Открытый урок: А. С.Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ермолаева И.Л.

На уроке ученики 9 класса изучили биографию Грибоедова, узнали много интересных фактов о его жизни и творчестве, подготовили презентации и доклады. Прочитали дополнительную литературу, написали развёрнутые ответы. Обсудили историю создания комедии "Горе от ума", вывели проблемы,на которых создана данная комедия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 34»

Открытый урок

По литературе в 9 классе «В» А.С.Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».

                                                        Бийск 2016


                                                            1.Организационный момент:
           
Цель: проверка готовности к уроку, подготовка учащихся к восприятию.
                               
Актуализация домашнего задания
       2.Опрос учащихся по заданному  на дом материалу.
         
Цель: проверить подготовку к уроку. Вспомнить литературные направления и характерные черты (классицизм, сентиментализм, романтизм)
Метод: практический. Прием: эвристический

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результаты

1.

Проверка домашнего задания- раздаю карточки: правильно соотнесите литературное направление и характерные для него черты

Каждый ученик работает самостоятельно  со своей карточкой, время выполнения 3-5 минут.

Ученики сдают  работы

2.    Вступительное слово учителя. Обращаю внимание учеников  на эпиграф урока, прошу зачитать

        Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать  его биографию было бы делом его друзей ,но замечательные люди исчезают у нас ,не оставляя по себе следов .

        А.С .Пушкин

Готовность всех учащихся к уроку, к восприятию нового материала. Психологический настрой.

В 1816г. появилась статья, автор которой резко критиковал знаменитую балладу В.А.Жуковского «Людмила».Имя автора стало известным в литературном мире- это был А.С.Грибоедов. Что скрывается за этим фактом: дерзость, самоуверенность, осознание своего пути в литературе? Кто он этот человек?  Именем Александра Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Судьба его трагична, прекрасна и таинственна. Кто он был: драматург? Военный? Дипломат? Музыкант? Политик? Может быть, все вместе?..  
3.(Звучат вальсы ).
- После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?        Обращаю внимание на портрет Крамского «высокий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови ,оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешке …Холодный лик» Так  КАКИМ ЖЕ ОН БЫЛ НА САМОМ ДЕЛЕ? Каким видели его современники??!














2.Работа с оборудованием


Слушают грибоедовские вальсы.


2.Работа с оборудованием


Рассматривают  акварель Машкова 1827.-«задумчивый человек ,с аккуратно зачесанными вперед висками, с растерянным выражением лица.»

ОТВЕТЫ подготовленных детей.1-й ученик:

«Грибоедов был хорошего роста, интересной наружности ,брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией ,с твердой речью»
В. Андреев .
2-й ученик. А. Бестужев: «Кровь сердца всегда играла на его лице»

3-й ученик :значит ,не было у Грибоедова «холодного лика»….с юных лет он жил «умом и сердцем» в другом мире, где господствовали иные мысли ,настроения, интересы….Уже у университете часто общался со многими будущими активными участниками декабрьского движения.
Лиза,Даша
3.Презентации заранее подготовленных учеников о Грибоедове(Ткаченко В.,Химина К.)        

Психологический, эмоциональный настрой.

Актуализация изученного материала учебника, дополнительной литературы. Возникновение  у учащихся внутренней потребности включения в учебную

деятельность.
 Намечаются ведущие в каждой подгруппе.

Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Отстаивание собственных позиций.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения заданий.











                                             3.  Изучение нового учебного материала
Цель
:  Дать представление о личности писателя и его трагической судьбе;  изучить биографию А.С.Грибоедова; развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя, проследить  историю создания комедии « Горе от ума»
              развивать монологическую речь, активизировать творческие способности учащихся; способствовать формированию читательской культуры

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1.Опрос учеников



2. Составить план- конспект

3. Какие факты биографии писателя вас заинтересовали?

-Зачитайте свои планы, выделите в каждой части ключевые слова.

-Найти в словаре Ожегова лексическое значение слов «гениальный», «одаренный», «энциклопедист»,    «цензура»,
«цензурные искажения»

4.Показ моей презентации

Сообщения,
доклады,
индивидуальные задания.

