Подготовка к ОГЭ по литературе в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Презентация содержит  материал  по структуре экзамена, критериям оценивания, примеры ответов -  подготовка к ОГЭ по литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ по литературе - 2017 Н.А.Поломошнова , учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №61 п . Персиановский Октябрьского района Ростовской области

Слайд 2

Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по литературе Список литературы!!! знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова , А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя; изученные теоретико-литературные понятия;

Слайд 3

Требования к уровню подготовки обучающихся Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа; строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

Слайд 4

Требования к уровню подготовки обучающихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

Слайд 5

Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; Второй вариант – анализ лирического стихотворения (или басни). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи . Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. 1 и 2 задания предполагают письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами. Рекомендация: 30 минут на выполнение одного задания

Слайд 6

Критерии оценки За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла ( 2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Слайд 7

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведение или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе ( примерный объем – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций. Максимальный балл за выполнение сопоставительного задания (1.1.3 или 1.2.3) – 5 баллов. Рекомендация: 60 минут на выполнение задания

Слайд 8

Критерии оценки Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: 1.«Умение сопоставлять художественные произведения»; 2.«Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; 3.«Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

Слайд 9

Примеры: Задание 1.1.1 - Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе? В монологе Чичикова проявились такие черты его характера, как наблюдательность, а также умение разбираться в людях, то есть знание человеческой психологии. Например, он подметил, что девушка наверняка «выпускница какого-нибудь пансиона или института», что в ней ещё ничего «бабьего», но не пройдёт и года, как «откуда возьмётся и надутость, и чопорность… станет ломать голову с кем, и как, и сколько нужно сказать…». Кроме того, этот монолог показывает важнейшее свойство натуры Чичикова – его корыстность. В любой ситуации он найдёт выгоду для себя, невзирая на морально-этическую сторону мероприятия: «…Да прибавить тысячонок двести приданого, из неё мог бы выйти очень… лакомый кусочек». Он смотрит на девушку как на средство, с помощью которого можно обогатиться, а уже только потом как на предмет любви, нежности, уважения. Таким образом, из монолога хорошо видно, что Чичиков неглупый, наблюдательный, но непорядочный, нечестный человек.

Слайд 10

http://literarus.ru варианты тестов краткий анализ художественных произведений образцы сочинений части 2 образцы мини-сочинений

Слайд 11

Примеры: Задание 1.1.3 Сопоставьте фрагменты поэмы Гоголя и комедии Фонвизина. Чем Скотинин похож на Чичикова? В диалоге с господами Простаковыми Скотинин проявляет такие черты своей натуры, которые очень сближают его с Чичиковым. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Скотинин, также как гоголевский герой, персонаж уже не юный, во всем ищущий выгоду для себя. Для него невеста – это только способ приблизиться к своей мечте. Но Скотинин на редкость невежественен и глуп, он не стесняется делиться своими корыстными замыслами. Так он прямо заявляет сестре, что ему нравится не Софья и даже не её деревеньки, а свиньи, которых там разводят. «Люблю свиней», - говорит он. Это весьма отличает его от Чичикова, который своими замыслами ни с кем не делился, да и вообще отличался бОльшим знанием человеческой психологии. Таким образом, и Чичиков, и Скотинин – люди невысоких моральных качеств, и хотя Скотинин не так хорошо разбирается в людях, как Чичиков, цель жизни у них общая. Это обогащение, и, к сожалению, оба они выбирают для этого не самый честный способ.

Слайд 12

2 часть Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1—2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

Слайд 13

Часть 2 – сочинение 200 слов ( менее 150 слов не рассматривается) Какие «маски» срывает Л.Н. Толстой в своём рассказе «После бала»? Почему А.С. Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией? Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») Каково отношение автора к русской деревне? (по рассказу АЛ. Солженицына «Матрёнин двор»)

Слайд 14

Критерии оценки задания Части 2 (сочинение) – высокий уровень сложности «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла) Максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается Рекомендация: на выполнение 1 час 15 минут

Слайд 15

https://neznaika.pro/oge/lit_oge/ П роверка письменных заданий ОГЭ . Эксперты комментируют каждую ошибку и выставляют баллы по критериям. Э ксперты входят в предметные комиссии по проверке ЕГЭ. Каждая проверенная работа публикуется в открытый доступ, чтобы вы могли поучиться на чужих ошибках. 12 вариантов ОГЭ по литературе можно скачать

Слайд 16

Полезные ссылки http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory https://neznaika.pro/oge/lit_oge/ http://literarus.ru https://mogu-pisat.ru http://www.5splusom-school.ru/books/2135/?klass=9&p=9&predmet=12 - Анализ произведений русской литературы. 9 класс - Аристова М.А. 2013г https://www.youtube.com/playlist?list=PL3KjR5YStD0KtwAdV5x-0f9XbgoAmgacg – вебинар по итоговому сочинению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)

Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....

Задание для подготовки к семинарам по литературе 10-11 класс

К семинару по роману Е.Замятина "Мы" 11 класс, к семинару по пьесе М.Горького "На дне" 11 класс, к семинару по рассказу Л.Андреева "Ангелочек" 11 класс, к семинару по "Маленькой трилогии" А.П.Чехова 1...

Материалы для подготовки к экзамену по литературе. 9 класс

Эти материалы подобраны и обработаны учителем  совместно с  учениками при подготовке к ГИА  по литературе в 2012-2013 учебном году. Возможно, они помогут ещё кому-то. Результатом были о...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

Подготовка к ЕГЭ по литературе. 8 класс

М А Т Е Р И А Л Ы        для     подготовки    учащихся  к   ЕГЭпо литературе 8 класс...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...