Практикум. Средства выразительной речи.
учебно-методический материал (русский язык) по теме

Практикум. Средства выразительной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum._sredstva_vyrazitelnoy_rechi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексика. Средства выразительной речи.

Карточка 1.

Задание. Постарайтесь найти слова для описания различных явлений природы; вставьте их в ленту для слов со сводными окошечками; определите части речи этих слов, обозначьте в них орфограммы и условия их выбора.

Каким бывает утро?

Утро _ _ _ _ _ _ _

Как шел первый снег?

Снег_ _ _ _ _ _ _

Чем пахнет первый снег? Снег пахнет_ _ _ _ _ _ _

Какие бывают снежинки? Снежинки __ _ _ _ _ _ _

Что делают снежинки?

Снежинки_ _ _ _ _ _ _

Каким бывает лес? Лес _ _ _ _ _ _ _

Как можно назвать зиму?

Зима _ _ _ _ _ _ _ _

Каким бывает ветер? Ветер_ _ _ _ _ _ _

Что делает ветер в лесу? Ветер_ _ _ _ _ _ _

Слова для справки: пасмурное, н..нас(?)ное, х..лодное, серое, м..розное, н..пр..ветл..вое; медле(н,нн)о, н..т..р..пливо,

Хлоп(?)ями, тихо, внезапно, н..жида(н,нн)о, бе(з,зз)вучно; свеж..ст(?)ю, холл..д..м, сыр..с(?)ю, зимой; ажурные, грус(?)ные, с..р..бристые, ле..кие, воздушные, нежные, пушистые, круж..вные, т.мцующие, та..щие, ф..нт..стическиене..д..наковые, н..п..хожие, звездочки; падают, л..тают, круж..т(?)ся, л..жат(?)ся, грустят, т.мцуют, шепч..т(?)ся; плач..т, п..рхают, бл..стят; неподвижный, белый, окова(н,нн)ый, ок..лдова(н,нн)ый, ..кута(н,нн)ый, скв..зной, з..гад..чный, прозрачный, круж..вной, со(н,нн)ый, призрачный , таинств..(н,нн)ый, круж..вница, м..розная, снежная, в..лшебница, ч..р..дейка, кудес(?)ница, к..р..лева, з..гад..чная, х..зяйка; резвый б.мкающий, стремительный, вихрь, зам..тавший, буран; баюка..т, ду..т, шумит, п..ет, завыва..т, буян.ж, спит, р..звит(?)ся, в..с..лит(?)ся, зам..та..т.

Карточка 2.

Задание: замените в отрывке повторяющееся слово его синонимом. Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Но снегу не было. Холодная земля затвердела как камень.

Карточка 3.

Задание: подберите антонимы к прилагательным, обозначающим отрицательные качества человека.

Жадный, неряшливый, ленивый, слабовольный, грубый, трусливый, равнодушный..

Карточка 4.

Задание: замените синонимами устойчивые сочетания слов в следующих предложениях.

Не следует водить кого - то за нос, кому - то мозолить глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, кому - то вставлять палки в колеса. Нужно работать засучив рукава, делать дело без сучка и задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово, подходить к людям с открытой душой.

Карточка 5.

Задание: подберите синонимы к словам, которые одинаково пишутся, но различны по ударению. Объясните, как изменяется значение этих слов от перемены в постановке ударения.

Составьте и запишите с этими словами предложения, в которых будет ясно выражено их значение. Мне слово чудно изменить нетрудно: Поставил ударение на О, Исчезло чудно, родилось чудно.

Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни. Пересохла глина, рассердилась Нина. Не мука, а мука - поварам наука.

Косит косец, а зайчишка косит, Трусит трусишка, а ослик трусит.

Карточка 6.

Задание: подберите к прилагательным в данных словосочетаниях как можно больше синонимов и антонимов. К каким прилагательным их подобрать нельзя?

