разработка по литературе 6 класс"Родная природа в стихотворениях поэта 20 века"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

В данной теме рассматривается анилиз стихотворений А. Блока и С. Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou.docp_priroda.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                         

              Разработка  урок  по   литературе  в  6   классе.

        Учитель:  Нефедова  И. В.

Тема   « Родная  природа  в  стихотворениях          

        русских  поэтов»

Цели:     

        показать разнообразие  и  выразительность   образов  родной          

        природы  в  пейзажной   лирике ; помочь  понять  настроения,

        чувства ,  выраженные   в  стихотворении;  развивать  умение  

        выразительно  читать,  находить  в   тексте   средства  худо-

        жественной  выразительности;  определять  их  роль;  форми-

        ровать  мотивацию к  индивидуальной  и  коллективной   дея-

        тельности.

        Оборудование:   портреты  поэтов,  репродукции  пейзажей

                                               русских  художников,  рисунки

          учеников.

        Методические  приемы:    рассказ  учителя ,презентации                                  

        учащихся  ,выразительное  чтение,

                                                            анализ  стихотворений.

        Ход  урока                                                                                                                 1 .Организационный       момент.                                                           2)  Сообщение  темы  и  цели  урока.                                                                                                                                                                      

3)  Работа  по  теме  урока.

Слово   учителя.

- Россия  и  ее  просторы,  родная  природа -  одна  из  главных  тем  в   творчестве  русских  поэтов .  Лирика  о родине  всегда  про-

низана  теплотой ,сыновней преданностью   неброскому  пейзажу  средне-  русской  полосы.  Пейзажная  лирика  поэтов – классиков - это  размышление

о  единстве  человека  с  родной  землей  и  о  смысле  жизни.

Попробуем   увидеть, как  это  делает  поэзия,  обратившись  к  творчеству  поэтов  20  века.

А)  Краткие  сведения  о  жизни  А.  Блока.(  1  учащийся)

Учитель   :                                                                                                                                  -Тема  Родины  обретает  в  творчестве  А.  Блока  особое  звучание. Поэт  обращается  к  русским  пейзажам.  

Б) Прослушивание стих.»  Летний вечер»,  «О, как  безумно  за  окном..»

Чтение  и  анализ  стихотворений.

-  Какую  картину  рисует Блок  в   стихотворении»  Летний  вечер»?

(Деревенский  пейзаж)

-Какие  эпитеты  использует  в  стихотворении?

-Выпишите  глаголы ,  передающие действия, состояния  в  стихотворении

«О,  как  безумно  за  окном»  .                                                                                           -Какие  образы  наполняют    это  стихотворение?                                                                                                                                                                                                            (Сквозь   зарисовки

мы  слышим  раздумья  поэта   о  судьбе  страны).

-Как  можно  охарактеризовать  ритм  стихотворения?                                                          (  Медленный ,  спокойный,  быстрый,  нервный…)

-Каково  состояние  лирического  героя?  К  чему  он  стремится , что его  тревожит?

-В  чем  особенность  синтаксиса?                                                                                              (  Предложения  имеют  восклицательную  интонацию,  которая  создает  ощущение  отчаяния.)

-Какова  особенность  пейзажа?                                                                                        (  Служит  поводом  для  выражения  чувств).

-Как  соотносится  это  стихотворение  со  стихотворением» Летний  вечер»? (Стихотворения   контрастны  по   изображаемому  в  них  пейзажу:  покой  противопоставлен  злой  буре;  по  настроению: неясная  тоска  первого  сменятся  безумием  бури.)

В)  Краткие  сведения  о  жизни  С.  Есенина . Презентация . «Заочное   путешествие на   родину  поэта  С.  Есенина.»  (2  уч-ся)  .                                               Важно  показать,  что  детство  поэта -  источник  его  любви  к  родине.

