Берись дружно, не будет грузно. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Все за одного и один за всех. Семеро одного не ждут. Без беды друга не узнаешь. Старый друг лучше новых двух. Одной рукой и узла не завяжешь. Для друга и семь верст не околица. Не в дружбу, а в службу. Для милого дружка и сережка из ушка. Где лад, там и клад. Один в поле не воин. Одна ласточка и весны не делает. Одна пчела немного меду натаскает. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Раздружится друг – хуже недруга. Худой мир лучше доброй ссоры. Сядем рядком да поговорим ладком. Расстояние дружбе не помеха. Дружба – великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Дерево крепнет корнями, а человек друзьями. Большой дружбы не бывает, когда друг за друга погибает. Единственный способ иметь друга – это самому быть другом. Лучше друг верный, чем камень драгоценный. Для дорогого друга – ворота настежь. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись. Не годы сближают людей, а минуты. Друг спорит, а недруг поддакивает. Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Слайд 11

и у ц з и м а ч н ф к с в с р ф а е и й р о к в к я н р ж п у л р и у б г е н с с ь о р т р а м е л т е д с с а р х у ю ь - з к к т с о д д к с а я н с к в и я у и л ы г к я о н н т б а й к а л ь с к у и р а п б в м к а л р и о л о ч и д ч у с ж з х д с к л ц н к э е в а у а о у ю о л т а й ш е т к м е г е т б е в р а ш р м у х о м а е р ь в н к и р е н с к б а л а г а н с к о ( Усолье-Сибирское , Зима, Саянск, Тулун, Байкальск, Тайшет, Мегет, Балаганск, Киренск, Усть Кут, Залари , Свирск, Иркутск, Братск, Ангарск , Бодайбо, Черемхово, Нижнеудинск, Слюдянка , Куйтун) Найти названия городов и населенных пунктов Иркутской области

Слайд 12

у с п у я с в а с д ш т в ю у н г а а а а с д г ч п ч ф с р к а р ы л в з ю е р о о и е и и р а м л в р н т м и н ь х о к а и а б е л а я у а м с и л и м л т т о т у н г у с к а д Найти названия рек Иркутской области ( Уда, Унга , Ока, Белая, Тунгуска, Зима, Бирюса, Лена, Иркут, Витим, Ангара)

Слайд 13

ж г ь р л г щ е о р п е о и л л а а н л п т е к р о ь о о ц с и к я в к в е п г н к р я п у ш к а ы з в с и г о л ь р д а щ л к к б ы ч о к а ц е з к д ш Байкальские рыбы. (язь, щиповка, гольян, рипус, пескарь, сиг, голец, желтокрылка, бычок, ряпушка, ленок) Какие еще рыбы водятся в Байкале, ты узнаешь, если составишь их названия из следующих слов так: начало ищи в первом слове, конец – во втором и в третьем. Запиши их названия: Ле с – пла щ, плот ник – тра ва , ли са – ко нь , са ни – нар зан , тай га – ка мень , ра на – лим он, со ль – ко м , ел ь – кон ец , щу р – му ка , сел о – куни ца, ха та – ри с – укс ус , со н – к ро т – сто га , пен ка – к ра н – си ла, о бед – му равей – бу ль он.

Слайд 14

Игры со словами В каждой группе слов исключи лишнее: Родина, Россия, Отчизна, Русь Флаг, герб, марш, гимн Родители, род, семья, Родина Патриот, Родина, природа, любовь Москва, Иркутск, Саянск, Зима Байкал, Ангара, Иркут, Ока Иркутск, Ангарск , Ангара, Саянск Объедини слова: Флаг, герб, гимн - ….. Москва, Иркутск, Красноярск, Саянск - …….. Ангара, Енисей, Иркут, Ока - ….. Отчизна, Россия, Российская Федерация - …. Преданность, честность, храбрость, трудолюбие - …. Анаграммы Лагф берг Мигн ритопат Зотнаич иднаро Алошк ениечу Вестось равдап Дугр баждру Арев счеть Голд больвю Тудр бароат (флаг, гимн, Отчизна, школа, совесть, друг, вера, долг, труд, герб, патриот, родина, учение, правда, дружба, честь, любовь, работа)

