Методическое пособие по теме: "Лексика. Средства выразительности речи"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Косова Оксана Юрьевна

Данное пособие поможет студентам:

·      Осмыслить и усвоить основные типы лексических значений слова. 

·      Различать такие понятия, как омонимы, антонимы и синонимы.

·      Научиться строить синонимические ряды и определять в них доминанту.

·      Получить представление о пассивном словарном запасе, о роли архаизмов и историзмов в художественной литературе.

Позволит лучше разбираться в заимствованных словах, их видах, происхождении, узнать значение некоторых из них, научиться заменять их русскими аналогами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ ТО «ТКИ им. А.С.Даргомыжского»

Методическое пособие

по теме: "Лексика. Средства выразительности речи"

Предмет: "Русский язык и культура речи"

Разработал преподаватель                                         Косова О.Ю.

Тула 2025

ВВЕДЕНИЕ

        В данном методическом пособии освещены вопросы изучения темы «Средства выразительности речи» из раздела русского языка «Лексика». Именно в этой области сосредоточено основное богатство языка – его словарный состав. Если язык в целом является первоэлементом литературы, то  первоэлементом языка является слово.

        Данное пособие поможет студентам:

  • Осмыслить и усвоить основные типы лексических значений слова. Это необходимо для того, чтобы уметь различать слова однозначные и многозначные, а также правильно, к месту употреблять их в речи.
  • Различать такие понятия, как омонимы, антонимы и синонимы.
  • Научиться строить синонимические ряды и определять в них доминанту.
  • Получить представление о пассивном словарном запасе, о роли архаизмов и историзмов в художественной литературе.
  • Позволит лучше разбираться в заимствованных словах, их видах, происхождении, узнать значение некоторых из них, научиться заменять их русскими аналогами. Все это поможет не только расширить свой словарный запас, но и избавиться от излишней «иностранизации» речи.

Во второй части данного пособия представлены практические задания по каждому пункту данной темы, что позволит закрепить теоретический материал.  

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

I. Теоретическая часть.

1. Понятие лексики. Лексическое значение слова.

2. Омонимы, омографы, омофоны.

3. Антонимы.

4. Синонимы и синонимические приемы.

5. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

6. Особенности заимствованных слов.

        II. Практическая часть.

1

        Лексика служит для обозначения словарного состава языка.

        В задачи лексики входит изучение значения слов, их стилистические характеристики и описание источников их формирования. Объектом изучения является слово. Слово же и есть основное средство выразительности.

        У каждого слова есть лексическое значение.

        Лексическое значение — это закрепленная в сознании говорящих соотнесённость звукового комплекса языковых единиц с тем или иным жизненным явлением.

Типы лексического значения слова

1. По способу обозначения объекта:

1.1. Прямое - значение, которое непосредственно соотносится с явлением объективной действительности.

1.2. Переносное - возникает в результате переноса названия с одного явления на другое в силу их сходства или общности признаков. Это значение возникает в словах, которые не соотносятся непосредственно с понятием, а сближаются с ним по различным ассоциациям.

        Н-р:  мышь - животное (прямое);

                 мышь - компьютерная (переносное).

2. По степени мотивированности:

2.1. Немотивированное - значение слова не определяется значением морфем, входящих в его состав.

2.2. Мотивированное - лексическое значение слова зависит от значения входящих в слово морфем.

        

        Н-р: мышь – мышеловка

3. По степени соединения с другими словами:

3.1. Свободное. Слова с таким значением легко сочетаются с большим количеством других слов.

        Н-р: стол - кухонный, письменный, журнальный, компьютерный, полированный и т.п.

3.2. Несвободное. Характеризуется ограничением возможной лексической сочетаемости.

        Н-р: закадычный друг; попасть впросак.

4. По способу номинации:

4.1. Номинативное - является основным наименованием        данного объекта; не содержит оценки, отношения, стилистической окраски.

4.2. Экспрессивно-синонимическое - в структуру входит оценка, стилистическая окраска.

        

        Н-р: человек              высокий (ном.);

                                       длинный, долговязый (экс.-син.).

        Существуют слова, у которых только одно лексическое значение. К ним относятся:

1. Имена собственные.

2. Недавно возникшие и не получившие распространения (пиццерия).

3. Слова с узко-предметным значением (бинокль).

4. Термины.

2

        Омонимы - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

         Омонимы делятся на:

1. Полные - являются одной и той же частью речи и совпадают во всех грамматических формах.

        Н-р: пилить.

2. Неполные - в некоторых грамматических формах не совпадают.

        Н-р: закапываю (кроме закапаю и закопаю).

        Омографы - слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию и лексическому значению.

           Н-р: гвоздики - гвоздики, хлопок - хлопок.

        Омофоны - слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.

