Приём "Идеал" как способ выделения проблемы в тексте
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Фомина Светлана Владимировна

При подготовке к написанию сочинения части С учащиеся оченьчасто не могут понять и выделить проблему в тексте. В этом случае можно применить приём "Идеал"для работы в группе. Это позволит обсудить возможные варианты, принять верное решение

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Фомина С.В.  Приём «Идеал» как способ выделения проблемы в тексте

  • Стратегия IDEAL
  • I — Выделите в тексте проблему.
  • D — Опишите ее (выявите ее суть).
  • Е — Определите варианты подходов к решению проблемы.
  • А — Действуйте (решайте).
  • L — Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

  1. Учитель зачитывает отрывок текста, в котором описана проблема, требующая решения.

Инки.

         Инки верили в детерминизм и касты. У них не стояла проблема профессиональной ориентации: будущая карьера человека была известна с самого рождения. Сын крестьянина обязательно становился крестьянином, сын солдата – солдатом. Не давая ни малейшего шанса ошибке, касту обозначали прямо на теле младенца. Как?

2.        После того, как Вы прослушали отрывок из текста, Вам предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Для работы в данном режиме предлагается следующая таблица:

Работайте в парах. Последовательно переходите от пункта к пункту данной таблицы.

  1. После окончания данной работы преподаватель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее, аудитории необходимо выбрать два способа из всего разнообразия возможных решений проблемы в процессе дискуссии «Совместный поиск». Отмечайте при этом все плюсы и минусы этих способов.
  2. В заключительной части модельного урока Вы сможете сравнить выбранные Вами способы решения проблемы с тем, который предложил сам автор текста. Преподаватель читает текст до конца.

Ответ

Голову новорожденного с мягким еще родничком заковывали в специальные деревянные тиски, изменявшие форму черепа. Так инки добивались нужной, в соответствии с его будущими занятиями, формы головы человека: череп царя, например, должен был быть квадратным. Операция была безболезненной, похожей на ношение приспособления для исправления прикуса зубов. Мягкий череп в деревянном шлеме изменял свою форму. Таким образом, даже без одежды и покинутые свитой, сыновья царя оставались царями, их все узнавали, поскольку только они могли надеть корону, также имевшую квадратную форму. Черепам солдатских сыновей придавали треугольную форму. Для крестьянских детей была предусмотрена заостренная форма головы.

Так общество инков стало незыблемым. Никаких социальных перемен. Личные амбиции не представляли никакой угрозы действующему порядку, так как каждый формой своего черепа был раз и навсегда привязан к своему общественному положению и профессии.

Лист для решения проблем

  1. Какую главную проблему необходимо  решить?

2. Какой важной информацией снабдил Вас автор?

  1. Что еще Вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать ?

4. Каковы три главных способа решения проблемы?

  1. Какой из выбранных Вами способов наилучший? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Проектный метод, как один из способов решения проблемы школьной неуспешности.

Методическая реферативная работа по проектному методу обучения учащихся в 5-10 классе....

Разработка урока " Сжатое изложение; способы и приемы компрессии текста"

Аннотацияк разработке урокаАвтор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель  русского языка и  литературы;1 квалификационная категория; МОУ « СОШ № 7» города КогалымаТема урока « Сжатое изложе...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...

Доклад к семинару "Выделение проблемы. Определение темы и целей проекта"

Данный материал поможет научится ставить проблему, определять тему и цели проекта...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

урок русского языка в 11 классе. Тема: «Способы выявления и формулировки проблемы в тексте".

На представленном уроке формируются навыки написания той части сочинения, в которой выпускник должен выявить проблему в предложенном тексте, сформулировать ее и записать. Урок сочетает в себе различны...