Работа с учебником, составление плана.

Ответы учащихся.


Зачитывают.



Выписывают.








4.Творческая история создания комедии «Горе от ума»

Сообщения учеников.
Дополнения.
1816 г.- план комедии
1821 г.- Тифлис, I, II акты.
1823 г.- Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Работа со словарем Ожегова и литературоведческих терминов.

        





                                                         Закрепление учебного материала
Цель: закрепить и осмыслить знания о личности и трагической судьбе Грибоедова, развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результаты

Вопросы учителя:

-Назовите примерное количество рукописных копий?

-Каков тираж, издаваемых в то время произведений?

-Сколько было прижизненных публикаций «Горе от ума»?

-Когда впервые комедия была напечатана без цензурных искажений?

-Каковы основные художественные принципы писателя Грибоедова?

-Привести примеры из текста комедии 1-2 действия

Ответы учеников:

40 тысяч


1200-1400 экземпляров


Одна, единственная, в альманахе «Русская Талия на 1825 г.».

В 1862 году.
Дают толкование «цензура»,
«цензурные искажения»

«Народность» и «истинность в их нераздельности»,  простота (обращается к городскому просторечию, к живому языку, на котором говорят люди его времени )

Понимание темы.

Достижение цели.
При необходимости вносятся дополнения, исправления  учениками.

Приводят примеры разговорных слов (Действие 2,явление 1-монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой,…» Роман К. –выразительное чтение наизусть монолога Ф. « Вот то-то ,все вы гордецы!»

 ИТОГ.

-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Почему говоря о Грибоедове, мы употребляем  эпитеты «гениальный, одаренный»?

-Согласны ли вы со словами Пушкина: «Замечательные люди исчезают, не оставляя по себе следов»?

Учитель рекламирует комедию «Горе от ума»- показ
буктрейлера  (2-3 мин.)


Объявляю оценки, даю домашнее задание.

 

Ответы учеников.






След по себе Грибоедов оставил- комедию «Горе от ума», которая уже вторую сотню лет тревожит воображение читателей и ставиться на сцене.


Просмотр  буктрейлера учениками.




Записывают Д/З:
Прочитать и проанализировать список действующих лиц, вспомнить особенности комедии. Чтение комедии «Горе от ума».


Отстаивание собственных позиций. Использование эпиграфа урока.


Достижение цели.










Мотивация к чтению комедии.

Чтение комедии  «Горе от ума».


Звучит вальс Грибоедова.





                                             Конспект  урока



Аттестуемый педагог : Ермолаева И.Л.

Предмет :  Литература

Класс  9 «В»

Тема урока : А.С. Грибоедов :  личность и судьба

Тип урока
 : Комбинированный

Цели урока : Дать представление  о личности  А.С. Грибоедова и его трагической судьбе,
развивать  умение  выстраивать  биографию жизни и творчества писателя ; проследить историю
создания  комедии  «Горе от ума»;
Способствовать формированию читательской культуры, развивать монологическую речь ,память,
внимательность.
Активизировать творческие  способности учащихся; воспитывать уважение  к русскому языку и русской литературе;
Способствовать воспитанию у старшеклассников  доброжелательности, чуткости, отзывчивости.

Методы : словесный, наглядный ,частично-поисковый ,практический

Приемы : выразительное чтение , наблюдение ,словесное описание,  анализ текста, слушание музыки, практическая работа

Оборудования: портреты А. С. Грибоедова, два его вальса, компьютер, компьютерная презентация, буктрейлер, словари,воспоминания писателей и современников

о А.С.Грибоедове.

Книги : «Смерть Вазир-Мухтара»,»Кюхля» Ю. Тынянова, «Путешествие в Арзрум»

А.С.Пушкина, « Бунт сердца и ума».




               
Самоанализ   открытого урока по литературе

 ТЕМА  : А.С. Грибоедов :личность и судьба

 

Цели :
Дать представление  о личности  А.С. Грибоедова и его трагической судьбе,
развивать  умение  выстраивать  биографию жизни и творчества писателя ; проследить историю
создания  комедии  «Горе от ума»;
Способствовать формированию читательской культуры, развивать монологическую речь ,память,
внимательность.
Активизировать творческие  способности учащихся; воспитывать уважение  к русскому языку и русской литературе;
Способствовать воспитанию у старшеклассников  доброжелательности, чуткости, отзывчивости.
 

