Доклад на тему: «Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе».
статья по теме

 

         Патриотическое воспитание учащихся  во внеурочной работе.

         Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение уча­щимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.

      Составлением родословной  я заинтересовался выполняя просьбу учителя своей дочери, по оформлению семейного портфолио.

     Затем я предложил составить родословную и учащимся. Выполняя  эту работу мы выяснили, что существует два основных вида родословий – восходящее и нисходящее.

     В восходящем родословии основанием является имя того человека, история рода которого составляется, и от него восходят все более отдаленные по времени поколения предков. Составляя его, исследователь идет от известного к неизвестному.

     В нисходящем родословии запись начинается от родоначальника и нисходит от поколения к поколению потомков вплоть до человека, генеалогия которого составляется.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Краснооктябрьская СОШ» Палласовского района Волгоградской области.    

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание учащихся  во внеурочной работе».

                                                                          Выполнил учитель истории и      обществознания МКОУ «Краснооктябрьская СОШ» Ералиев Кайрат Избасарович.

                                      г.Палласовка.

                                            2012г.

         Патриотическое воспитание учащихся  во внеурочной работе.

         Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.

      Составлением родословной  я заинтересовался выполняя просьбу учителя своей дочери, по оформлению семейного портфолио.

     Затем я предложил составить родословную и учащимся. Выполняя  эту работу мы выяснили, что существует два основных вида родословий – восходящее и нисходящее.

     В восходящем родословии основанием является имя того человека, история рода которого составляется, и от него восходят все более отдаленные по времени поколения предков. Составляя его, исследователь идет от известного к неизвестному.

     В нисходящем родословии запись начинается от родоначальника и нисходит от поколения к поколению потомков вплоть до человека, генеалогия которого составляется.    

    Оба вида родословий могут быть мужскими и смешанными.

    Мужское восходящее родословие указывает только прямых предков – мужчин. При этом представителем первого поколения является человек, для которого составляется родословие, вторым – его отец, третьим – дед и т. д.

    Мужское нисходящее родословие указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, для женщин рода называют только имена их супругов.

    Смешанное восходящее родословие указывает всех прямых предков данного лица – как по мужской, так и по женской линии. Родственники боковых линий в этой родословной отсутствуют.

    Смешанное нисходящее родословие указывает все потомство данного родоначальника, происшедшее как от мужчин, так и от женщин. Фактически это родословие не одной, а многих фамилий. Такое родословие часто используется в судебных процессах о наследстве, так как оно дает возможность выяснить родственные связи между боковыми дальними родственниками.

    Начинать лучше с составления смешанной восходящей родословной, так как ее можно составить по памяти живых членов рода (пап, мам, бабушек, дедушек и т.д.). Одновременно необходимо начать сбор материала обо всех родственниках.

    Родословии могут выглядеть в виде:

- родословной схемы (таблицы), т.е. в виде схематического изображения родственных связей;

- генеалогического древа, т.е. в виде условного дерева со стволом, ветвями, листьями, плодами;

- родословной росписи, т.е. в виде текста, содержащего перечень членов рода, расположенных от родоначальника с указанием их родителей.

    Удобнее собирать сведения для родословия при помощи анкеты.

                                                  Анкета:

1.О себе:

- фамилия, имя, отчество (для женщин –и девичья фамилия);

- дата рождения;

- образование, что закончил и когда;

- основная профессия;

- с какого времени живете в данном месте, где и в какие годы проживали ранее;

2. О членах вашей семьи (включая только что родившихся):

- кем вам приходится;

- вопросы из п.1 (отдельно по каждому члену семьи).

3. о живущих близких и дальних родственниках:

- кем вам приходится;

- вопросы из п.1 (отдельно по каждому члену семьи).

4.Об умерших близких и дальних родственниках:

- кем вам приходится;

- к какому сословию принадлежал;

- вопросы из п.1 (отдельно по каждому члену семьи).

5.Имущественное положение (землевладение, недвижимость и т. д.) ваших предков.

6.Выдающиеся достижения членов вашего рода на общественном или государственном поприще.

7.Сохранились ли исторические фотографии?

8.Что еще вы могли бы сообщить о себе и своем роде?

9.Имеется ли в вашей семье какая-либо родовая легенда?

10. Ваш телефон.

      Анкеты нужно предложить всем живущим родственникам, в том числе иногородним. Предложите им составить воспоминания о значительных событиях в их жизни.

     Собрав все анкеты, необходимо внимательно их проанализировать. Выявить возможные расхождения. Уточнить спорные моменты и постараться установить истину.

     Получая ту или иную информацию. Важно фиксировать время и имя респондента (человека, представившего ее).

     Собирая сведения о своих родственниках, необходимо интересоваться документами (свидетельствами, дипломами и т.п.), фотографиями, памятными вещами, хранящимися в семьях. Желательно снять с них копии, сфотографировать или описать.

     С точки зрения содержания генеалогический материал позволяет педагогу ограничено, без натяжки, предложить детям обсуждение некоторых тем из курса «Обществознания»,  таких как «Семья», «Связь поколений», «Социальная мобильность» и понятий «ответственность перед собой,  семьей, родом», т.е. создавать ситуации, выводящие на непринужденный и заинтересованный диалог о родовых и семейных ценностях, о роли человека в истории, о глубинном патриотическом чувстве, и таким образом, создать условия для присвоения обсуждаемого опыта. Например, уже при составлении родовых схем дети фиксируют такие сведения, как социальное происхождение, уровень образованности отдельных представителей рода, род занятий, участие в исторических событиях, наиболее значительные награды. При этом педагог может предложить детям осмыслить собранные факты, выделить тенденции в развитии рода, задуматься о том, будет ли продолжена выявленная тенденция в его поколении.

    В подобной работе имеются большие возможности для воспитания в гуманистическом, патриотическом духе. Прежде всего, это связано с тем, что собственная генеалогия восстанавливается  детьми обязательно в содружестве со старшими представителями рода. В процессе этой деятельности обязательно возникает момент «общения поколений».

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание студентов"

Патриотическое воспитание студентов...

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Научный доклад "Учебно - исследовательская деятельность учащихся как ресурс патриотического воспитания" в рамках работы I Всероссийских исторических чтений -2013

Материал посвящен работе над долгосрочным учебным исследовательским проектом "Судьба семьи в судьбе России". Это работа информирует о ходе работы над проектом в 2012/2013 учебном году....

Доклад и презентация на тему "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во внеурочной деятельности".

В материале представлены доклад и презентация на актуальную тему нашего современного общества: "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во вн...

Доклад на тему: Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», - Владимир Даль, трактовавши...

Доклад на тему "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень е...