Главные вкладки

    Доклад на тему "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературы"
    статья (7 класс)

    Алексеенко Сариет Бечизовна

    Патриотическое и нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Патриотическое и нравственное воспитание на уроках адыгейского языка

    и литературы

    Учитель

    адыгейского языка и литературы

    Алексеенко Сариет Бечмизовна

    а. Псейтук

    2018 г.

    Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание  вместе с ней ее счастливых и её несчастных дней.

    А.Н. Толстой

           Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», - Владимир Даль, трактовавший его как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, - «любитель отечества, ревнитель о благе, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

                         Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы

    Патриотизм. Политический словарь. — (Греч. - родина, соотечественник), любовь к родине, привязанность к родной земле, к месту своего жительства, языку.

    Воспитание патриотизма одна из главных задач нашего дня. Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека ещё в раннем детстве. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, его исторического прошлого влюблённостью в литературу мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.

    Работу в направлении патриотического воспитания школьников, а именно использование краеведческого материала на уроках адыгейского языка и литературы вносит оживления, вызывает интерес и помогает глубже познать свой край, культуру народов его населяющих.

    Среди множества учебных дисциплин предметы «адыгейский язык и литература» в нашей школе занимает особое место. Преподавание адыгейского языка и литературы дает широкие возможности по воспитанию патриотизма, культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиции, культуру и прежде всего языка и литературу другого народа. Чтобы понять, принять и полюбить другой народ, надо изучить обычаи, традиции, характер данного народа, и тем более это необходимо, если ты родился или живёшь на его земле.

    Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с культурой адыгов, учащиеся постоянно сравнивают её с родной русской культурой.

    Знакомство с культурой народа изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о чужом народе, о себе самих. Этому способствуют «Культура и быт адыгов», « всё о моей культуре». В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая русскую и адыгскую культуру, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к народу, её людям, традициям. Для достижения целей на уроках адыгейского языка и литературы использую самые разнообразные формы и приёмы работы. Учащиеся могут участвовать в решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, работать с печатными материалами.

    Работая над текстами в учебнике по теме: «Национальная одежда» мы говорим о субкультурах в Адыгее, сравнивая с национальной одеждой, других народов живущих в Адыгее, сравниваем жизнь народов, исторические события, особенности национального характера.

    Прочитав текст, рассказывающий о связи русского и адыгского народа, выяснили, как много общего имеют эти два народа в воспитании подрастающего поколения. Чтобы добиться поставленных целей и задач, на своих уроках я использую проектные работы. Учащиеся с удовольствием выполняют данную работу, так как проектная методика обучения адыгейскому языку и литературе дает большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Проектная работа нравится детям, потому что она имеет творческое начало, позволяет им выбирать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как они чаще всего работают группами, помогая во всем. В процессе работы школьники учатся культурно вести себя в коллективе, уважать друг друга и окружающих, любить родной край, восхищаться и дорожить им, а это в наше время самое главное.

    Для повышения мотивации учащимися к овладению чужого языка в рамках любой темы я опираюсь на адыгскую народную культуру, ищем сходство и отличия в традициях, обычаях, нравственных устоях, культурных ценностей, стихах, литературных произведениях. Изучая народное творчество, устойчивые выражения, сравниваем их с русским народным творчеством и литературой.

    Изучая тему «Достопримечательности Майкопа» учащимся предлагаю «пригласить гостей и организовать для них экскурсию». Урок под названием «Добро пожаловать в Республику Адыгея» является познавательным уроком и увеличением объёмом знаний об особенностях культуры адыгского народа, родного города, республики, знакомство с достопримечательностями Майкопа, республики Адыгея.

    Работая по теме «Моя семья», учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев.

    При изучении темы «Выдающиеся люди республики» мы знакомимся с биографиями и героями выдающихся деятелей народа изучаемого языка и нашей республики, и при изучении таких тем как «Образование», «Природа РА», и др. Имеет место культурологический аспект обучения сравнение национальных культур народов проживающих в республике.

    Знакомясь с культурой адыгского народа, учащиеся постоянно сравнивают её с родной русской культурой. Поэтому, чем обширнее область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с адыгейской (иной) культурой.

    Выполняя проекты, творческие дела по теме и представляя их, они ещё раз переосмыслят тот материал, который на них оказал эмоциональное воздействие. Мои ученики не остаются равнодушными к прошлому своего города и малой родины Республики Адыгея. Я уверена, что в их душах найдётся место для любви, сострадания и уважения к людям.

    Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися.

    В адыгейской литературе, как и в литературе любого народа, содержит богатый материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки , песни, сказания, отражающие героический путь развития народа, его любовь к Родине. Любовь к родному очагу, к родной земле, к своей Родине воспитывалось у адыгов с раннего детства. Самым большим наказанием для адыга было изгнание его из Родины.

    Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в эпосе, в сказаниях о нартах (изучающийся с 6-8 кл.) Героический нартский эпос адыгов возник в глубокой древности. В легендах, пщынатлях и песнях о нартах отразилась многовековая история развития народа. Смелость, отвага, бесстрашие, щедрость, бескорыстие, готовность помочь нуждающемуся, защита, слабого – вот неполный перечень человеческих качеств, присущих нартам богатырям, которые борятся за счастье и благополучие людей.

    Знакомясь со сказаниями о нартах,мы видим, что они соблюдали свод неписанных законов, который называется «Адыгэ Хабзэ».


    В сказании «Как Саусырыко добыл огонь», «Как погиб Саусырыко», учащиеся рассказывают о выносливости Саусырыко в поединке с (иныжем) великаном, о его преданности к нартам, его мужестве и подвиге ради своего народа.

    Саусырыко со своим верным конем Тхожием стал центральным героем нартского эпоса . Самый главный подвиг, который он совершил это то , что он вернул огонь нартам.

    Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных военных нашли отражения в произведениях Д.Г.Костанова «Сын двух матерей», «Песня», Ю.И. Тлюстена «Борьба аульчан с захватчиками» , Х.А.Ашинова « Бабушка Нисанор», П.К.Кошубаева «Дедушка» и др.

    В поэтических произведениях о войне «Бегущий огонёк» А.Гадагатля, «Камень не плачет»Х.Беретаря, «Победители войны» Н.Куёк. рассказывающие о солдатских буднях, героических поступках, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. В поэмах, лирических и героических произведениях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата – воина.

    Тема Родины – одна из традиционных тем литературы. Нет такого поэта и писателя в адыгейской литературе, в чьем творчестве не было бы замечательных строк о Родине. К этой теме школьники относятся с особой теплотой.

    Изучая «Родные просторы» в начальной школе, далее «Литературу» учащиеся открывают для себя новые имена, воспевающих красоту природы, необъятные просторы и людей, живущих на родной земле.

    В творчестве Ц.А.Теучежа, Х.Б.Андрухаева, С.М.Яхутля тема природы ассоциируется с темой родины.

    В лирике А.М.Гадагатля. А.Д.Хаткова прославляется ширь полей Адыгеи и необъятные просторы России, дружба народов и счастье людей, живущих в одной стране.

    Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивает воображение, умение видеть и слышать природу.

    Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, дать характеристику герою, устное рисование.

    Мотив Родины, русской земли, части её – Адыгеи, её судьбы. Её культуры и истории, жизни народа является одним из воспитательных средств патриотического воспитания подрастающего поколения.

    Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину, свою республику и свой народ, уважение к достойным страницам прошлого адыгов, и роль адыгейского языка и литературы.





          Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства «с молоком матери». Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.                        

         Я работала в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Мамхегская средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева», где преподавала уроки адыгейского языка и литературы.                      

         Огромная  роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит учителю адыгейского языка литературы.                                                                                        

          В содержании предмета «Адыгейский язык» два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это раздел «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, изложения, диктанты, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.

              В процессе воспитания патриотизма на уроках адыгейского языка используются следующие методические приемы:

    1.Беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.                                                                                              

    2. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом успехов или преодолевающих учебные трудности.                                                                                

    3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.                                        

    4. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.

      Воспитание патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков, то, планируя учебный материал, одновременно я решала и эти воспитательные задачи, чему способствуют тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Процветай, моя Россия», «Моя Родина», «Этих дней не смолкнет слава», «Символы страны любимой» и дидактические материалы.

    Например, я использовала стихотворения:

    Люблю тебя, моя Россия!

    Россия, жизнь моя!

    Люблю тебя, Родина моя!

    Пусть с каждым годом лучше,

    Цветёт моя Россия.

    Российский герб и флаг державный,

    Символы России.

    Пятисот лет тому назад,

    Появился наш герб красивый.

    На гербе, Орёл,

    Поднявший вверх распущенные крылья,

    Да не простой – двуглавый, золотой,

    Символ небесной силы.

    А флаг России – триколор,

    Полотнище в три цвета!

    Верхний белый цвет,

    Чище цвета в мире нет.

    Средний синий – преданность и честь.

    Нижний красный, мужество и красота,

    В нём яркой полосой, страна наша воспета.

    В середине августа день рождения у флага!

    Символы страны любимой,

    Помните всё время!     (Нагоева Ф.Р.)

            В адыгейском языке есть слово «хабзэ». Объединяя одновременно такие качества и черты личности, как гуманность, доброта, самоотверженность, преданность своему народу, честность и другие, это слово по сути дела выражает идеал нравственности.      