Тип урока : комбинированный

Методы : словесный, наглядный ,частично-поисковый ,практический

Приемы : выразительное чтение , наблюдение ,словесное описание,  анализ текста, слушание музыки, практическая работа

Все этапы урока логически связаны.

Содержание : Даю описание  внешности А.С.Грибоедова  из воспоминаний его современников, сопоставляем   словесное  описание с портретами И.Крамского, В.Машкова. Через эвристическую беседу, просмотр презентации, сообщения подготовленных учеников, индивидуальные задания у учащихся складывается представление о личности писателя и его трагической судьбе. Проведена словарная работа : «одаренность»,»гениальность»,»оригинальность», «прижизненная

публикация», «цензурные искажения»- Обращались к Толковому словарю С.И

Ожегова и словарю литературоведческих терминов. Вспомнили литератуные на-

правления : романтизм, классицизм, сентиментализм и их основные черты.

Межпредметные связи: Русский язык ( лексическое значение и словарная работа с вышеуказанными словами), теория литературы и словесность (литературные направления: классицизм ,сентиментализм ,романтизм) ,искусство (изо и музыка)-описание портретов  поэта и слушание грибоедовских вальсов.

Использовала на уроке ИКТ, ресурсы интернета, представлен учащимся в качестве рекламы  комедии буктрейлер  « Горе от ума».

Актуальность-тема затрагивает разные стороны личности А.С.Грибоедова, показывая его гениальность, неординарность, одаренность. Методы целесообразны.

Методикой преподавания владею. Учащиеся были активны, работали с интересом и организованно, некоторые работали с дополнительной литературой дома. Условия и обстановка располагали к усвоению нового материала .

Оборудования: портреты А. С. Грибоедова, два его вальса, компьютер, компьютерная презентация, буктрейлер, словари, воспоминания писателей и современников

о А.С.Грибоедове.

Книги : «Смерть Вазир-Мухтара»,»Кюхля» Ю. Тынянова, «Путешествие в Арзрум»

А.С.Пушкина, « Бунт сердца и ума».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Грибоедов: личность и судьба Как жаль, что Грибоедов Не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. А.С.Пушкин

Слайд 2

Портрет Каратыгина, 1828 г. «Надменный профиль с длинным носом, несколько презрительным выражением лица, застывшей усмешкой- «холодный», уверенный в себе чиновник».

Слайд 3

Портрет Грибоедова . И.Крамской, 1873 г. «Высокий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющи е мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешнке . Холодный лик …»

Слайд 4

Гравюра Уткина,1829 г. Сделана с прижизненного портрета Эстеррайха (не сохранился)- «задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде».

Слайд 5

Детство А.С.Грибоедова Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский, в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой ни что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский. По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения, что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву. В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.

Слайд 6

Дуэль Дуэль между Грибоедовым и Якубовичем состоялась в 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию. Грибоедов был ранен в кисть левой руки.

Слайд 7

Вальсы Грибоедова Грибоедов был автором всего двух дошедших до нас музыкальных произведений, (Вальс ми минор и Вальс ля бемоль мажор) он стал благодаря им очень популярным композитором . О том, как появился вальс ми минор, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие»

Слайд 8

Вальсы Грибоедова По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением – отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова. Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее – один из парадоксов искусства! – именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность. Современники восхищались его вдохновенными импровизациями. Карьере пианиста помешало то, что во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки (именно по изуродованному пальцу Грибоедов был опознан среди погибших при нападении религиозных фанатиков на русскую миссию в Тегеране в 1829-м).

Слайд 9

Гибель в Персии Иностранные посольства располагались в Тавризе , при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова . Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем. На могиле вдова Грибоедова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!». Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом .

Слайд 10

Воспоминания о Грибоедове в книгах : А.С.Пушкина « Путешествие в Арзрум » , Ю.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара » и «Кюхля» А. Тимрота «Бунт сердца и ума», В . Мещярекова « Жизнь и деяния А . Грибоедова » В серии « Бибилотека « Любителям Российской словесности» « Гениальный, благородный, единственный мой Грибоедов » , «Более чем друг» – слова из дневника Кюхельбекера Вильгельма Карловича(1831г в Сибири) Высказывания современников о Грибоедове : «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской , но для чего пережила тебя любовь моя? Н.Чавчавадзе. «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» А.Бестужев « Комедия произвела неописуемое действие «вдруг поставила Грибоедва наряду с нашими поэтами» «Горе от ума» - феномен, какого не видели мы от времен «Недоросля» , полна характеров , обрисованных смело и резко; живая картина московский нравов , душа в чувствованиях , ум и остроумие в речах , невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах . Все это завлекает , поражает , приковывает внимание. Н.Бестужев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829)

Слайд 2

П исатель Грибоедов. Биография. Фото Сама история рождения Грибоедова до сих пор окутана тайной. Если брать различные биографические данные или послужные списки Александра Сергеевича, то сразу становятся заметны существенные различия в датах. Поэтому год рождения нельзя обозначить точно, а примерно между тысяча семьсот девяностым и девяносто пятым .

Слайд 3

Более того, многие биографы строят предположения, что Грибоедов был незаконнорожденным. Именно поэтому настолько неточны даты его рождения во всех архивных документах. Семья его матери осознанно скрывала этот факт. Позднее был найден муж, который скрыл позор девушки и взял ее с ребенком. Он также имел фамилию Грибоедов и являлся одним из бедных родственников.

Слайд 4

Человек невысокого образования, отставной майор, отец впоследствии очень редко появлялся в семье, предпочитая оставаться в деревне. Там полностью отдавал все свое время карточным забавам, которые значительно истощили его состояние. Мать же Александра Сергеевича была достаточно богатой и знатной дамой, которая стала известна не только в Москве, но и за ее окрестностями как прекрасная пианистка. Женщина очень властная и резкая, но детей своих окружила теплотой и заботой, а также дала им замечательное домашнее воспитание. Род ее происходил из Литвы, фамилию они носили Гжибовские . И лишь в шестнадцатом веке семья получила фамилию Грибоедовы. Отец и мать великого писателя

Слайд 5

Детские годы будущего писателя. Александр Сергеевич еще в детском возрасте изучил несколько языков и, конечно, французский. Обучился игре на фортепиано. Его гувернерами были известные педагоги - Петрозилиус , который в университете Москвы составлял каталоги библиотеки. Затем Богдан Иванович Ион, обучавшийся в Москве и первый, кто получил степень доктора в Казанском университете. А последующим воспитанием Грибоедова не только домашним, но и школьным и университетским, занимался известн ый профессор Буле.

Слайд 6

С детских лет будущий писатель вращался в довольно известных кругах. Он вместе с сестрой и матушкой зачастую бывал у своего небедного дядюшки в известном имении Хмелиты , которое находилось в Смоленской губернии. Более того, семейство Грибоедовых находилось в родстве с такими известными фамилиями, как Одоевские, Римские-Корсаковы, Нарышкины. А знакомства водили с достаточно широким кругом дворянства столицы.

Слайд 7

В 1802 г. Александр поступает в Московский университетский пансион, получает там несколько наград за отличное обучение, а в одиннадцать лет уже становится кандидатом словесных наук. Тщательно изучает многие науки. Все это лишь юношеская биография Грибоедова. Интересные факты жизни писателя касаются более позднего периода. Единственный момент, который необходимо отметить - это то что, несмотря на свои прекрасные способности к учебе, Александр Сергеевич принимает решение посвятить себя военной службе. Начало обучения маленького Александра

Слайд 8

Начало военной карьеры Начиная с 1812 года факты биографии Грибоедова связаны непосредственно с военной карьерой. Изначально он был зачислен в полк Салтыкова, который всю осень пробыл в Казанской губернии, так и не примкнув к действующей армии.

Слайд 9

После смерти графа этот полк был присоединен к командованию генерала Кологривого . И Александр попадает к нему адъютантом, где очень сблизился с Бегичевым. Так и не став участником ни единого сражения, Грибоедов подает в отставку и приезжает в Петербург.

