Урок по теме Метафора как средство выразительности речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок по теме Метафора как изобразительное средство

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок литературы в 5 классе по теме « Метафора как средство выразительности речи»

Учитель Матвеева Татьяна Михайловна, учитель МБОУ «Сельменьгская общеобразовательная школа».

Цели 1)познакомить с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в

              устной и письменной речи,

           2) развивать речь, внимание, творческие способности,

            3)воспитывать любовь к родному языку, стремление сохранить красоту и богатство родного      

              языка.

Оборудование – проектор, компьютер, экран.

Этап

                                   Ход урока

Примечание

1

2

3

4.

5.

6.

7.

Организационный момент

Постановка целей урока.

Подготовка к восприятию новой темы.

Ребята, на дворе у нас зима, но и осень не менее красивое время года. Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года, а у великого русского поэта А.с. Пушкина осень была любимым временем года.

Давайте послушаем стихотворение и попытаемся представить картину, нарисованную автором.

В темный лес, дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен

                 Сколько алых ягод

                 У лесной рябинки

                 Выросли волнушки

                 Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зеленой кочке

Вырос гриб-грибочек

В аленьком платочке.

                   Разыгрался ветер

                   На лесной полянке,

                   Закружил осинку

                   В красном сарафане.

И листок березы

Золотистой пчелкой

Вьется и летает

Над колючей елкой.

Беседа по стихотворению.

-Какую картину вы представили?

-А какие строки из стихотворения вам помогли представить эту картину? Подчеркните эти выражения.

(гриб-грибочек в аленьком платочке, осинка в красном сарафане, листок, как золотая пчелка, ветер закружил.)

А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова?

-Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок, очертаний. Всему мы придумываем имена. Названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир.

Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения?

(будто, словно, как, наподобие, похоже).

Эти слова мы называем сравнительными.

Давайте подберем сравнения к словам

Листья березы  -

Апельсин –

Ива –

Кленовые листья-

Работа над новым понятием.

Сейчас мы посмотрим слайды, на которых изображены красоты нашего родного северного края. Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели.

Обсуждение после просмотра.

-Подберите сравнения к тому, что вы видите.

(Река как зеркало, свет как паутина, листва как сарафан и т. д.)

-А можно сравнивать без союзов?

(зеркало реки, паутина света и т.д.)

Давайте прочитаем еще одно стихотворение и выясним, что и с чем сравнивает поэт Орлов в своем стихотворении.

    В жару растенья никнут,

    Бегут от солнца в тень.

    Одна лишь чушка-тыква

    На солнце целый день

    Лежит рядочком с брюквой.

    И кажется: вот-вот от счастья громко хрюкнет

    И хвостиком махнет.

                                          (С. Орлов).

Все ли слова вам понятны в стихотворении?

Почему поэт сравнивает тыкву с чушкой?(по форме: обе большие, круглые, обе любят погреться на солнышке, у обеих  хвостики-завитки).

Ребята, обратите внимание, что автор в своем сравнении не употребил сравнительных слов. Почему он скрывает сравнительные слова? (Чтобы образ получился более достоверным).

А в прямом или переносном значении употребляются эти сравнения?(В переносном).

 

Итак, выражение «тыква-чушка» является метафорой. Давайте самостоятельно дадим определение этому термину.

Метафора- выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов.

Метафора – скрытое сравнение.

  1. Скажите, любите ли вы загадки? Я думаю, что любите. Сейчас я попрошу вас отгадать мою загадку.

 Белая корзинка.

Золотое донце.

Там лежит росинка

И сияет солнце.

                       (Ромашка)

-Какие слова вам помогли отгадать загадку?

-Что в загадке названо «белой корзинкой»? Почему лепестки названы корзинкой?

-Почему серединка названа солнцем?

- А давайте придумаем про ромашку свою загадку. На что еще похожа ромашка?

(Вариант «Белые перышки облепили солнышко»).

  1. Работа в группах.

 Каждой группе дан листок, на котором записано слово. Попробуйте об этом предмете придумать загадку. Назовите метафору в вашей загадке.

1 -ель,

2 –телевизор,

3 –фейерверк,

4 –печь.

Защищает работу один человек от группы.

  1. Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Ива»

Возле речки у обрыва

 Плачет ива, плачет ива.

- О чем говорится в отрывке?Ива – это живой или неживой предмет? А как говорится о иве?(как о живом).

  Такой прием называется олицетворением. Попробуйте сами дать определение.

Олицетворение – разновидность метафоры, когда неживой предмет уподобляется живому.

Закрепление полученных знаний.

  1. Давайте вернемся к стихотворению, с которого мы начали наш урок, и попробуем определить метафоры и олицетворения.

5.Сегодня на уроке мы с вами познакомились с двумя новыми понятиями – метафорой и олицетворением. А вопрос у меня следующий: какую роль эти понятия играют в нашей речи? (делают речь красивее, образнее, «рисуют», помогают представить образы.)

Любите ли рассматривать картины? Сегодня на уроке вы сами превратитесь в художников, но не в обычных, а художников слова. Вы нарисуете картину словами. Настоящие художники подмечают то, чему простые люди не придают значения, умеют слышать природу, чувствовать ее.

Рассмотрите картину.

Работа художника начинается с настроения. Подумайте, какое настроение вызывает у вас предложенная картина, какие мысли, чувства у вас возникают? Ваши мысли, чувства, впечатления  вы оформите в таблицу. Используйте метафор, олицетворении, сравнения для выражения ваших впечатлений.

Я вижу

Я слышу

Я чувствую

-Проверка результатов.

Понравившиеся выражения вы можете записать в свои таблицы, дополнив их.

Итог урока.

- Какую роль в нашей речи играют метафоры и олицетворения?

-Довольны вы своей работой на уроке?

- Какая работа вам понравилась больше всего на уроке?

Домашнее задание.

Дома вы напишите сочинение - миниатюру на тему «Мгновения зимы». Работу оформите на листах формата А4, составим из ваших работ сборник «Мгновения зимы».

(дети сидят в 4 группах)

Слайд 1.

У каждого на столе.

Слайд 2

Фронтальная работа.

Слайд 3

Показ слайдов  с изображение картин природы.

Слайд 4-6

Слайд 7.

Словарная работа-

чушка, брюква.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13

У каждого на столе таблица.

Слайд 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Средства художественной выразительности".

Данный урок позволит повторить с учащимися средства художественной выразительности и обобщить их знания поданной теме....

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Методическая разработка по теме: "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников."

В работе представлена последовательность работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников: игры, упражнения и речевой материал....

Презентация к уроку на тему "Средства художественной выразительности"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Тема "Средства художественной выразительности" (Учебник А.И. Власенкова)...

Тест по теме "Художественные средства выразительности речи" (10, 11 классы)

Тест по теме "Художественные средства выразительности речи" (10, 11 классы)...

Методическое пособие по теме: "Лексика. Средства выразительности речи"

Данное пособие поможет студентам:·      Осмыслить и усвоить основные типы лексических значений слова. ·      Различать такие поняти...