Открытый урок "Нравственный идеал писателя В.Распутина. Проблемы повести "Прощание с Матерой"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Журавлева Нина Кузьминична

На открытом уроке обсуждались вопросы, которые поставил Распутин В.Г. с гражданской прямотой и непримиримостью: кто мы на этой земле, зачем человеку помнить прошлое?

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Открытый урок по литературе в 10 классе.

Автор: В.Распутин.

Произведение: «Прощание с Матерой»

Вид: Урок – круглый стол

Тип: урок-диалог

Тема урока: « Нравственный идеал писателя В.Распутина. Проблемы повести «Прощание с Матерой».

             Эпиграф: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом»  (В.Распутин)

Цели урока: 1) ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев.

2) обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель.

3) способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информационно- проблемных вопросов.

4) способствовать воспитанию потребности в наличии собственного мнения, самоанализе.

5) формировать неравнодушное отношение к вопросам, поставленным в повести.

                                                 Ход урока:

Вступительное слово учителя. У каждого человека есть своя малая родина, тот кусочек земли, который остается на вечную память в сердце. Наши детские и юношеские впечатления покоятся на том, что все окружающее нас ( дом, родители, друзья) существует вечно, что иначе и быть не может. Солнце всегда всходит из-за леса, отец и мать будут жить всегда, смерть остается за пределами сознания. Тем более несуразной представляется исчезновение с лица земли самого места, где ты родился и которое навсегда останется твоей родиной. Но чем быстрее разбег цивилизации, тем чаще попадают люди в подобные ситуации . Повесть «Прощание с Матерой» автобиографична. Родная деревня писателя Аталанка попала в зону затопления в годы строительства Братской ГЭС. « Я не мог не написать «Матеру», как сыновья , какими бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью».

Сегодня мы с вами перелистаем страницы повести, перечитаем отдельные эпизоды и попытаемся найти ответы на вопросы, которые поставил автор с гражданской прямотой и непримиримостью. Кто мы на этой земле: хозяева или временные пришельцы? Зачем человеку нужно помнить прошлое? Можем ли мы утверждать, что природа-это храм, или все- таки «мастерская , и человек в ней работник?» Что значит жить по законам совести, правды и справедливости? Писатель затронул самые насущные вопросы своего времени, его болевые точки. Но только ли своего? Поразмышляем и над этим.

 - Произведения Валентина Распутина-это откровенный и доверительный разговор автора с читателем на самые разные темы, но всегда, во всех произведениях, писатель обязательно поднимает один и тот же главный вопрос. Какой?  ( Слайд 3)

Дарья смысл жизни видит в исполнении завета отца. ( «В горе, в зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь, нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом»).

                                 Смысл названия повести.

Матера…Как вы думаете, почему В.Распутин выбрал такое название деревни, которое должно быть затоплено? (Здесь корень и от слова «мать», мать-земля, мать-родина, и от слова «материк», земля, окруженная со всех сторон водой, вечное, прочное, родовое).

                                        Проблемный вопрос.

-Давайте попробуем вместе с автором решить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матеры? Ради кого и чего это делается? Оправданы любые средства? Обратимся к сцене разорения кладбиша.

- Как бы вы назвали то, что происходит на кладбище? Так поступать можно? Чем страшна позиция исполнителей Жука и Воронцова?

                                      Работа в группах.

Гибель Матеры- это время испытаний для человека. Характеры и души обнажаются , и сразу видно: кто есть кто. Сравним отношение к малой родине  Дарьи и ее внука Андрея. (Слайд 4).

Критик Ю. Селезнев  считает, что самый страшный из всех существующих афоризмов «после нас хоть потоп». Почему? (Слайд 6)

Кого можно назвать хозяином на своей земле, а кого временным пришельцем?

-Почему так жесток афоризм: после нас хоть потоп?

Для кого Матера- мать – земля, а для кого- территория?

1 группа анализирует эпизод отъезда Настасьи и Егора.

2 группа- прощание Дарьи с избой. (Слайд 6).

Матера приучила людей к труду. Тяжелейший крестьянский труд, когда потом полита каждая борозда, когда от пота рубахи в пору сенокоса –хоть выжимай, в радость тем, кто любит родную землю. (Слайд 7).

Матеру сожгли. Не смогла отстоять ее горстка старух. Но долго не поддавался и остался царский листвень. ( Чтение отрывка из повести). Что хотел сказать этим автор?( Старая лиственница является символом мощи природы Нет прощения тем, кто бездумно использует дары природы…Они теряют свою душу, тепло своего сердца. Те, кто считает природу мастерской и не требует любви к ней, заблуждаются. Не должен сегодня человек бездумно обращаться с природой.)

 

-Что несет новая жизнь тем, кто предал свою малую родину, оторвался от своих корней, сжег не только родной дом, но и совесть?                    

           

              Обобщение. Подведение итогов урока.

Меняется образ жизни, меняются нравы, становится все тревожнее за человека. Старая мудрость гласит: не плачьте об умершем, плачьте о потерявшем душу и совесть. Самый главный  вывод, который можно сделать, прочитав эту повесть, заключается в том, что нужно беречь свою душу, сохранять духовные ценности, хранить память о прошлом.

Человеку «озлиться нельзя». Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях. При любых испытаниях.

Обратимся еще раз к эпиграфу урока. Желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали 4 подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РЕБЁНКА И ПРОБЛЕМА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА»

  Почему один ребёнок с лёгкостью запоминает и усваивает материал школьной проrраммы, а другой - порой не может справиться с самым простым заданием, получая при этом неудовлетворител...

Открытый урок английского языка по теме "Проблемы подростков" в 9 классе.

Урок по современной и актуальной теме с презентацией. Презентация состоит из 9 слайдов. Полный ход  проведения урока....

Сценарий открытого мероприятия "Мы хотим жить!", посвященного проблемам СПИДа Акция «Красная ленточка».

Воспитание нравственных качеств – стремление к здоровому образу жизни. Развитие сотрудничества учителя и воспитанников, развитие творческих способностей детей. Создание условия для саморазвития и само...

Приём "Идеал" как способ выделения проблемы в тексте

При подготовке к написанию сочинения части С учащиеся оченьчасто не могут понять и выделить проблему в тексте. В этом случае можно применить приём "Идеал"для работы в группе. Это позволит об...

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"...

Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.

Тема урока:  Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.     Тип урока:     Усво...