Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина в объеме 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8_klass_po_uchebniku_merkina.doc | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса основной школы составлена на основании следующих документов:
- федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),
- примерной «Программы курса. Литература. 5-9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.;
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие чтении художественной литературы, эстетического вкуса на познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Предмет «Литература» в 8 классе согласно учебному плану изучается в объеме 3 часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет _101_ часов.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;
- формирование собственного мнения;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XVIII, XIX, XX веков;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основное содержание курса.
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася».Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.«Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А.Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко.«Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Для заучивания наизусть.
Г.Р. Державин. «Памятник».
В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (монолог).
Н.А. Некрасов. «Тройка».
А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»
В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).
Для домашнего чтения.
Из устного народного творчества
«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка».
Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза».
А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»
М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».
И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».
Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка».
А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Из литературы XX века
М. Горький. «Сказки об Италии».
А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»
A.Грин. «Бегущая по волнам».
В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».
B.Шаламов. «Детский сад»
Формы организации учебной деятельности: урок, контрольная работа, тестовая работа, практикум, контрольная работа, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретацию произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях:
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений:
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Основные виды устных и письменных работ, предусмотренные рабочей программой
Устно:
- правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
- устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
- подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста (сказки, частушки, рассказа, сценки и т.д);
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );
- использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.
Письменно:
- письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;
- создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );
- создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
- создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );
- создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );
- свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XVIII, XIX, XXвеков;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Тематическое планирование уроков
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Исторические песни | 5 |
3 | Из Древнерусской литературы | 4 |
4 | Из литературы 18 века | 6 |
5 | Из литературы 19 века: | 56 |
6 | В.А.Жуковский | 3 |
7 | Поэты пушкинского круга | 5 |
8 | А.С.Пушкин | 11 |
9 | М.Ю.Лермонтов | 5 |
10 | Н.В.Гоголь | 11 |
11 | И.С.Тургенев | 6 |
12 | Н.А.Некрасов | 3 |
13 | А.А.Фет | 2 |
14 | Н.А.Островский | 4 |
15 | Л.Н.Толстой | 5 |
16 | Из литературы 20 века: | 22 |
17 | М.Горький | 4 |
18 | В.В.Маяковский | 2 |
19 | Н.А.Тэффи | 1 |
20 | М.М.Зощенко | 1 |
21 | Н.А. Заболоцкий | 2 |
22 | М.В.Исаковский | 2 |
23 | А.Т.Твардовский | 3 |
24 | В.П.Астафьев | 3 |
25 | В.Г.Распутин | 4 |
26 | Из зарубежной литературы | 5 |
27 | Итоговый урок | 1 |
Итого: | 101 |
Календарно-тематическое планирование для 8 класса по программе Г. С. Меркина
Планирование составлено на основании: Литература программа для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2011.
Класс 8
Количество часов 101, в неделю 3.
№ | Дата | Тема урока | Теория литературы | Развитие речи | Развитие нравственно-эстетияческих представлений | Возможные виды урочной деятельности |
1 | 02.09.16 | Введение Своеобразие курса литературы в 8 классе. Творческий процесс. | ||||
2 | 03.09.16 | Художественная литература и история. | Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. | |||
Исторические песни | ||||||
3 | 05.09.16 | Исторические песни ХVI века. «Иван Грозный молится по сыне». Связь с исторической памятью и отражение их в народной песне. | Теория литературы:песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины | Самодержавие, самодержец | Работа со статьей учебника, иллюстрациями; выразительное чтение; выделение главного | |
4 | 09.09.16 | Исторические песни ХVII века. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета». Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. | Теория литературы: песня-плач. | Формирование навыка работы с учебником; выра-зительное чтение; исследо-вательская работа с текстом | ||
5 | 10.09.16 | Песни о Степане Разине. 20-е годы 17 века-нач. 18 века. Средства выразительности в исторической песне. | Развитие речи: составление словаря одной из исторических песен. | Различные виды чтения | ||
