Урок по теме Метафора как средство выразительности речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок по теме Метафора как изобразительное средство

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок литературы в 5 классе по теме « Метафора как средство выразительности речи»

Учитель Матвеева Татьяна Михайловна, учитель МБОУ «Сельменьгская общеобразовательная школа».

Цели 1)познакомить с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в

              устной и письменной речи,

           2) развивать речь, внимание, творческие способности,

            3)воспитывать любовь к родному языку, стремление сохранить красоту и богатство родного      

              языка.

Оборудование – проектор, компьютер, экран.

Этап

                                   Ход урока

Примечание

1

2

3

4.

5.

6.

7.

Организационный момент

Постановка целей урока.

Подготовка к восприятию новой темы.

Ребята, на дворе у нас зима, но и осень не менее красивое время года. Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года, а у великого русского поэта А.с. Пушкина осень была любимым временем года.

Давайте послушаем стихотворение и попытаемся представить картину, нарисованную автором.

В темный лес, дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен

                 Сколько алых ягод

                 У лесной рябинки

                 Выросли волнушки

                 Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зеленой кочке

Вырос гриб-грибочек

В аленьком платочке.

                   Разыгрался ветер

                   На лесной полянке,

                   Закружил осинку

                   В красном сарафане.

И листок березы

Золотистой пчелкой

Вьется и летает

Над колючей елкой.

Беседа по стихотворению.

-Какую картину вы представили?

-А какие строки из стихотворения вам помогли представить эту картину? Подчеркните эти выражения.

(гриб-грибочек в аленьком платочке, осинка в красном сарафане, листок, как золотая пчелка, ветер закружил.)

А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова?

-Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок, очертаний. Всему мы придумываем имена. Названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир.

Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения?

(будто, словно, как, наподобие, похоже).

Эти слова мы называем сравнительными.

Давайте подберем сравнения к словам

Листья березы  -

Апельсин –

Ива –

Кленовые листья-

Работа над новым понятием.

Сейчас мы посмотрим слайды, на которых изображены красоты нашего родного северного края. Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели.

Обсуждение после просмотра.

-Подберите сравнения к тому, что вы видите.

(Река как зеркало, свет как паутина, листва как сарафан и т. д.)

-А можно сравнивать без союзов?

(зеркало реки, паутина света и т.д.)

Давайте прочитаем еще одно стихотворение и выясним, что и с чем сравнивает поэт Орлов в своем стихотворении.

    В жару растенья никнут,

    Бегут от солнца в тень.

    Одна лишь чушка-тыква

    На солнце целый день

    Лежит рядочком с брюквой.

    И кажется: вот-вот от счастья громко хрюкнет

    И хвостиком махнет.

                                          (С. Орлов).

Все ли слова вам понятны в стихотворении?

Почему поэт сравнивает тыкву с чушкой?(по форме: обе большие, круглые, обе любят погреться на солнышке, у обеих  хвостики-завитки).

Ребята, обратите внимание, что автор в своем сравнении не употребил сравнительных слов. Почему он скрывает сравнительные слова? (Чтобы образ получился более достоверным).

А в прямом или переносном значении употребляются эти сравнения?(В переносном).

 

Итак, выражение «тыква-чушка» является метафорой. Давайте самостоятельно дадим определение этому термину.

Метафора- выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов.

Метафора – скрытое сравнение.

  1. Скажите, любите ли вы загадки? Я думаю, что любите. Сейчас я попрошу вас отгадать мою загадку.

 Белая корзинка.

Золотое донце.

Там лежит росинка

И сияет солнце.

                       (Ромашка)

-Какие слова вам помогли отгадать загадку?

-Что в загадке названо «белой корзинкой»? Почему лепестки названы корзинкой?

-Почему серединка названа солнцем?

- А давайте придумаем про ромашку свою загадку. На что еще похожа ромашка?

(Вариант «Белые перышки облепили солнышко»).

  1. Работа в группах.

 Каждой группе дан листок, на котором записано слово. Попробуйте об этом предмете придумать загадку. Назовите метафору в вашей загадке.

1 -ель,

2 –телевизор,

3 –фейерверк,

4 –печь.

Защищает работу один человек от группы.

  1. Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Ива»

Возле речки у обрыва

 Плачет ива, плачет ива.

- О чем говорится в отрывке?Ива – это живой или неживой предмет? А как говорится о иве?(как о живом).

  Такой прием называется олицетворением. Попробуйте сами дать определение.

Олицетворение – разновидность метафоры, когда неживой предмет уподобляется живому.

Закрепление полученных знаний.

  1. Давайте вернемся к стихотворению, с которого мы начали наш урок, и попробуем определить метафоры и олицетворения.

5.Сегодня на уроке мы с вами познакомились с двумя новыми понятиями – метафорой и олицетворением. А вопрос у меня следующий: какую роль эти понятия играют в нашей речи? (делают речь красивее, образнее, «рисуют», помогают представить образы.)

Любите ли рассматривать картины? Сегодня на уроке вы сами превратитесь в художников, но не в обычных, а художников слова. Вы нарисуете картину словами. Настоящие художники подмечают то, чему простые люди не придают значения, умеют слышать природу, чувствовать ее.

Рассмотрите картину.

Работа художника начинается с настроения. Подумайте, какое настроение вызывает у вас предложенная картина, какие мысли, чувства у вас возникают? Ваши мысли, чувства, впечатления  вы оформите в таблицу. Используйте метафор, олицетворении, сравнения для выражения ваших впечатлений.

Я вижу

Я слышу

Я чувствую

-Проверка результатов.

Понравившиеся выражения вы можете записать в свои таблицы, дополнив их.

Итог урока.

- Какую роль в нашей речи играют метафоры и олицетворения?

-Довольны вы своей работой на уроке?

- Какая работа вам понравилась больше всего на уроке?

Домашнее задание.

Дома вы напишите сочинение - миниатюру на тему «Мгновения зимы». Работу оформите на листах формата А4, составим из ваших работ сборник «Мгновения зимы».

(дети сидят в 4 группах)

Слайд 1.

У каждого на столе.

Слайд 2

Фронтальная работа.

Слайд 3

Показ слайдов  с изображение картин природы.

Слайд 4-6

Слайд 7.

Словарная работа-

чушка, брюква.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13

У каждого на столе таблица.

Слайд 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Средства художественной выразительности".

Данный урок позволит повторить с учащимися средства художественной выразительности и обобщить их знания поданной теме....

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Методическая разработка по теме: "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников."

В работе представлена последовательность работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников: игры, упражнения и речевой материал....

Открытый урок на тему "Междометие - особая часть речи" (с использованием технологии сотрудничества). Технологическая карта(паспорт) урока

Применение технологии сотрудничества на уроке русского языка в 7 классе по теме "Междометие - особая часть речи" для развития способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми ка...

Презентация к уроку на тему "Средства художественной выразительности"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Тема "Средства художественной выразительности" (Учебник А.И. Власенкова)...

Тест по теме "Художественные средства выразительности речи" (10, 11 классы)

Тест по теме "Художественные средства выразительности речи" (10, 11 классы)...