            В адыгском фольклоре представлены многочисленные притчи, посвящённые таким моральным нормам как патриотизм, справедливость, правдивость, честность, трудолюбие, гостеприимство, уважение старших и забота о них и так далее. В притчах о правдивости и честности герои, обладающие этими и другими высокими нравственными качествами, достигают благополучия, успеха в жизни, пользуются почётом в обществе. Нечестные люди, наоборот, неуважаемы, они наказываются.                                                        

           Герои многих фольклорных произведений – это люди, наделённые высокими нравственными качествами. Эти качества наиболее ярко проявляются в их борьбе за добро и справедливость, в помощи угнетённым и обездоленным. Такие люди готовы жертвовать собою во имя счастья и благополучия угнетённых. Они беспощадны к феодалам, ко всем тем, кто присваивает чужой труд, кто проявляет деспотизм и жестокость. Бескорыстные и мужественные защитники народа пользовались уважением у народа.                                                                                                            

          Чувство патриотизма народ связывал с национальным достоинством, что означает ответственность перед народом за своё доброе имя, недопустимость поведения, порочащего нацию, оскверняющего священную память о достойных сынах своего народа. Г.Н. Волков отмечает, что в народной педагогике «национальное достоинство означает быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов, достойно представляя свой народ среди них. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения».                                                                                                                  

           Нравственный идеал совершенной личности у адыгского народа включает в себя добродетель, постоянное стремление к добру. В поведении героев народного эпоса добро выступает критерием оценки положительных действий, поступков. В понятие добра народ включает свои наиболее общие интересы, устремления, действия, заслуживающие доверие.                                                                                                                                                        

          В фольклорных произведениях народа показано, что патриотизм органически связан с национальной гордостью. Человек без Родины в фольклоре сравнивается с камнем, сорвавшимся со скалы в пропасть:

    Серый камень со скалы сорвался,

    Серый камень в пропасти остался.

    На скалу родную словно птица

    Не взлетит он и не возвратится.

    Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.

           В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли неистинный патриотизм?

          Адыги издавна отличались трудолюбием. Детей своих воспитывали в духе трудолюбия, приучали их к физическому труду, вырабатывали у них навыки обрабатывать землю, сено, плотничать, заниматься садоводством. Девочек приучали к вышиванию, к приготовлению пищи, к умению ухаживать за гостем. Сообразно образу жизни адыгов, отношению к труду, выработке трудовых навыков создавались пословицы и поговорки, которые воспитывали у подрастающего поколения уважительное отношение к труду, брали на вооружение знания, которые способствовали бы совершенствованию умений, мастерства в изготовлении предметов, вещей и так далее.                

      Например, в 7 классе при повторении темы «Правописание букв - чъ и ч1, жъ, жь, жъо и жъу, ш1 и шъ, цу и ц1, гъ, гъо, гъу» вначале записываем пословицы:

    • «Ч1ыр куоу зыжъорэм игъажъо къажъо» (Кто глубоко пашет землю, у кого кипит просо (т.е. очень много).
    • «Ц1ыфым ыуасэр ылэжьыгъэр ары» (Человек стоит того, что он заработал).                      
    • «Умылажьэмэ пшхын бгъотыщтэп» (Не поработаешь без еды останешься).
    • «1офым ыгъэл1агъэ щы1эп» (От работы никто не умирал).
    • «Игъом пш1эрэр тхъагъо» (То, что сделано вовремя, удовольствие).

         Прочитав пословицы, ребята отвечают на вопросы:                                                                                        - Чему учат эти пословицы?                                                                                                                         - Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках?                                                                                                                             

            Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, я пытаюсь донести до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.

    _____________________

    ¹ Азашикова З.З. Адыгская педагогическая культура о воспитании подрастающего поколения – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2007. – с.12-13.

    Одна из важнейших сторон патриотического воспитания –

    воспитание любви к родной природе.

    Адыгея моя!

    Край родной, дорогой.

    Над тобою, птицы летят,

    Песнь поют об адыгском народе,

    Как джигит воевал, отбивая врагов,

    Защищая тебя, родная моя!

    Мой гость дорогой!

    Послушай, как в Адыгее поёт природа:

    Плодоносят долины, ручьи журчат,

    Слышишь, мелодию дивную!   (Фатима Нагоева)

           Задача учителя адыгейского языка и литературы - развить интерес и любовь к родной природе. Это чувство - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его.  Потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.                                  

           В упражнениях учебников, методических пособий для 6- 9 классов много текстов, темой которых является описание природы, - это отрывки из произведений И.Машбаша, Т.Керашева, А.Хаткова и многих других.                                                  

          Работа с такими текстами позволяет перейти к составлению собственных сочинений на тему «Адыгея моя», «Послушай, как в Адыгее поёт природа», «Цветёт моя Россия». Такие сочинения бывают очень интересными.                                                      

          Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять её, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.                        