6 | 12.09.16 | Солдатские песни XVIII-XIX вв. Историческая основа, особенности поэтики | Теория литературы: русская история и фольклор | Развитие навыка выразительного чтения; лексическая работа | ||
7 | 16.09.16 | Анализ исторической песни | Развитие речи | |||
Из древнерусской литературы | ||||||
8 | 17.09.16 | Художественные особенности «Жития Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке | Теория литературы: житийная литература | Великий, премудрый | Составление цитатного плана; художествен.пере-сказ; работа с иллюстра-циями | |
9 | 19.09.16 | Основные нравственные проблемы жития: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси | Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, | Умение выделять главное в прослушанном сообщении | ||
10 | 23.09.16 | «Слово о погибели Русской земли». Особенности поэтики | Теория литературы: слово и моление как жанры древнерусской литературы | Развитие речи: наблюдения над лексическим составом произведений. | Правоверный | Развитие навыка выразительного чтения; исследовательская работа с текстом |
11 | 24.09.16 | «Житие Александра Невского». Преклонение перед ратной и государственной деятельностью | Теория литературы: выявление особенностей житийного жанра в произведении | Формирование навыка ис-следовательской работы с текстом; художественный пересказ | ||
Из литературы XVIII века | ||||||
12 | 26.09.16 | Г.Р. ДЕРЖАВИН Поэт и государственный чиновник. | Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. | Развитие речи: запись ключевых слов и слово-сочетаний. | Письменный ответ на вопрос | |
13 | 30.09.16 | Ода «Вельможа». Мотив власти и народа. | Значение крылатых выражений и афоризмов | Выразительное чтение | ||
14 | 01.10.16 | Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии. | Для заучивания наизусть
| Дерзать | Формирование навыка чтения наизусть | |
15 | 03.10.16 | Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин. | Теория литературы: сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), | Развитие речи: составление сравнительных таблиц | Различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов | |
16 | 07.10.16 | Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. | Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, жанр сентиментальной повести. | Чувствительный | Анализ эпического произведения в единстве формы и содержания | |
17 | 08.10.16 | Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. | Развитие речи: похвальное слово историку и писателю. | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | ||
Из литературы XIX | ||||||
18 | 10.10.16 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм | Теория литературы: элементы романтизма, романтизм. | Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана | Романтик | Составление вопросов к статье учебника, конструирование диалога, лексическая работа |
19 | 14.10.16 | В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь». Система образно-выразительных средств в балладе | Терия литературы: баллада (развитие представлений) | Для заучивания наизусть: отрывок из баллады | Романтическое мировосприятие | Составление вопросов к статье учебника, вырази-тельное чтение по ролям |
20 | 15.10.16 | Анализ стихотворения «Невыразимое». Манифест эстетических и философских представлений поэта | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | |||
21 | 17.10.16 | Анализ элегии «Море». Стремление ко всеобщему единству и целостности | Теория литературы: элегия | Ирреальный | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | |
22 | 21.10.16 | К.Ф. Рылеев. Страницы био-графии. «Я ль буду в роковое время...» | Мировоззрение поэта | Навык работы со статьей учебника | ||
23 | 22.10.16 | Дума «Смерть Ермака ». Идея служения отечеству, гражданского подвига | Теория литературы: дума | Выразительное чтение | ||
24 | 24.10.16 | К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Мой гений». Анализ стихов | Формирование навыка анализа стихов | |||
25 | 28.10.16 | Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза». Художественное богатство поэтических произведений | Выразительное чтение | |||
26 | 29.10.16 | А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия». Тематика стихов Н.М. Языков. «Пловец», «Родина». | Теория литературы: романс, идиллия | Для заучивания наизусть Н.М. Языков. «Пловец». | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | |
27 | 2 четв. 07.11.16 | А.С. ПУШКИН Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. | Развитие речи: подготовка тезисов | Формирование навыка конструирования вопросов к статье учебника | ||
28 | 11.11.16 | Стихотворение «19 октября 1825 года». Тема дружбы и братства | Теория литературы: поэтическая интонация | Для заучивания наизусть: отрывок «19 октября» | Тематическое многообразие поэзии Пушкина | Выразительное чтение, анализ лирического произведения |
29 | 12.11.16 | После декабрьского восстания. «И.И. Пущину». «Песни о Стеньке Разине». | Теория литературы: послание, песня | Для заучивания наизусть А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». | Мотив дара в произведении | Анализ лирического произведения в единстве формы и содержания |
30 | 14.11.16 | Роман «Капитанская дочка». Историческая основа, творческая история произведения | Теория литературы: исторический роман | Развитие речи: выразительное чтение | ||
31 | 18.11.16 | Тема семейной чести в романе. (анализ 1 главы) | Честь, благословение | Развитие навыка составления рассказа о герое | ||
32 | 19.11.16 | Порядки в Белогорской крепости (анализ 2-3 главы) | ||||