Слайд 10

Достаточно интересная биография Грибоедова начинается со службы в Государственной Коллегии, на которой он встречается с известным Кюхельбекером и Пушкиным. В это же время он начинает общаться в театральных и литературных сообществах. Более того, в 1816 году Александр становится членом масонской ложи, в которую входили Пестель, Чаадаев и даже будущий руководитель императорской канцелярии Бенкендорф . Знакомство с театральными и литературными кругами

Слайд 11

Разнообразные интриги и театральные увлечения – все это включает в себя дальнейшая биография Грибоедова. Интересные факты этого периода жизни писателя сообщают о том, что он был втянут в неприятную историю, связанную с танцовщицей Истоминой. Из-за нее состоялась дуэль между Шереметьевым и Завадовским , которая окончилась смертью первого. Это очень сильно повлияло на будущего писателя, жизнь в Петербурге для него стала просто невыносима, так как по городу стали распространяться слухи о том, что он сводник и трус. А этого Александр Грибоедов, биография которого была безупречна в отношении мужества и отваги, выдержать уже не мог.

Слайд 12

Поездка на Кавказ В это же время материальное положение матери Грибоедова значительно пошатнулось, и ему пришлось серьезно задуматься о своем будущем. В начале 1818 года при дворе Персии образовалось российское посольство. И Александр Сергеевич принимает новое назначение туда секретарем. Достаточно серьезно он отнесся к новой должности и начинает усиленно изучать персидский и арабский языки, а также знакомиться с различной литературой о Востоке.

Слайд 13

Приехав в Тифлис, Грибоедов тут же участвует в дуэли с Якубовичем, но, к счастью, никто не пострадал. Более того, противники сразу же помирились. Вскоре Александр Сергеевич становится любимчиком генерала Ермолова, между ними постоянно происходят душевные беседы, которые оказали огромное влияние на Грибоедова .

Слайд 14

Возвращение на родину В 1823 году, в марте, Александр Сергеевич возвращается в Москву и встречается со своим другом Бегичевым. Остается в его доме жить и продолжать трудиться над своим произведением. Теперь свое творение он часто зачитывает в литературных кругах, а с князем Вяземским даже пишет водевиль, который называется "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом".

Слайд 15

Затем писатель переезжает в Петербург специально для того, чтобы добиться разрешения на публикацию своего творения. К сожалению, полностью издать произведение не удалось, но некоторые отрывки были опубликованы, что вызвало целую лавину критики. А когда Александр Сергеевич зачитывал свою комедию в артистических кругах, то получал максимум положительных эмоций. Но, несмотря на большие связи, поставить на сцене комедию так и не удалось. Так начал рождаться великий писатель Александр Грибоедов, биография которого теперь известна практически каждому школьнику

Слайд 16

Дальнейшая судьба писателя после неудачного восстания Первые месяцы лета 1826 года известный писатель прожил на даче у Булгарина . Это особенно тяжелый период, и Грибоедов, биография и творчество которого в эти дни наполнены печалью и болью за своих казненных и сосланных товарищей, решает переезжать в Москву .

Слайд 17

Здесь он попадает в самую гущу событий. Ермолова отправляют в отставку из-за недостаточной компетенции при командовании войсками, а Александра переводят на службу к Паскевичу. Очень часто Грибоедов, писатель и поэт, стал теперь испытывать приступы лихорадки и нервных припадков. В это время Россия и Турция разворачивают военные действия, на Востоке понадобился профессиональный дипломат. Отправляют, естественно, Александра Сергеевича, несмотря на то что он прилагал все усилия, чтобы отказаться. Ничего не помогло. В любой литературе, где упоминается Грибоедов (биография, фото и прочая информация, которая касается его жизни), невозможно найти никаких фактов о том, почему этого талантливого человека так настоятельно отправляли на эту, оказавшуюся для него роковой, миссию. Не было ли это намеренной местью царя за участие в восстании, в котором он был обвинен? Ведь получается, тогда дальнейшая судьба Александра уже была предрешена.