          Для решения поставленных задач в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. Тема, над которой я работаю, - «Воспитание патриотизма, гражданственности  на уроках адыгейского языка и литературы», - позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и навыки как филологические, так и связанные с изучением других предметов. Перед учителем литературы и адыгейского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:

    -формировать у детей любовь и преданность Родине;

    -развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;

    -воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;

    -формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;

    -развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

    Историко-краеведческая работа.

          Целям воспитания патриотизма, гражданственности и национального самосознания подчинена и историко-краеведческая работа, которую я провожу с учащимися во внеурочное время.

         Начала свою работу  историко-краеведческую с сентября 2012 года. Работая в этом направлении, я решила, что получение любых знаний о родной республике - это активный процесс превращения его богатств в собственное внутреннее богатство.

          Изучение курса «Краеведение» открывает большие возможности для приобщения учащихся к самостоятельному углубленному чтению произведений о земле, на которой они живут и о людях, прославивших свою республику. А главное то, что этот курс приобщает ребят к поисковой работе, пробуждая у них интерес к замечательным произведениям искусства, созданным их земляками. Планирование работы предусматривает посещение учащимися концертов, спектаклей в театрах, просмотры фильмов, поездки и экскурсии по городу, району, республике и России.

          Хоть опыт и маленький,  но он показал, что всё это способствует пробуждению у школьников стойкого интереса к истории своего района, республики, страны.

         Данные мероприятия разнообразны:

    - экскурсии в историко-краеведческие музеи;

    - знакомство с историко-архитектурными памятниками города и республики;

    - изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев;

    - встречи с выдающимися земляками, деятелями искусства;

    - оформление стенгазет «История Шовгеновского района», «К родной республике с любовью»;

    - конкурсы чтецов;

         Экскурсии пользуются особой любовью детей. В ходе экскурсии происходит:

    -обогащение знаний учащихся;

    -установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;

    -развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, организованности.

          Задачи историко-краеведческой работы в школе заключается в том чтобы  познакомить обучающихся с историей и современностью родной республики в увлекательной для них форме - экскурсии, краеведческие походы и др. Знание историй своей республики обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. 

         Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы народных праздников, мне удаётся познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием прошлого. Очень важно для меня добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. На классных часах и других внеклассных мероприятиях я учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства и людям, кто посвятил служению им всю свою жизнь. Я, прежде всего, думаю  о военных, так как этот образ всегда был для меня связан с понятиями мужества, отваги, смелости и находчивости.

    Вот моя концепция и направлена на то, чтобы успеть!

    • Успеть оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных интересов. Познакомить с историей Российской, Республиканской Государственной символикой.
    • Успеть воспитать духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности учащихся.
    • Успеть организовать психологически комфортную ситуацию для самооткрытия и творческого самовыражения учащихся, проявлению их фантазии.
    • Успеть привить любовь к родной природе.
    • Успеть показать красоту и богатство адыгейской литературы.
    • Успеть на уроках адыгейского языка и литературы закреплять понятия гражданственности и патриотизма, используя тексты программных художественных произведений и произведений регионального компонента.    

         Патриотизм у адыгов проявляется на протяжении многих столетий, он очень ярко проявляется и сейчас, в период возрождения духовной культуры народов, в период консолидации с зарубежными адыгами. Об этом свидетельствуют мысли, заключённые в пословицах и поговорках. Например, Чылэ чылэ нахьи тичыл. – Аул аулом, а свой – в первую очередь (т.е. защищать в первую очередь свой аул, гордиться им); Хэкум емык1у къылъысымэ, псэемыблэжьэу къежь. – Если родине будет лихо, защищай её отважно; Уилъэпкъ хъон къыфэмыхь. – Не позорь свой род (т.е. защити честь своего рода, не посрами его); Хымэ хэгъэгу сыщытхъэн нахьи сихэкужъ сыщэрэл1. – Чем вольно жить на чужбине, лучше плохо жить у себя на родине; Хэку бгынэнрэ шъуз бгынэнрэ зэфэдэх. – Что оставить родину и что оставить жену – одно и то же; Хьэми икъуаджэ ыбгынэрэп. – Собака и та не оставляет свой аул (родину) (т.е. изменять родине самое большое преступление для адыгов).                                                            

          В заключение хотелось бы сказать: не важно, какой ты национальности, важно чтобы ты был достойным человеком своего народа и своей нации; и заметить: что дискуссии о необходимости патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет  медлить.

    ______________________

    2 Литература. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно-практической конференции. Майкоп – 1994. Блягоз З.У. Пословицы и поговорки – зеркало адыгских традиций и обычаев. Стр.72-82.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

    Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника.  Это накопле...

    Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

    Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

    Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

           В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения,  но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...

    Доклад на тему: Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы

    Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», - Владимир Даль, трактовавши...

    Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»

    Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме :  "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...

    Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"

    Под духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него: • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,...