Многоликость великого чувства. Любовь на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок  литературы в 10  классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Многоликость великого чувства. Любовь на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

 Эпиграф:

  «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев).

По бокам доски:                

Любовь — одна, но подделок под нее — тысячи.

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел. Ларошфуко.

Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею. Шекспир.

Сначала доска закрыта. Звучит музыка Моцарта «Мелодия любви». Под музыку я читаю фрагмент письма Тургенева Полине Виардо.                                               

Чтение письма.

…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…,а теперь  позвольте мне упасть к Вашим ногам.»

 Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Она – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968).

Дети формулируют тему. Я открываю доску, говорю тему и читаю эпиграфы к уроку. Записывают в тетради. Любовь вечное, великое, всепоглощающее чувство:

Не бывает любви несчастной. Может быть она горькой, трудной, Безответной и безрассудной. Может быть смертельно опасной, Но несчастной любовь не бывает, Даже если она убивает. Тот, кто этого не усвоит, И счастливой любви не стоит. Б.Заходер.                                                                                  (

В романе показаны любовь родителей к детям и детей к своим родителям, но…

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. (5 мин.)

Класс работает в группах (4 группы). Урок как результат исследовательской работы.

В романе “Отцы и дети” четыре основных любовных сюжета, 4 истории  любви. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

  1. Базаров и Одинцова.
  2. Павел Петрович и княгиня Р.
  3. Аркадий и Катя.
  4. Николай Петрович и Фенечка.

1 группа - знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;(любовь- мечта, любовь- семья, которая воплотилась в ребенке)

2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;(любовь-наваждение)

3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати. (любовь- будущая семья, земная любовь)

4 группа знатоки истории любви Одинцовой и Базарова.(любовь – страсть).

Все готовились и могут добавлять ответ и высказывать свою т.з.

Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев.

Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют.

Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.

I группа. Павел Петрович и княгиня Р. Сфинкс – голова женщины, тело льва.

Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.
    Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” — это свет, блеск. А Фенечка, Федосья — это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.
    Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.
    Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед высшими силами, перед Богом.
    Княгиня Р. — сфинкс для Павла Петровича Кирсанова, она для него загадка. В конце она присылает ему кольцо, перечеркнутое крестом, со словами: “Крест — вот разгадка...”
    Крест — символ Бога, начала жизни. Но мы знаем, что у креста двоякая символика: он также символизирует и конец жизни.
    Княгиня Р., прислав Павлу Петровичу кольцо с крестом, хотела, чтобы он начал новую жизнь без нее (хотя, как выясняется впоследствии, он не смог этого сделать), но в то же время это символизирует и конец жизни для самой княгини Р. Таким образом, и княгиня, и Павел Петрович Кирсанов оказываются бессильны перед Богом, перед этим магическим крестом.
    Княгиня Р. и Одинцова очень похожи. Обе они странные женщины; обе окружены ореолом таинственности.
    Почему это так?
    Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди, повторюсь, перед Богом, перед природой, перед этими таинственными силами. Олицетворяют эти силы в “Отцах и детях” княгиня Р. (для Павла Петровича) и Одинцова (для Базарова). Другими словами, Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь к их “сфинксам”. Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.
    В заключение отмечу, что ошибочно считать лишней, ненужной в романе историю княгини Р. Как мы выяснили, она играет очень важную роль в “Отцах и детях” Ивана Сергеевича
 Тургенева: эта своеобразная новелла помогает нам понять психологический аспект произведения

  • Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
  • Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. помогает в понимании характера Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
  • Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой. 
  • История любви п.п. предупреждение для заносчивого базарова.

Вывод. Эта любовь  - любовь-наваждение, которая "сломала" жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.

Для Павла Петровича – любовь - это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.

Для княгини Р. – прихоть  неведомых сил, убежище от страха смерти

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).( 5 мин.)

2 группа. Николай Петрович и Фенечка.

  • Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты. Какова композиционная роль этого образа?
  • Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
  • Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова? 

Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон , воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью. Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.

3 группа Аркадий и Катя.

Аркадий и Катя.

  • Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
  • Опираясь на текст, докажите, что Аркадий меняется ("возвращается" к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
  • Какова идейно-композиционная роль образа Кати? 

Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.

Для Аркадия  любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.

Для Кати – семья и равенство в браке.

4   группа. Базаров и Одинцова.

Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.  (р.319-320).

  • Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение.
  • Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.
  • Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
  • Сравните две сцены объяснения Базарова  - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое "вливается в душу и заставляет ее трепетать"?
  • Почему не могла "состояться" любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
  • Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. "Растоптала" ли любовь Базарова?
  • Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
  • Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича? 

Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова, на первый взгляд, похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не "растоптала" Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь "низводит" Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко. 

Д/з: Написать сочинение-миниатюру (на выбор):

  1. письмо Одинцовой от Базарова;
  2. письмо Кате от Аркадия;
  3. письмо княгине Р. От Павла Петровича;
  4. письмо Фенечке от Николая Петровича.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данная презеннтация подготовлена в качестве сопроождения к уроку по этой же теме....

Первый урок изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Урок литературы10 классТема урока:       ВСТРЕЧАЯ БАЗАРОВА… (пролог к изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)Цель урока:      создание ситу...

Краткое содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", ОК, таблицы, кольцевая композиция романа

Данный материал позволяет успешно активизировать учебный процесс при изучении в 10-м классе романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Технологическая карта поможет провести урок-проект по литературе в 10 классе....

Пунктуационный тренажёр . 10 класс .По страницам романа И.С Тургенева "Отцы и дети".

Задание предназначено для подготовки к ЕГЭ.Комплексная работа со згаками препинания....