33 | 21.11.16 | Петр Гринев в испытаниях «дружбой» (анализ 4 главы) | Развитие речи: выразительное чтение | Причины ссоры Гринева и Швабрина | Составление сложного плана | |
34 | 25.11.16 | Петр Гринев в испытаниях любовью (анализ 5 главы) | ||||
35 | 26.11.16 | Темы человека и истории, народа и власти | Развитие речи: выразительное чтение | Анализ эпического произведения в единстве формы и содержания | ||
36 | 28.11.16 | Тема внутренней свободы в романе | Развитие речи: выразительное чтение | «Внутренняя свобода», «зави-симость от об-стоятельств» | Составление сложного и тезисного планов эпизодов произведения | |
37 | 02.12.16 | Классное сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка» | Развитие речи: сочинение. | |||
38 | 03.12.16 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Кавказ в жизни и творчестве | Развитие речи: различные виды чтения | Развитие интереса к жизни и творчеству поэта | Формирование навыка составления тезисного плана учебника | |
39 | 05.12.16 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме | Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления | Выразительное чтение, формирование умения выделять главное | ||
40 | 09.12.16 | Художественная идея поэмы и средства ее выражения | Теория литературы: романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры) | Для заучивания наизусть: отрывок из поэмы | Смысл христианской и языческой символики в поэме | Развитие навыка работы с учебником |
41 | 10.12.16 | Анализ эпизода «Бой с барсом». Единство человека и природы | Теория литературы: образ-персонаж | Выразительное чтение наизусть | ||
42 | 12.12.16 | Основные мотивы поэмы - свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа | Теориялитературы:экспрессия; роль лирического монолога | Анализ произведения в единстве формы и содержания | ||
43 | 16.12.16 | Н.В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о писателе. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. | ||||
44 | 17.12.16 | Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии | Теория литературы: своеобразие драматических произведений, комедия | |||
45 | 19.12.16 | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения | ||||
46 | 23.12.16 | «Сборный город всей темной стороны» (анализ 1 действия) | Теория литературы: «говорящие» фамилии | |||
47 | 24.12.16 | Хлестаков и городничий (анализ 2 действия) | Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, | |||
48 | 3 четв 13.01.17 | Хлестаков - «вельможа» и «значительное лицо» (Анализ 3 действия) | Теория литературы: фантастический элемент как прием создания комической ситуации | Кумир | Выразительное чтение, художественный пересказ | |
49 | 14.01.17 | Хлестаков — ревизор (Анализ 4 действия) | Стихия | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ | ||
50 | 16.01.17 | Художественная идея комедии (Анализ 5 действия) | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ | |||
51 | 20.01.17 | Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя | Развитие речи: подготовка вопросов для обсуждения. | Составление рассказа о герое, умение выделять главное в прослушанном | ||
52 | 21.01.17 | Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Н.В.Гоголя | Выразительное чтение, работа со статьей учебника | |||
53 | 23.01.17 | Р.речи Классное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» |
| |||
54 | 27.01.17 | И.С. ТУРГЕНЕВ. Основные вехи биографии | Работа с учебником, развитие устной и письменной речи | |||
55 | 28.01.17 | Повесть «Ася». Господин Н.Н. И Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести | Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести | Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план | Составление цитатного портрета героя, исследо- вательская работа с текстом | |
56 | 30.01.17 | Композиция повести | ||||
57 | 03.02.17 | Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. | Развитие речи: письменная характеристика персонажа | |||
58 | 04.02.17 | Образ природы. Тема рока в повести | . |
| Развитие коммуникативных способностей учащихся | |
59 | 06.02.17 | Р.речи Подготовка к домашнему сочинению | ||||
60 | 10.02.17 | Н.А. НЕКРАСОВ. Краткие сведения о поэте. Судьба и жизнь народная в изображении поэта в стихотворении «Тройка». | Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии | Работа с учебником, развитие устной и письменной речи | ||
61 | 11.02.17 | Человек и природа в стихотворении «Зеленый шум» | Теория литературы: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. | Развитие речи: выразительное чтение наизусть | Формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста | |
62 | 13.02.17 | Художественная идея стихотворения «Внимая ужасам войны» | Теория литературы: народность (создание первичных представлений) | Для заучивания наизусть Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны» | ||
63 | 17.02.17 | А.А. ФЕТ. Краткие сведения о поэте. «Целый мир от красоты...». |
| Развитие речи: выразительное чтение | устное рисование,письменный ответ на вопрос. | |
64 | 18.02.17 | Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...» | Для заучивания наизусть А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...» | Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. | ||
65 | 20.02.17 | А.Н. ОСТРОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. | Теория литературы драма. | Пьеса-сказка | ||
66 | 24.02.17 | Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. | Развитие речи: чтение по ролям | |||
67 | 25.02.17 | Образ Снегурочки.Особенности конфликта пьесы-сказки | Развитие речи: письменный отзыв на эпизод | Сообщение о героях пьесы | ||