Слайд 15

Прочитать «спрятанные» слова: Акдлросовестьпитогфдолгьющцвачестьдйчсиеопролдружбаэрыитнответ ственностьмцрденгшщвзаимовыручкачьгшвлорпмитььлшшпорядочнос тьцлраптмьдщгрртоварищцщшральтырнадругдыоратбсгнпредательствоцщинпажючрввзаимоуважениеузджыьмековерностьцдбажэкисшгворпреданностьыбелийдлатьшгеолдпомощьцдмивгеорптьлдшсоветцщрьюятсоваподсказкаорлытчмаеушбедаавыеугцшлдщпобедаюидлшпщщкоимьладаодврстимаыцйлдждоброжелательностьылпжтиекорапв. Найти границы предложений. Я - гражданин России столица нашей Родины - город Москва я живу в городе Саянске это моя малая родина Саянск – город Иркутской области центр Иркутской области – город Иркутск у нас есть знаменитое озеро Байкал это самое глубокое озеро в мире наши леса богаты животными и растениями будем бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Слайд 25

Смотр песни и строя к дню защитника отечества



Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения.

                                                            (из опыта работы)

                  Тема гражданственности и патриотизма -  актуальная тема современной школы.  Сейчас происходит формирование нового российского патриотизма, в котором должно гармонично сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине, воспитать нравственные качества? Нельзя заставить любить. Нужно воспитывать. И в этом большая роль отводится образовательным учреждениям, в частности,  урокам русского языка и чтения.

Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Поставленная задача на уроках русского языка и чтения  реализуется, во-первых, через содержание изучаемого материала. На уроках мы говорим о том, как появился и развивался язык, о том, что  язык - важнейшее средство общения.

 (из сочинений ребят)

«Так что же такое «общение»?

Я считаю, что общение - это самое главное в жизни человека. Общаясь между собой, люди могут и поссориться, и договориться мирно, чтобы что-то вместе сделать» (Оля В).

« Каждый день мы с кем-то встречаемся, делимся информацией, рассказываем друг другу какие-то новости, узнаем друг про друга что-то новое.  Друзьям можем рассказать  о своих чувствах, проблемах, раскрыть  свои тайны и секреты, высказать все, что у тебя на душе,  чтобы поделиться или получить совет. После таких разговоров, после общения  становится легче на душе» (Никита Г).

« Для меня общение – это научиться разговаривать с людьми, научиться выслушивать другого человека» (Слава П).

 «Сейчас можно общаться по-разному: написать письмо, поговорить по телефону, можно пообщаться в социальных сетях. Я люблю общаться по телефону, но там не видно твоего собеседника. Поэтому мне больше нравится общение по «Вайбер», где можно не только услышать, но и увидеть того, кто говорит. Но все-таки такое общение не заменит общение вживую, когда можно посмотреть глаза в глаза, увидеть жесты  и мимику человека. (Даша Р )

Слайд

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознании и готовности встать на защиту  Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является подбор дидактического материала.

Слайд

Так, для уроков русского языка оформлена подборка текстов для  диктантов и  списывания,  для развития речи. Работая с ними, определяется основная мысль текста, акцентируется внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм, гражданственность.

Большое значение в патриотическом воспитании имеют пословицы, которые я использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку, при знакомстве со словарными словами.

Слайд

С родной земли – умри, но не сходи (знаки препинания при союзах и, а, но)

Русский солдат не знает преград (частица не с глаголами).

Или, обучающимся предлагается расшифровать слова – ребусы, составить, используя их, пословицу или  поговорку:

свобода       независимость           характер     государство     отечество       совесть

(из высказывания детей)

- С каким характером родился, такой на всю жизнь пригодится;

- Если за Родину горой, значит, ты – герой.

В учебнике «Русский язык» много упражнений с текстами – описаний природы классиками русской литературы. Работа с ними позволяет перейти к составлению собственных сочинений.

( из сочинений ребят)

«Люблю осень с листопадом из желтых, красных резных листьев. Люблю хрустальный звон ручья в осенней тишине» (Валерия С)

«Мне нравится зима, хоть и холодная. Снег белый, пушистый укрывает деревья в теплые шубы,  вокруг огромные причудливые  сугробы, затейливые узоры на стеклах окон» (Андрей К)

«Я люблю лето, потому что жаркое солнце, вода в реке, как парное молоко.  Сколько  цветов и зелени вокруг! А вверху небо – голубое-голубое, и по нему бегут белые барашки» (Алеша Ч)

«Вы никогда не наблюдали за струйками дождя, которые скатываются по стеклам окон? Мне кажется, что это сбегают хрустальные слезинки из глаз печальной царевны…»(Олеся М)

«Как здорово в зимнем лесу! С деревьев свисает снежное кружево, на пнях – огромные папахи. А сколько следов! Как будто  лесные  жители играли в  «крестики-нолики». (Слава П.)

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают и уроки чтения.

 На уроках чтения с первых  учебных дней начинается работа над устным народным творчеством. Устное народное творчество содержит богатый материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Именно этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.  (Например, былины, где героев объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумывались, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее).