Слайд 18

С момента назначения его на эту должность Грибоедов начинает хандрить все больше, предчувствуя скорую кончину. Даже друзьям своим он постоянно повторял, что именно там будет его могила. И шестого июня Александр Сергеевич навсегда покидает Петербург. Но в Тифлисе его ждет очень важное событие. Он женится на княжне Чавчавадзе, с которой был знаком много лет и знал ее еще ребенком. Теперь молодая супруга сопровождает Грибоедова, он постоянно пишет друзьям письма, наполненные чудесными эпитетами о своей юной Нине. В Тегеран писатель приехал уже к новогодним праздникам, изначально все складывалось благополучно. Но затем из-за спорных вопросов, касающихся пленных, начались конфликты, и уже 30 января на помещение, в котором находился великий писатель и дипломат, нападает группа вооруженных людей, вдохновляемая духовенством мусульман. Так был убит Александр Сергеевич Грибоедов, биография и творчество которого оборвались для всех совершенно неожиданно. И останутся навсегда невосполнимой потерей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34» Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Разработка Ермолаевой Инны Леонидовны, Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Рекомендовано: 9 класс 2016 год

Слайд 2

История создания Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии.

Слайд 3

История создания К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе от ума» (первоначально — «Горе уму»).

Слайд 4

Широкая известность произведения В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии. «Горе от ума» расходилось в списках. Друг Пушкина декабрист И.И. Пущин привез комедию Грибоедова поэту в Михайловское. Ее приняли восторженно, особенно декабристы. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году. И.И. Пущин

Слайд 5

Жанр В комедии "Горе от ума" две сюжетные линии: любовная и социально-политическая. Центральным героем обеих является Чацкий. Грибоедов создал комедию , которая затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и нравственные вопросы. Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех - смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.

Слайд 6

Композиция 2 действие развитие действия 3 действие кульминация 1 действие завязка 4 действие развязка В пьесе 4 действия:

Слайд 7

Сюжет Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге- "горе от собственного ума" полной мерой испил сам герой.

Слайд 8

Анализ содержания комедии. Действие первое Какова завязка комедии? Каковы отношения Софьи и Лизы? Как относится Фамусов к книгам? Как Молчалин попал в дом Фамусова? Почему Фамусова настораживает сон Софьи? Как относится Фамусов к службе?

Слайд 9

Действие первое Кто, по мнению Лизы, подходит Софье в роли жениха? Как характеризует Скалозуба Софья? О ком Лиза Отзывается с чувством восхищения? Сколько лет отсутствовал Чацкий? Что связывает Софью с Чацким? Перечитайте сцену встречи Софьи с Чацким.

Слайд 10

Действие первое Как Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого? Что тревожит Фамусова? Как Чацкий характеризует московское общество?

Слайд 11

Действие второе Прочитайте выразительно монолог Фамусова. «Петрушка…» Что можно сказать об образе жизни Фамусова на основании этого монолога? Как Фамусов прореагировал на слова Чацкого «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали»? Перед каким веком преклоняется Фамусов? Выразительное чтение монолога Фамусова «Вот то – то , все вы гордецы!...» На каком основании Фамусов сделал вывод, что Чацкий опасный человек?

Слайд 12

Действие второе Как ведет себя Фамусов при появлении Скалозуба? Докажите содержанием текста, что Скалозуб ограниченный человек? Выразительное чтение монолога Чацкого «А судьи кто?». Кого обличает в этом монологе Чацкий? Какая черта характера Молчалина раскрывается в поведении с Софьей после его падения с лошади?

Слайд 13

Действие второе Выразительное чтение по ролям 12 явления 2 действия. Как раскрывается характер Молчалина в этом явлении?

Слайд 14

Действие третье Какие качества в Молчалине ценит Софья? Почему Чацкий делает вывод: « Шалит, она его не любит.» Выразительное чтение по ролям 3 явления 3 действия. Как раскрывается характер Молчалина и Чацкого в этом явлении?

Слайд 15

Действие третье Среди гостей Фамусова Чацкий встречает давнего своего знакомого Платона Михайловича. Как Платон Михайлович оценивает свой образ жизни? С какой целью приезжают на бал князь и княгиня Тугоуховские?