Яркая речь, деревянная кровать, лисий хвост, мужественный человек, правильный ответ, темный лес, иностранный язык, добрый совет, стенные часы, железный характер, белый снег, золотое кольцо, дальний путь, золотая осень, открытый характер, упрямый человек, тихий голос.

Карточка 7.

Задание: подберите примеры словосочетаний, в которых названия цветов черный, красный, белый, голубой, коричневый, розовый употребляются в переносном значении.

Образец. Черный юмор, черная магия.

Карточка 8.

Задание: подберите близкое по значению слово, оканчивающееся на шипящий согласный.

Доктор -

Родник -

Неправда -

Карточка 9.

Задание: подберите близкие по смыслу слова к именам прилагательным. Дремучий лес –

Отважный человек –

Прочный мир -

Карточка 10.

Задание: напишите имена прилагательные в таком порядке, чтобы степень качества постепенно уменьшалась.

Маленький, крошечный, небольшой.

Красивый, прелестный, прекрасный.

Карточка 11.

Задание: выберите подходящее по смыслу имя прилагательное. Объясните, почему вы использовали именно это слово.

  1. К вокзалу подходил (Быстрый, скорый) поезд.
  2. Ко мне приближался (беглый, бегущий) человек.
  3. Друзья рассказывали друг другу (увеселительные, веселые) истории.

Карточка 12.

Задание: дополните пословицу глаголом противоположного значения.

  1. Ласточка день начина..т, а соловей ... .
  2. Лучше пром..лчать, чем глупость ... .
  3. Чтобы сытым быть, надо нел..нит(?)ся, а надо ... .

Карточка 13.

Задание: подберите и продолжите ряды синонимов.

Существительные

Родина -

Труд -

Дорога-

Жара –

Дети –

Чаща –

Метель –

Груз-

Глаголы

Звать- Бросать- Говорить-

Смеяться -

Прилагательные

Робкий –

Алый-

Дремучий-

Смелый -

Для справки: Отечество, Отчизна; работа, дело; путь, тропинка; зной, пекло; ребята, детвора; глушь; буран, вьюга, пурга; поклажа, кладь, ноша; просить, приглашать; толковать, болтать, молвить; кидать, швырять; беседовать; хохотать, хихикать; несмелый, трусливый; красный, румяный; Частый, густой; отважный, храбрый.

Карточка 14.

Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; подберите синонимы и антонимы к выделенным словам.

ФЕЯ КНИГ.

Есть обольстительные феи

И фей р..жда..т каждый миг...

Но нет умнее и светлее

Добрее старой феи книг.

Взор многозначающий так долог,

Все в ней безгорес.ная быль.

Она свева..т с книжных полок

Крылами веющими пыль.

Д. Коковцов.

Карточка 15.

Задание: подобрать примеры грамматических синонимов. Образец. Идти по лесу - идти через лес - идти лесом.

Сделать уроки за час; книга, лежащая на парте; сделав уроки, я пошел гулять.

Для справки: когда я сделал уроки, я пошел гулять; сделать уроки в течение

часа; книга, которая лежит на парте.

Карточка 16.

Задание: отредактировать данные ниже примеры.

  1. Вчера я был в театре. В театре было очень интересно.
  1. Я получил огромное удовольствие от спектакля. Огромные декорации были как настоящие.
  2. В антракте мы ходили по фойе. По фойе мы рассматривали портреты артистов театра.

Карточка 17.

Задание: подберите синонимы к словам: Любовь, милосердие, трудолюбие.

Карточка 18.

Задание: подберите синонимы к словам

Неграмотность, недоучка, безделье, худое, старание, прилежание. Карточка 19.

Задание: подберите синонимы к словам: воспитанность, благодарность, доброжелательность, человеколюбие, духовность.

Карточка 20.

Задание: подберите антонимы к словам:

Зло, жестокость, несправедливость, злодеяние, вспыльчивость, себялюбие, предусмотрительность, доверчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства выразительности речи

Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку....

Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.

Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...

Урок по теме Метафора как средство выразительности речи

Урок по теме Метафора как изобразительное средство...