Урок литературы "Рождение метафоры"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Данный урок- урок знакомства с понятием  метафора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_klasse_na_temu.doc49 КБ
Office presentation icon prezent_metafora.ppt218 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока   по  теории литературы в 5 классе на

тему «Рождение метафоры»

Учитель : Варзина Анна Юрьевна

Цель урока: дать начальное представление о метафоре как изобразительно-выразительном средстве.

Что должен знать обучающийся: основные (на данный момент) понятия по теории литературы (олицетворение, сравнение, эпитет, метафора).

   Что должен уметь обучающийся: составлять метафору по алгоритму.

   Развитие универсальных учебных действий:

-понимать на слух ответы обучающихся; уметь формулировать собственное мнение;  договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности (коммуникативные);

- отличать метафору от сравнения; находить метафоры в тексте; составлять свои метафоры (познавательные);

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия в соответствии с поставленной задачей ( регулятивные).

     Данное занятие построено с использованием элементов технологии творческой мастерской.

     Предварительно класс делится на 4 группы. Каждый ученик приносит альбом, краски. Для проведения занятия используется раздаточный материал (Приложение 1, 2, 3),

презентация( http://www.docme.ru/MvG5 ).

    В названии этапов занятия использована терминология технологии творческой мастерской.

                                                         

                                                    Ход занятия.

  1. Этап «Индукция».

  Сегодня на уроке мы попробуем  себя в роли художников, поэтов и писателей.

 Задание:1,2 группа рисуют дождь, 3,4 группы рисуют закат.

 Смотрим  результат работы и приходим к выводам, что одинаковых работ нет.

- Почему?

- Кого ещё называют художником?

- Художник создаёт картины, а писатель?

- Что же такое художественный текст?

- С помощью чего автор создаёт художественный  текст?

  1. Этап «Деконструкция»

     Словарная работа.

 Соотносим понятия с определениями (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора). Проверяем работу групп.  Без определения остаётся метафора—это и есть тема нашего занятия. (Приложение 1)

   Просмотр отрывка из мультфильма «Винни –Пух». Задание: что и с чем сравнивается в эпизоде из мультфильма?

Выслушиваем ответы детей. Внимательные заметят два сравнения (синий шарик сравнивается с тучкой,  а зелёный – с листиком).

  1. Этап «Реконструкция».

    Работа  в группах. На основе просмотренного эпизода выполнить следующие задания:

1и 2  группы–составить сравнения ( тучка- медвежонок),

3и 4 группы  – составить загадку (про медвежонка ).

  1.  Этап «Социализация».

Выслушиваем каждую группу, анализируем.

      Делаем выводы.

             С равнение схематично выглядит так :

Объект №1-----сравнит союз-----объект №2

      Загадка (метафора) выглядит на схеме таким образом :

Объект №2

        Формулируем определение главного понятия урока совместными усилиями:

 «Метафора – скрытое сравнение».

  1. Этап « Афиширование.Рождение метафоры»

Знакомство с алгоритмом составления метафоры.

Составление метафоры по алгоритму.

1и 2 гр.----костёр – объект №2(закат – объект №1)

 

3и 4гр.----слёзы – объект №2 ( дождь – объект № 1)

(Приложение 2)

Метафору учащиеся записывают на рисунке, сделанном в начале урока.

             Затем демонстрируют свою работу и зачитывают метафору.

           На этом этапе важно выслушать как можно больше обучающихся.

Желательно, чтобы  сами обучающиеся определили правильность выполненной  их одноклассником работы.

 

6. Этап «Закрепление»

  Работа с художественным текстом. ( Приложение 3)

Учащиеся получают одинаковые тексты для анализа:

отрывок из повести-сказки «Винни-Пух и все-все-все».

 Задание :найти метафоры в тексте.

 7.  Этап «Рефлексия».

Дописать предложения.

1.На занятии я работал                            активно или пассивно
2.Своей работой на занятии я                 доволен или нет    
3.За занятие я                                            устал или нет
4.Мое настроение                                     стало лучше или  хуже
5.Материал занятия мне был                   интересен или  скучен


 

Приложение 1.