68 | 27.02.17 | Берендеево царство в пьесе Островского | Развитие речи: составление цитатного плана к сочинению. | Эгоизм, лицемерие | ||
69 | 03.03.17 | Л. Н. ТОЛСТОЙ Основные вехи биографии писателя. | ||||
70 | 04.03.17 | «Отрочество» (главы из повести). Чувство одиночества героя | Теория литературы: автобиографическая проза | Развитие речи: различные виды пересказа | Скептицизм | Художественный пересказ глав |
71 | 06.03.17 | Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». | Теория литературы: композиция и фабула рассказа. | Развитие речи: тезисный план | служака | Исследовательская работа с текстом |
72 | 10.03.17 | Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. |
| Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота | Выразительное чтение | |
73 | 11.03.17 | Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | минисочинение-рассуждение | |||
74 | 13.03.17 | Из литературы XX века М. ГОРЬКИЙ. Художественное своеобразие ранней прозы | ||||
75 | 17.03.17 | Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни. | Теория литературы: традиции романтизма | Исследовательская работа с текстом | ||
76 | 18.03.17 | Истинные и ложные ценности жизни. Специфика романтического рассказа. | Развитие речи: различные виды чтения и пересказа | |||
77 | 20.03.17 | "Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал. | Теория литературы: образ-символ. | Развитие речи: цитатный план | Стихийный | Пересказ эпизода |
78 | 24.03.17 | В. В. МАЯКОВСКИЙ Краткие сведения о поэте. | Теория литературы: неологизмы | |||
79 | 25.03.17 | Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». | Теория литературы: конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. | Развитие речи: выразительное чтение | Выразительное чтение | |
80 | 4 четв 03.04.17 | Н.А.Тэффи. Темы творчества. «Свои и чужие» | Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях). | Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа. | Эгоизм, равнодушие, лицемерие | |
81 | 07.04.17 | М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство. | Художественный пересказ | |||
82 | 08.04.17 | Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х гг. «Я не ищу гармонии в природе». Тема природы. | Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение. Для заучивания наизусть Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. | Исследовательская работа с текстом | ||
83 | 10.04.17 | Анализ стихов «Некрасивая девочка», «Старая актриса». Противопоставление подлинной красоты и счастья мнимому «сверканию». | Грация | |||
84 | 14.04.17 | М.В.Исаковский. Темы лирики | Исследовательская работа с текстом | |||
85 | 15.04.17 | Анализ стихов «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Утверждение любви к Родине русского солдата | Анализ стихотворения | |||
86 | 17.04.17 | Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «За далью – даль». История создания поэмы. | Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. | Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Для заучивания наизусть А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок). | Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»; В.В. Хлебников. «Мнемало нужно...»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»; М.В. Исаковский. «Катюша»; М.А. Светлов. «Веселая песня»; А.А. Вознесенский. «Слеги»; Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»; B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др. | |
87 | 21.04.17 | Три дали в поэме. | ||||
88 | 22.04.17 | Анализ главы «Огни Сибири». Образ автора | Исследовательская работа с текстом | |||
89 | 24.04.17 | Краткие сведения о В.П.Астафьеве. «Последний поклон».Тема человека и истории в творчестве писателя. | Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа. | |||
90 | 28.04.17 | Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет» | ||||
91 | 29.04.17 | Ораз рассказчика в произведении | ||||
92 | 05.05.17 | Краткие сведения о В.Г.Распутине. ХХ век на страницах прозы писателя | Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. | Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту. | Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране. | Для домашнего чтения А. Грин. «Бегущая по волнам». В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида». В. Шаламов. «Детский сад». В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». |
93 | 06.05.17 | «Уроки французского». Нравственная проблематика рассказа | ||||
94 | 08.05.17 | Отражение в повести трудностей военного времени | Художественный пересказ | |||
95 | 12.05.17 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика | ||||
96 | 13.05.17 | Эпоха Возрождения. Краткие сведения о Шекспире. Трагедия «Ромео и Джульетта» | Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра). | Связь с другими искусствами: история театра. | Для домашнего чтения Из зарубежной литературы В. Гюго. «Девяносто третий год». | |
97 | 15.05.17 | Идеалы Возрождения в трагедии. | ||||
98 | 19.05.17 | Проблематика произведения | ||||
99 | 20.05.17 | Краткие сведения о М.Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа | Теория литературы: роман, романный герой. | Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся. | ||
100 | 22.05.17 | Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | Анализ глав романа | |||
101 | 26.05.17 | Итоги изучения литературы. Рекомендации для чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
Рабочая программа по литературе для СПО УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (ФГОС)
Рабочая программа по литературе для СПО УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (ФГОС)Программа расчитана на 171 час...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...