"Формирование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и чтения (литературного чтения) в 5- 9 классах как средства развития творческого потенциала учащихся"
методическая разработка

Карпович Надежда Геннадьевна

Развитие речи умственно отсталых учащихся - одна из важнейших задач, которая решается специальной(коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся специальной(коррекционной) школы познавательные возможности, совершенствуем психические функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и чтения (литературного чтения) в 5- 9 классах как средства развития творческого потенциала учащихся"                                          

М/О предметников

    Развитие речи умственно отсталых учащихся - одна из важнейших задач, которая решается специальной(коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся специальной(коррекционной) школы познавательные возможности, совершенствуем психические функции.     Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия» (Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956. — с. 10.).

     От того, насколько будет сформирована речь умственно отсталых детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития. Развивая звуковую сторону устной речи умственно отсталых детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот.                                               

     Выразительное чтение –эффективное средство развития воображения, нравственных чувств учащихся воспитание художественного вкуса развитие творческого потенциала учащихся.

      Признаки выразительного чтения: а) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать;

 б) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

 в) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, обещания, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.

      Процесс речевого развития детей с умственной недостаточностью протекает иначе, чем у нормального ребенка. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового и речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной стороной речи. Поэтому последующее речевое развитие протекает замедленно и отличается своеобразием.

     Хотя умственно отсталые дети приходят в школу говорящими, речь их не окрашена эмоционально и в силу нарушенного интеллекта имеет столь существенные отклонения от нормы, что обучение становится возможным только при условии большой коррекционной работы.

      Еще специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, 3. Агейкиной, М. Омороковой свидетельствовали о том, что от 30 до 40 процентов учащихся в норме не владеют выразительным чтением, а дети-олигофрены тем более.

    У детей  это проявляется в монотонности речи, неумении общаться со слушателями, практически полном отсутствии мимики.      Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров. Так как у детей олигофренов наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, чувства их малодифференцированы и бедны. Многие из учеников эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин их вызвавших, а нередко ведь именно это составляет основу рассказа.

Я столкнулась с тем, что там, где надо плакать, дети смеялись или оставались равнодушными. Очень мал их эмоциональный баланс. Слабо или почти не развито воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать. 

     Задачи, решаемые мною в процессе преподавания:

  • Развитие навыков чтения: осознанность, выразительность.
  • Развитие общеучебных умений и навыков: самостоятельность, умение работать в группе, паре.
  • Развитие речи учащихся.
  • Развитие познавательного интереса обучающихся.

Какие формы работы я использую в своей работе:                     

Я включаю в каждый урок чтения речевые разминки (пятиминутки). На речевой разминке даю специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяем скороговорки и чистоговорки, выполняем артикуляционную зарядку, чтение отдельных фрагментов текста, в хоровое чтение.

2. Упражнения на логическое ударение.

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения. Например, на доске или карточках записаны пословицы, соблюдая логические ударения( слова выделены другим шрифтом), и объяснить смысл пословиц.

3. Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.

4. Паузы.

5. Интонация, упражнения на развитие голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...