Слайд

    Работа с пословицами и поговорками (как одним из жанров устного народного творчества) проводится практически на каждом уроке. В анализ пословиц включаю сравнения, сопоставления мыслей о трудолюбии, дружбе, любви к Родине, смелости, трусости, правде и лжи. С целью формирования своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний приобщаю детей к общечеловеческим духовным, культурным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт:

- Как понимаете пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»?

- Знаете ли поговорку «Остаться у разбитого корыта»?

Слайд

- Игра «Найди лишнюю пословицу».   Объясни свой выбор:

                      Хвастать – не косить, спина не болит.

                     Не спеши языком – торопись делом.

                    Язык до Киева доведет.

Слайд

- Игра «Лото пословиц»

        Чтение произведений классиков ( А.Пушкин, С.Есенин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев,  И.Никитин, Н.Рубцов)  формируют у обучающихся чувство справедливости, долга,  ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям.

(приводится фрагмент урока в 8  классе  И.Никитин «Русь»)

Чтение и анализ стихотворения:

     -Какими образными словами и выражениями передает поэт величие своей родины?

     -Найдите сравнения, которыми пользуется автор, чтобы передать красоту

      родной    земли.

     -Прочитайте строки, в которых говорится о любви к родине, о защите ее от врагов.

     - Какие чувства владели поэтом, когда он создавал свои стихи?

  Преданность Отечеству, стойкость, дух товарищества – эти и другие нравственные качества личности  нашли отражение в произведениях на военную тематику.  На примере Андрея Соколова (М.Шолохов «Судьба человека»), Егора Дремова (А.Толстой «Русский характер»), Василия Теркина (А.Твардовский «Василий Теркин»), героев Бородинского сражения мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество, присущие русским солдатам.

При работе над произведением обучающиеся  получают задания:

найти факты проявления мужества и героизма русских солдат, охарактеризовать тот или иной  поступок, а разбирая его, ответить на вопрос: «Что подтолкнуло человека совершить  такой поступок»?

 Выполняют творческие задания:

нарисовать иллюстрацию к историческому событию, дать характеристику историческому герою, словесное иллюстрирование.

     Героизм, патриотизм, самоотверженность нашли отражение и в поэтических произведениях о войне ( М.Дудин «Наши песни спеты на войне»  6 класс,  К.Симонов «Сын артиллериста» 7 класс,  А.Твардовский «Василий Теркин» 8 класс, Н.Рубцов «Русский огонек»  9 класс).

Чтение и анализ произведений писателей русской литературы заставляют обучающихся задумываться не только о судьбах героев произведений, но и поразмышлять над собственным поведением.

(приводится фрагмент урока в 9  классе М. Горький «Песня о Соколе»

                 -Сегодня предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М.Горького, о себе, своей жизни, а также понять, в чем смысл жизни.  

В конце урока детям предлагается задание:                    

                - Сделаем вывод: в чем же смысл жизни?

Слайд

Для этого прочитайте высказывания в виде суждений, начиная фразу словами:

- живем, чтобы…..          …быть успешными в делах

                                          … нести ответственность за себя,  за  других      

                                          … найти себя

                                          … жить

                                          … действовать

                                          … работать

                                          … быть счастливым          

-Какое высказывание ближе вам?  Может, что-то хотите добавить свое?

Чувство любви к Родине начинается с любви к малой родине. Для этого обучающиеся должны владеть информацией о своей малой родине, знать ее особенности и достопримечательности. С этой целью мною составлен и оформлен дидактический материал, который предлагается детям на уроках чтения в качестве коррекционно-развивающих упражнений.

Слайды

(Города и  населенные  пункты  Иркутской  области.  Реки Иркутской области.   Байкальские рыбы.  Игры  со  словами.)

Слайды

     Применение коллективных, групповых форм работы на уроках русского языка и чтения  ориентирует обучающихся на стимулирование гражданско-патриотической активности, на развитие самостоятельного мышления, нравственных качеств личности.

Слайды

Большую помощь в  патриотическом воспитании обучающихся мне оказывает оформленный материал по внеклассной работе по предмету и подборка классных часов.

      Воспитание гражданственности и патриотизма – неустанная работа по созданию  у обучающихся чувства гордости за свою Родину и   свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и чтения в этом плане огромна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения

Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

доклад на районном выступлении педагогическихз чтений на тему: Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 7 классе

я организовала цикл уроков во время изучения темы Знаки препинания в сложном предложении, в которых дидактический материал для словарно-семантической работы, для стилистического анализа текстов, для к...