"Быт и характер русского народа в балладе В. А. Жуковского "Светлана"".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Орлова Елена Александровна

Василий Андреевич Жуковский. Баллада "Светлана". Урок № 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_ballade_v._a._zhukovskogo_svetlana.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Быт и характер русского народа в балладе В. А. Жуковского «Светлана».

Тема урока.

  1. 1.

Ф. И. О.

Орлова Елена Александровна.

  1. 2.

Место работы

МБОУ «Якиманско - Слободская средняя общеобразовательная школа», о. Муром.

  1. 3.

Должность

Учитель русского языка и литературы.

  1. 4.

Предмет

Литература.

  1. 5.

Класс

6 класс.

  1. 6.

Тема и номер урока в теме

Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Светлана». Урок № 2.

  1. 7.

Базовый учебник

Учебник - хрестоматия под редакцией Г. И. Беленького. / Литература. 6 класс: учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / авт. - сост. М. А. Снежневская, О. М. Хренова/; - 8-е изд., перераб.  и  доп. – М.: Мнемозина, 2008./

8.

Цель  урока:

создать условия для формирования этнической идентичности через анализ образной, языковой  и композиционной системы баллады  В. А. Жуковского «Светлана».          

9.

Задачи:

-обучающие (предметные):

 -развивающие (метапредметные):

     

 -воспитательные (личностные):

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в произведении  на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления.

развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения;

 развитие умения применять символы, схемы  для решения учебных задач;

формирование навыков участия в различных формах исследовательской деятельности;

 формирование и развитие компетенции в области использования информационно – коммуникационных технологий;

развитие  устной и письменной речи учащихся;

развитие творческой деятельности эстетического характера.

создание условий для воспитания уважения к традициям своего народа;

формирование коммуникативной компетенции в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности через разные формы работы.

10.

Тип урока:

урок – исследование.

11.

Формы работы учащихся:

индивидуальная работа, работа в парах, групповая  работа, фронтальная работа.

12.

Необходимое техническое оборудование:

мультимедийный проектор, экран, персональный учительский компьютер, компьютерный класс.


  1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент.

1.Приветствие учителя.

1.Приветствие учеников.

1 мин.

2.

Стадия вызова. Мозговой штурм.

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 1.

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 2.

 (после ответов учащихся).

  1.  1. Демонстрирует презентацию.

2.. Задаёт вопросы:

1.Когда, по вашему мнению, произносились такие слова?

2.Что такое обряд?

3. Демонстрирует презентацию.

1. Подготовленный ученик – «актёр» разыгрывает сценическое действие (под музыку перед зеркалом произносит слова: «Суженый-ряженый, покажись мне в зеркале!»)

2. Отвечают на вопросы.

3. Ученик – «лингвист» работает со словарём и корректирует ответы учащихся.

2 мин.

3.

Стадия осмысления.

1.

Определение темы и задач урока.

О. Кипренский. Портрет

В. А. Жуковского (N 203738)   (№ 1)

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 3, 4 (после ответов учащихся).

  1.   1. Демонстрирует портрет В. А. Жуковского и
  2.  задаёт вопросы:
  3.    -  Произведение какого автора мы будем сегодня изучать?

 - В балладе В. А. Жуковского «Светлана» описываются какие-нибудь традиции и обряды? 

2. Предлагает определить тему и задачи урока.

3. Корректирует ответы учащихся и демонстрирует презентацию.

4. Слово учителя: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали…» -  так начинается баллада «Светлана»  -   одна  из     самых замечательных баллад Жуковского.  Несмотря на то, что эта баллада является переводом, мы можем сказать, что «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет». Вспомним историю создания этого произведения.

  -  Какую балладу и какого автора  перевёл

В. А. Жуковский?

-    Кому была посвящена эта баллада?

  • Когда была написана?

1. Отвечают на вопросы, определяют тему и задачи урока 2. Работают в тетрадях, записывая число и тему урока.

3. Слушают учителя и отвечают на вопросы.

13 мин.:

(1 мин.)

2.Анализ сюжета и композиции баллады.

Задание: расположите названия событий в балладе "Светлана" в правильном порядке (N 174965)  (№ 2)

Задание: найдите продолжение стихотворных строк из баллады "Светлана" (N 203763)  (№ 3)

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 5 (после ответов учащихся)

Гадания (N 151344)

(№ 4)

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд №  6 (после ответа «историка»).