        Н-р: молод - молот, гриб - грипп.

3

Антонимы – слова, различные по звучанию и написанию и противоположные по лексическому значению.

Антонимы могут быть:

а) разнокорневые, т.е. имеющие разные корни:

        Н-р: красивый – уродливый, непривлекательный.

б) однокорневые. Они образуются с помощью приставок: не-, без (с)-, анти-, контр-.

        Н-р: красивый – некрасивый;

                наступление – контрнаступление.        

В художественных произведениях и публицистике встречаются слова, которые только в определенном контексте приобретают противоположное значение. Такие антонимы называются контекстуальными.

Н-р: Не считай недруга овцою, считай волком.

В художественных произведениях на антонимах построена антитеза.

4

Синонимы - слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

Группа синонимов одного и того же слова называется синонимическим рядом. В этом ряду обычно выделяют одно слово, нейтральное по своей стилистической окраске, которое называется доминантой.

Н-р: лошадь – кляча – коняга – савраска.

               доминанта

Членами синонимического ряда могут быть не только слова, но и фразеологические обороты.

        Н-р: пустить утку – распустить слухи.

Есть синонимы, которые относятся к одному и тому же стилю и обозначают тождественные понятия. Их называют абсолютными. Чаще всего ими бывают термины и однокорневые слова.

        Н-р: орфография – правописание;

                сторожить – стеречь.

Группы синонимов:

1. Синонимы, отличающиеся оттенками значений, называются семантическими.

Н-р: мокрый – сырой – влажный.

2. Синонимы, имеющие отличия в экспрессивно-стилистической окраске, называются стилевыми.

Н-р: супруга – жена – баба.

3. Синонимы, которые отличаются и оттенками значений, и стилем, называются семантико-стилистические.

Н-р: блуждать – кружить.

4. Синонимы, которые приближены друг к другу по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными.

Н-р: колотить             наушничать

            │                             │

        долбить               кляузничать

            │                             │  

        стучать                  доносить

Синонимические приемы:

1. Если необходимо подчеркнуть, выделить смысловые или стилистические различия, которые заключают в себе слова одного синонимического ряда, то используется прием противопоставления синонимов.

Н-р: «Актеры не ходят, а шествуют, не сидят, а восседают,… не стоят, а позируют...» (К.Станиславский).

2. Прием параллельного употребления. Используется, когда каждый из синонимов, отличаясь оттенками значений, подчеркивает какую-то одну особенность предмета, явления, а все вместе они способствуют более яркому описанию явлений действительности.

Н-р:   Розовеют сугробы

        Под лучами зари,

Полыхают рябины,

И горят снегири.  (Я.Хелемский).

        3. «Нанизывание» синонимов. Данный прием заключается в перечислении всех или нескольких слов одного синонимического ряда.

        Н-р: «И жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла» (А.П.Чехов).

5

В каждый период существования языка в нем неизменно присутствуют две большие группы:

1. Активный словарный запас, т.е. слова, которые постоянно используются людьми различных профессий.

2. Пассивный словарный запас. В него входят архаизмы, историзмы и неологизмы.

Архаизмы - слова, вышедшие из активного употребления.

Из языка они исчезают не сразу. Какое-то время они еще понятны людям, но ежедневная практика больше не испытывает в них потребности.

Процесс архаизации происходит постепенно, поэтому среди устаревших слов есть очень древние (чадо, ворог). А некоторые слова исчезают за очень короткий срок, что может быть связано, например, с изменением общественного строя в государстве («шкраб» - школьный работник – учитель).

Функции архаизмов в речи:

  • Придают речи торжественность.
  • Используются в произведениях об историческом прошлом для воссоздания колорита эпохи.
  • Они могут быть средством речевой характеристики героев.
  • Выступают как средства юмора, сатиры.

Среди устаревших слов особое место занимают историзмы. Это названия исчезающих понятий, связанных с предметами обихода, бытом и культурой какого-либо народа (кольчуга, кокошник, лапти). Отличительной чертой историзмов является то, что к ним нельзя подобрать синонимов.

Неологизмы – новые слова, не ставшие привычными и широкоупотребительными.

В зависимости от условий создания они делятся на:

А) общеязыковые (появляются с новым понятием, предметом, действием или явлением общественной жизни). Так, с развитием космонавтики появились слова: космодром, космофизик, космопорт, космоцентр и т.п. Сейчас данные слова уже не воспринимаются как неологизмы, но в 60-е – 70-е гг. они таковыми и являлись.

Б) индивидуально-авторские (созданные поэтами и писателями). Мастером создания авторских неологизмов был В.В.Маяковский.

Н-р: штыкастый ёж, молодолес.