Слайд 16

Действие третье С кем Хлестова приезжает в дом Фамусова? Как она относится к своим слугам? Как ведет себя в фамусовском обществе? Что можно сказать о поведении Молчалина по отношению к Хлестовой?

Слайд 17

Действие третье Какую новую черту характера Молчалина отмечает Чацкий ? (явл. 13) Как получилось, что Чацкого объявили сумасшедшим? В чем видит причину этого фамусовское общество? Докажите содержанием текста комедии. Выразительное чтение монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча…» Как данный монолог характеризует Чацкого?

Слайд 18

Действие четвертое Как воспринимает Чацкий Репетилова? Какую роль в комедии играет Загорецкий? Верит ли фамусовское общество в сумасшествие Чацкого? Докажите примерами из текста. Как сам Чацкий реагирует на сплетни фамусовского общества? Каким образом Чацкий становится свидетелем неожиданной сцены?

Слайд 19

Действие четвертое Выразительное чтение по ролям 12 явления 4 действия. Дайте оценку поведения каждого персонажа в этом явлении. Дайте характеристику Фамусову на основании содержания 13 явления.

Слайд 20

Действие четвертое Выразительное чтение монолога Чацкого «Не образумлюсь…виноват…» Почему Чацкий бежит из Москвы?

Слайд 21

Развернутый ответ на вопрос Как вы думаете, что произойдет в доме Фамусова после разоблачительной сцены? (письменный ответ)

Слайд 22

Самостоятельная работа Задание: Найти в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» афоризмы и выписать их.

Слайд 23

Самостоятельная работа Задание: продолжите афоризм, вспомните, из чьих уст он звучит . 1. Счастливые часов … 2 . Грех не беда, … 3. Подумаешь. … 4. А горе … 5. Мне все равно, … 6. - Где ж лучше? … 7. И грянул вдруг … 8 . Сон … 9. Служить бы рад, … 10. Свежо предание, …

Слайд 24

Афоризмы 11. Кто служит делу, … 12. Ах! Тот скажи любви конец, … 13. Дома новы, … 14. ,,,он малый … 15. Ах! Злые языки … 16. Но чтоб иметь детей, … 17. Кто беден, … 18. А впрочем, он дойдет до степеней известных, … 19. Нельзя ли для прогулок … 20. И точно, начал …

Слайд 25

Афоризмы 21. Что за комиссия , создатель, … 22. И золотой мешок, … 23. Минуй нас пуще всех печалей … 24 . Подписано, … 25. Чуть свет уж на ногах! … 26. И дым Отечества … 27. Вот то-то, все вы гордецы! … 28. Что говорит! … 29. А судьи кто? … 30. И кто влюблен — …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания комедии "Горе от ума". Презентация к уроку

Презентация, хорошо подходящая для урока, начинающего изучение с классом комедии "Горе от ума"...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: "Александр Сергеевич Грибоедов. Личность и судьба поэта"

Презентация составлена к учебнику литературы В.Я. Коровиной "Литература 9 класс".Тема презентации:"А.С.Грибоедов. Личность и судьба поэта"....

Урок по литературе в 9 классе «Горе от ума» и его творец. История создания комедии»

Первый урок по творчеству А. С. Грибоедова. Дает краткий обзор биографии поэта, знакомит с историей создания пьесы "Горе от ума"...

Урок с презентацией "А.С.Грибоедов: личность и судьба" Автор - Аннина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы филиала МОУ СОШ п. Кушумский в селе Верхний Кушум

Данный урок - первый в системе уроков по изучению биографии и творчества А.С.Грибоедова. Цель урока: знакомство учащихся с личностью писателя, его жизненным кредо, его интересами, увлечениями, занятия...

Урок литературы в 9 классе.А.С.ГРИБОЕДОВ. ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА. УРОК-ПОРТРЕТ.

Урок содержит материалы из жизни А.С. Грибоедова. Может использователься как вступительное занятие при изучении жизни и творчества великого мастера....

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....

Творчество А.С. Грибоедова, история создания комедии "Горе от ума"

Биография А.С. Грибоедова, истопия создания комедии "Горе от ума"...