1.Предлагает выполнить задания практического характера: расположить названия событий в балладе "Светлана" в правильном порядке всем, найти продолжение стихотворных строк из баллады "Светлана" индивидуально.  

2. Оценивает результаты.                    

3. Выставляет оценки.

4. Задаёт вопросы:  

- Какие события, названные в предыдущем задании, являются экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой произведения и связаны с «русским духом  и Русью»?

- О чем говорится в экспозиции  баллады?

 5. Демонстрирует презентацию. 

6.Слово учителя: «В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В начале 19 века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было её замужество, поэтому вопрос, кто станет её «суженым», был очень важным» .

7. Предлагает выполнить задание с использованием ЭОР  4:  Сравнить  иллюстрированный текст с активными зонами и балладу В. А  Жуковского «Светлана», выяснить, какие гадания названы в балладе и как они помогают понять быт русского народа. Ответ аргументируйте примерами из баллады.

8. Демонстрирует презентацию.

9.  Задаёт вопросы:

- В какой композиционной части произведения названы гадания?

- В какой форме эта часть представлена? 

10. Обращает внимание на русские национальные костюмы актёров.

1.Выполняют практическое задание.

2.Проверяют свои результаты.

3. Отвечают на вопросы.

4. Слушают учителя.

5. Выполняют исследовательское задание: анализируют и сравнивают  материал текстов, делают записи в тетрадях, составляют аргументированное высказывание.

6. Ученик – «историк» дополняет ответы учащихся.

7. Делают выводы об изображении быта русского народа в балладе.

8.Отвечают на вопросы.

9. Ученики – «актёры» разыгрывают  «Диалог Светланы и подруг».

(3 мин.)

(4 мин.)

4.

Стадия размышления.

1.Анализ образной и  языковой  системы баллады.

2. Динамическая пауза.

3. Исследовательская работа.

4. Анализ идеи произведения

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 7 (после составления учащимися наглядной картины)

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 8.

"Светлана" (N 105731)  (№ 5) Аудиофрагмент (с  1 мин. 54 сек. -  по 3 мин. 04 сек.)

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 9.

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 10 (после работы учащихся).

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 11.

1.Предлагает выполнить задание группам:

1 группе найти образы в балладе, которые символизируют светлые стороны жизни.

2 группе найти образы, которые символизируют тёмные стороны жизни.

3 группе найти приметы русского национального колорита. 

2. Подводит учащихся к выводу о том, что все найденные в балладе образы и детали (голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, ворон — символ тёмных сил, зима, снег, икона, избушка, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”), отчётливо и живописно рисуют русский мир, в  котором  есть светлые и тёмные стороны.

3. Задаёт вопросы:

- Какие цвета преобладают в балладе? Символом чего они являются? 

4. Предлагает поработать в парах и  из предложенных слов составить  наглядную, а потом и словесную картину «Ужас ночи» и картину «Силы света и добра».

5. Задаёт вопросы:

- Для чего автор создаёт контрастные картины?

- Что же побеждает в балладе?

6. Демонстрирует презентацию.

7. Слово и вопросы  учителя: «Композиционно победа добрых сил над злыми будет развязкой. Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка, утреннего света.  Случайно ли имя Светлана выбрал автор? Баллада — лиро-эпический жанр. Как вы думаете, с кем  в балладе будет  связана лирическая тема? Поговорим о главной героине».

8.Демонстрирует презентацию.

«Перед вами репродукция картины известного русского художника К. П. Брюллова  “Гадающая Светлана”. Такой она представилась художнику после прочтения баллады. Какой эпизод отразил художник в своей картине?  Почему мы можем сказать, что художник изобразил именно русскую девушку?

А теперь послушаем, как изображён у Жуковского этот эпизод. Сядьте удобнее, закройте глаза и мысленно  представьте его».

9.Включает аудиофрагмент.

10. Демонстрирует  презентацию и задаёт вопросы:

- Так вы представили этот эпизод?

А вот художник Васильев К. А. увидел Светлану такой.

11. Задаёт вопросы:

- Что вы можете сказать о характере Светланы?

 - Что о ней говорит автор? Как он относится к своей героине?

12.Предлагает выполнить  исследовательскую работу: «В заключительной части баллады найдите   оценочные слова, с которыми автор обращается к Светлане».