6

        В XVII – XVIII вв. реформы Петра I принесли в русский язык большое количество иностранных слов: из немецкого, голландского, английского, итальянского, французского языков.  В наше время процесс вхождения иностранных слов также не прекращается. Русский народ давным-давно вступил в торговые, культурные и общественно-политические связи с другими государствами, что и приводит к языковым заимствованиям. В настоящее время их насчитывается около 35%.

        Заимствованные слова появляются в нашем языке как названия новых явлений в сферах:

  • Экономики (брокер, менеджер).
  • Политики (спикер, импичмент).
  • Социальной, культурной и бытовой (оригами, кимоно).
  • Техники и электроники (ксерокс, принтер).

Иностранное слово часто заменяет описательный оборот (ноутбук - переносной компьютер). А иногда и уточняет, детализирует понятие (спонсор – не меценат, не патрон, а «физическое или юридическое лицо, финансирующее какое-нибудь мероприятие и рекламирующее свою продукцию»).

        Все заимствованные слова входят в международный фонд слов, в котором можно выделить:

  1. Интернационализмы – научная, техническая общественно-политическая терминология. Происхождение этих слов греческое (демократия, полифония) или латинское (редактор, акватория).
  2. Экзотизмы – наименования вещей и понятий, свойственных природе, культуре и жизни других стран и народов (айва, юань, бамбук).
  3. Варваризмы – слова с буквальным переводом (Internet, show).

И в заключение хочется сказать, что, с одной стороны, заимствование без меры засоряет речь, делает ее не для всех понятной; с другой стороны, разумное заимствование обогащает речь, придает ей большую точность. Необходимо определить, какие иностранные слова имеют соответствия в русском языке, и их исключить и употреблять только русские.        

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1

1. Найдите варианты употребления слова «рука» в переносном значении:

  1. набить руку
  2. золотые руки
  3. давать волю рукам
  4. дать руку на отсечение
  5. носить на руках
  6. взять себя в руки
  7. наложить на себя руки
  8. сбыть с рук
  9. умыть руки
  10. мыть руки

2. Найдите варианты прилагательных, употребленных в прямом значении:

  1. каменное сердце
  2. деревянное лицо
  3. золотая осень
  4. тополиный пух
  5. стальные нервы
  6. медная пластина
  7. свинцовые слезы
  8. пустые сплетни
  9. порывистый ветер
  10. яркий луч

  1. Отметьте в таблице, какие типы лексических значений свойственны каждому из нижеприведенных слов:

Прямое

Переносное

Мотивированное

Немотивированное

Свободное

Несвободное

Номинативное

Экспрессивно-синонимическое

Пылесос

Крыльцо

Черновик

Бить баклуши

Кофеварка

2

  1. Определите вид омонимов:

А) омофоны                б) омографы

        1. белок - белок

  1. сток – стог
  2. лечу (больного) – лечу (на высоте)
  3. изморозь – изморось
  4. острова – острого
  5. спица – спится
  6. ворон – вор он
  7. ели (стоят) – ели (с трудом)
  8. печь (пироги) – печь (растопить)
  9. простой (парень) – простой (в работе)

2. Определите в данных предложениях омофоны:

  1. Я в лес, и он влез; я за вяз, а он завяз.
  2. Несет меня лиса в дремучие леса.
  3. Не хочет косой косить косой.
  4. Дремлет старая сосна и скрипит со сна.
  5. Каков ни есть, а хочет есть.
  6. Наш Абросим есть не просит, а есть – не бросит.
  7. Снежное покрывало покрывало все поле.

  1. В каких формах будут одинаковыми по звучанию и написанию следующие слова?

Суд и судно, день и дно, лететь и лечить.

3

        1. Подберите к каждому словосочетанию антоним:

1. пустая                1) бутылка        _______________

                        2) брошюра_______________

2. открытый        1) характер________________

                        2) глаза___________________

                        3) вражда_________________

3. местный                1) наркоз_________________

                        2) продукты______________

4. мелкая                1) рыба__________________

                        2) река__________________

                        3) интересы______________

5. верный                1) решение_______________

                        2) друг__________________

                        3) нота___________________

        2. К словам левого столбца подберите разнокорневые антонимы, к словам правого – однокорневые:

Счастье -

Правда –

Мягкий –

Молодость –

Тепло –

Здоровый –

Красивый -

Счастье -

Правда –

Мягкий –

Молодость –

Тепло –

Здоровый –

Красивый -

        3. Заполните пробелы, вставляя подходящие по смыслу антонимы:

  1. Хлеб свежий, а мандарин____________________
  2. Газета свежая, а журнал_____________________
  3. Весной трава свежая, а осенью_______________
  4. Течение реки плавное, а водоворот____________
  5. Яблоко сладкое, а лимон_____________________
  6. Дождь мелкий, а град_______________________
  7. Намерения благие, а результат________________

4. Найдите в пословицах общеязыковые и контекстуальные антонимы:

  1. Не дорого начало, а похвален конец.
  2. Много шума, да мало толку.
  3. Высоко поднял, да низко опустил.
  4. Сморчком глядит, а богатырем кашу уплетает.
  5. Всякая ссора красна миром.
  6. Труд всегда дает, а лень только берёт.
  7. Час побережешься – век проживешь.