                                                                                                                                                     -Всякого,  кто приходит  в  усадьбу  Есениных ,  первым  встречает  тополь.                                      Над  окошком   месяц,                                                                                                       Под  окошком  ветер,                                                                                                          Облетевший  тополь                                                                                                           Серебрист  и  светел.                                                                                                                               Этот  тополь «  старожил»  здешних  мест:  посажен  руками  поэта.  Это  живая  память.  О  чем?                                                                                                 Это  было  в  1924  году.  Сергей  приехал  в  родной  дом,  а  на  месте  дома  -  пепелище.  Сгорел  и  любимый  клен.  Для  Есенина  старый  клен  всегда  был  символом  верности  родному  гнезду. Сколько  нежных  слов  посвятил  он  зеленому  другу.                                                                                                            И   он  предложил  сестрам    посадить  черенки  тополя.  Вот   и  выходит,  что  старый  тополь  как  крестник  поэта  .                                                                                              Родители  решили  построить  новый  дом,  чтобы  он  был  похож  на  старый.                                                                                                                  Заглянем  в  этот  дом.  Светлая  горница  с  низким  потолком.  У  окна  -  стол  ,  накрытый  белой  скатертью  . На  нем  букетик  полевых  цветов. На  стене  висят  деревянные  часы.                                                                         После   смерти  родителей  здесь  разместилась  библиотека.                                                Все  здесь  хранит  память  о  поэте.  Стоит   только  пройти  по  комнатам,  и  снова зазвучат взволнованные  строки..

Учитель:  -  Творчество  С.  Есенина  - одна  из  самых  ярких  страниц  в  русской  поэзии .  Стихи  его  выражают  главное -любовь  к  родной   земле.

Г) Работа  со    стихотворениями   «Мелколесье….» ,  «Пороша»                                                                                         --Какую  роль  играет  пейзаж  в  этом  стихотворении?  (Будит  воспоминания).

-Какие  мотивы  звучит  в  этом  стихотворении?                                                                          (  Грусти, удали,  дороги).

-Какие  традиционные  фольклорные  образы  возникают  в  стихотворении?   (Образы  березки, русской  тройки ,неприглядной   дороги)

-Какие чувства    вы   испытываете,  читая стихотворение  «Пороша»?

-Какие художественные  приемы  передают  красоту,  зачарованность  зимнего  леса?                                                                                                      (Сравнения,  олицетворения)

- Найдите  аллитерацию  в  стихотворении (  валит  снег  и  стелет  шаль);  объясните  смысл  этого  приема.                                                                             -Какие  общие черты  имеет  это  стихотворение  с  предыдущим? (Стихотворение тоже изображает  простой  русский  пейзаж .Общими  являются  мотивы  простора,  дороги).

Отмечаем  особенности  лирики  А. Блока  и  С.  Есенина.                            

(Мир  природы   необыкновенно  красочен.

Взаимопонимание  лирического  героя  с  природой.

Но  в  стихотворении Блока  «  О , как  безумно  за  окном»

лирический  герой утратил  покой,  тревоги жизни  усиливают  его  тоску).

3)  Закрепление  изученного.

Завершаем    урок  эмоциональным  аккордом:  слушаем  песни  на  стихи  С.  Есенина.

4 )  Подведение  итогов.

5)  Домашнее  задание.  Прочитать  раздел  учебника «Родная  природа…»,  выучить  1  стихотворение(  по  выбору  ) наизусть.

Написать     сочинение -  миниатюру  о  родной  природе,  используя  изобразительные  средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...

Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...

Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» (с применением технологии исследовательской деятельности)

Особенно актуально применение технологии исследовательской деятельности в свете реализации ФГОС. Использование возможностей такой современной развивающей технологии позволяет обеспечить формирование у...

Урок литературы (творческий проект) в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»

Развитие общекультурной компетентности учащихся; систематизация знаний, умений, навыков учащихся о творчестве поэтов 19 века (А.К. Толстого, Е.А. Баратынского, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, Я.П. Полонс...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века"...