13.  Задаёт вопрос: - Почему главную героиню можно назвать идеалом поэта?

14.Делает вывод по образу Светланы: «В образе Светланы В. А. Жуковский отражает типичные черты русской девушки. Для него, человека верующего,  Светлана идеал поэта, потому что она  кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение».

15.Предлагает поиграть в игру, позволяющую  определить основную мысль произведения: «Соберите пазлы (разрезанная репродукция картины   Брюллова К. П.  «Гадающая Светлана»), и  вы узнаете  главный смысл баллады».

 16. Демонстрирует презентацию.

17. Задаёт вопросы:

А что пишет о смысле баллады  автор? Каков итог произведения?

     

18.Обобщает ответы учащихся: «Конец баллады жизнерадостен.  С главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, продемонстрировав при этом стойкость веры».  

19. Демонстрирует презентацию.

1.Работают в группах.

2.Отвечают на вопросы.

3.Работают в парах. 4.Составляют монологический текст.

5. Отвечают на вопросы.

6. Слушают и отвечают на вопросы.

7.Слушают и отвечают на вопросы учителя.

8. Ученик – «актёр» читает стихотворение по мотивам картины Васильева К. А. «Ожидание»:

Горит свеча у мёрзлого  окна,

Протаяли узоры ледяные.

А девушка одна, совсем одна

Во всей избе, а может, и в России...

У девушки волнистая коса.

Ну, где найдёшь пышнее и красивей?

И где найдёшь прекраснее глаза -

Глубокие, как небо над Россией...

9.Отвечают на вопросы.

10.Выполняют исследовательскую работу.

11.Отвечают на вопросы.

12. Выполняют задание,  аргументируют полученные результаты

1 группа. Человек  должен проявлять  не только покорность судьбе  и смирение.

2 группа.  Человек должен бороться за своё счастье.

3 группа. Человек должен сохранять веру в себя и близких.  (Групповая работа)

13. Отвечают на вопросы.

(Фронтальная работа)

25 мин.:

(1 мин. 30 сек.)

5.

Итог урока.

Рефлексия.

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 12 (после ответов учащихся).

1.Задаёт вопросы:

 - Что нового и интересного узнали на уроке?

 - Выполнили ли задачи, поставленные на уроке?

 - Какой вид работы вам больше всего понравился?

2. Демонстрирует презентацию.

1. Делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других.

2. Формулируют выводы урока. (Фронтальная работа)

2 мин.

6.

Домашнее задание.

Презентация к балладе

 В. А. Жуковского «Светлана»,

слайд № 13.

1.Демонстрирует презентацию.

2. Объясняет, как выполнять домашнее задание по выбору: выразительное чтение наизусть отрывка из баллады, составление синквейна по образу Светланы, составление теста по произведению.

Задают вопросы  при необходимости.

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока.

Быт и характер русского народа в балладе В. А. Жуковского «Светлана».

Тема урока.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

О. Кипренский. Портрет

В. А. Жуковского (N 203738)

Иллюстрация  -

И

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb670116-c0cb-4dfe-b32d-75430f692607/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=pupil&class=48&subject=10&rub_guid[]=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad

2.

Задание: расположите названия событий в балладе "Светлана" в правильном порядке (N 174965) 

Интерактивное задание  –  П

Упражнение

http://cor.edu.27.ru/catalog/res/9551c072-e36e-4180-9e5e-61661c7c9d9f/?sort=order&&rubric_id[]=71941&rubric_id[]=71894

3.

Задание: найдите продолжение стихотворных строк из баллады "Светлана" (N 203763)

Интерактивное задание  –  П

Упражнение

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d1a542f7-41d1-4ab2-a7a0-b1359575a76e/?from=31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a&

4.

Гадания (N 151344)

Презентация – И

Иллюстрированный текст с активными зонами.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1a9972fa-e9d6-4f1f-87b4-4bf03083ea2b/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

5.

"Светлана" (N 105731)

Аудиофрагмент -

И

Аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1594ccdf-3a61-1b04-9357-8408fa369cb6/?interface=catalog

6.

Авторский ресурс. Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана».

Презентация - И

Презентация

https://docs.google.com/present/edit?id=0AQttXA_Ha0cQZGZmcXNid3hfMGRwdDRwemRm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

"Характер - русский. Мой характер"

Слайдовая презентация к классному часу по теме "Характер - русский. Мой характер". 5 - 7 классы....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...