4

  1. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

А. 1. алчный        2. жадный        3. завистливый        4. ненасытный

Б. 1. беспросветный        2. безысходный        3. безрадостный        4. безнадежный

В. 1. жеманный        2. наигранный        3. неестественный        4. кокетливый

Г. 1. ординарный                2. обычный                3. бездарный        4. заурядный

Д. 1. основоположник        2. зачинщик        3. зачинатель        4. основатель

Е. 1. превозмочь        2. преодолеть        3. переупрямить        4. пересилить

  1. Приведенные ниже слова сгруппируйте в четыре синонимических ряда:

Артачиться, безжалостно, бессердечно, бесхитростно, естественный, жестоко, настаивать, незамысловатый, немудреный, первенство, превосходство, приоритет, свирепо, упорствовать, упрямиться, бесчеловечно, безыскусственный.

  1. Определите доминанту в каждом синонимическом ряду:

  1. несчастье, катастрофа, горе, беда, бедствие.
  2. гадкий, противный, отвратительный, неприятный, омерзительный.
  3. пугаться, робеть, опасаться, бояться, ужасаться, трепетать.
  4. мгновенно, вмиг, моментально, быстро, молниеносно.

4. Замените иностранные слова русскими синонимами:

1. мотивировать                __________________

2. актуальный                __________________

  1. ситуация                __________________
  2. форс-мажор                __________________
  3. имитация                __________________
  4. дифференцировать        _____        _____________
  5. секьюрити                __________________
  6. тинэйджер                __________________
  7. эмбарго                          __________________
  8. рейтинг                        __________________

5. Найдите нейтральные синонимы.

1. растратить                        1) расточить

                                        2) растранжирить

                                        3) разбазарить

                                        4) промотать

                                        5) просаживать

                                        6) сорить

2. сообразительный                1) догадливый

                                        2) смышлёный

                                        3) смекалистый

                                        4) сметливый

3. проворно                        1) ловко

                                        2) шустро

                                        3) прытко

4. смело                                1) храбро

                                        2) геройски

                                        3) отважно

5. пренебрегать                        1) игнорировать

                                        2) не замечать

                                        3) не придавать значения

                                        4) чихать на что то

                                        5) манкировать

                                        6) пропускать мимо ушей

6. недовольный                        1) кислый

                                        2) не в духе

                                        3) не в настроении

                                        4) не удовлетворенный

                                        5) раздосадованный

                                        6) раздраженный

5

1. Найдите архаизмы.

  1. вотчина                5. внимать
  2. опричнина                6. вседневно
  3. спонсор                7. гусар

  1. зодчий                        8. вече

 

2. Найдите историзмы.

  1. барщина                5. лекарь
  2. боярин                        6. чеботарь
  3. оброк                        7. брадобрей
  4. кольчуга                8. цирюльник

3. Найдите историзмы и архаизмы в следующем отрывке.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце его стоит старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки,

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает…

4. Найдите правильный вариант.

        

1. издревле                1) с древних времен

                        2) с самого начала

                        3) с незапамятных времен

2. вспять                1) назад

                        2) вперёд

                        3) рядом

3. исстари                1) издавна

                        2) с давних пор

                        3) с древних времен

         

6

  1. Определите значение следующих иностранных слов:

1. бенефис                1) спектакль в честь одного из артистов

2) спектакль, сбор с которого шел в пользу одного из артистов

                        3) бесплатный спектакль

2. брифинг                1) пресс-конференция        

                        2) инструктаж 

3. диаспора                1) группа единомышленников

2) пребывание части какого-нибудь народа вне страны происхождения

3) оппозиция власти

4. импичмент        1) недоверие к высшим должностным лицам

                                2) недоверие парламента к президенту

3) привлечение к суду парламента высших должностных лиц

  1. Определите, к какой тематической группе относятся следующие слова?

  1. экономика
  2. политика
  3. литература
  4. лингвистика
  5. дипломатия

  1. персона нон грата
  2. фабула
  3. элегия
  4. модальность
  5. себестоимость
  6. инфляция
  7. спряжение
  8. олигархия
  9. омоним
  10. атташе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства выразительности речи

Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку....

Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....

Практикум. Средства выразительной речи.

Практикум. Средства выразительной речи....

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.

Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...