Толковый словарик

Художник-  человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства. Гениальный художник. Художник слова (о писателе).

                    - то же, что живописец. Художник-пейзажист.

Художественный – изображающий действительность в образах.

Художественное произведение. Художественная литература. Художественный фильм.

Эпитет –

Олицетворение –

Сравнение –

 Метафора -  

- художественное (красивое) определение предмета (обычно –прилагательное).

- сопоставление одного предмета(явления) с другим (обычно с союзами КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.).

- перенос свойств живого на неживое.

Определения разрезаются на карточки.

Приложение 2.

объект №1                                                                           объект №2

закат                                                                                       костёр

объект №1                                                                          объект №2

дождь                                                                                    слёзы

      1)сравнение  (медвежонок - тучка)

      2) загадка про Винни- Пуха

Приложение 3.

                                      Алан Александр Милн

                               « Вини-Пух и все-все-все»(отрывок).

Спустя полчаса, когда Пух и Пятачок отправились в путь, часы, к их утешению, всё ещё показывали без пяти одиннадцать. Ветер утих, и снежок, которому надоело вертеться, пытаясь поймать самого себя за хвост, тихонько спускался вниз, и каждая снежинка сама отыскивала себе место для отдыха. Порой этим местом оказывался нос Винни-Пуха, а порой нет, и спустя немного времени у Пятачка вокруг шеи появился белый шарф, и за ушами у него было так снежно, как ещё никогда в жизни.

                               

                               Стихотворение ученицы (отрывок)

Слезинки бегут по стеклу –

Осенней природы каприз.

Я капли руками ловлю,

Но капли сквозь пальцы- вниз.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теории литературы в 5 классе на тему «Рождение метафоры» Учитель русского языка и литературы МБОУ «Плесецкая школа» Варзина А.Ю.

Слайд 2

Толковый словарик Художник - то же, что живописец ( художник –пейзажист), человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства ( гениальный художник, художник слова).

Слайд 3

Художественный- изображающий действительность в образах( художественное произведение, художественная литература, художественный фильм).

Слайд 4

Эпитет- Олицетворение- Метафора- Сравнение- Перенос свойств живого на неживое. Сопоставление одного предмета с другим. Художественное определение предмета.

Слайд 5

Эпитет – художественное определение предмета. Олицетворение – перенос свойств живого на неживое. Сравнение- сопоставление одного предмета с другим. Метафора - ???

Слайд 6

Тема урока « Метафора ».

Слайд 8

Как рождается метафора? 1) Берётся объект № 1 ( радуга ). 2)У этого объекта выделяется свойство ( радуга разноцветная ). 3)Выбирается объект № 2 с такими же свойствами ( цветочная поляна ). 4)Определяется место расположения объекта №1 ( небо после дождя ). 5) Для метафоры необходимо взять объект №2 и указать место расположения объекта №1 ( цветочная поляна – небо после дождя ). 6) Составляется предложение с этими словами.( Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя .)

Слайд 9

Источники : http://go.mail.ru/search_video?gp=789110&q=%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8%20%D0%BF%D1%83%D1%85%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C&fr=ws_p&d=2920274593&sig=f4637b0bbd&s=Youtube –мультфильм «Винни-Пух»

Слайд 10

Ожегов С.И. Словарь русского языка :70000 слов /Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.:Рус.яз.,1990. Энциклопедический словарь юного литературоведа.- М., 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Урок по русскому языку в 11 классе на тему: "Исследование степени многозначности слова.Функции метафоры"

Урок представляет собой презентацию по теме, касающейся степени многозначности слова. Функции метафоры на примере текста В. Пикули рассмотрены очень глубоко и полно. Поможет при подготовке выпускников...

Урок по теме Метафора как средство выразительности речи

Урок по теме Метафора как изобразительное средство...

Конспект урока русского языка в 10 классе «Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное»

Русский язык. 10 классРазвитие речи. Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Методическая разработка конспекта урока "Развёрнутая метафора"

Конспект урока "Развёрнутая метафора" по стихотворению А.С.Пушкина "Телега жизни"...