Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Михайленко Любовь Григорьевна

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельный ответ. Задания можно использовать на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koz.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированное задание по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

 Стимул:

Твой друг - шестиклассник собирается принять участие в интерактивной игре «Знатоки русского языка». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре. Задания первого тура необходимо отправить до 1 декабря.

Задачная формулировка:

1) Перед вами небольшой отрывок текста. Определите, какова, с вашей точки зрения, основная мысль  текста. Выберите один вариант ответа из предложенных:

-Без местоимений нет языка

-Частота употребления местоимений резко отличается от других частей речи.

-Мир местоимений очень многообразен.

- Красочно и наглядно изобразить. Как происходят поиски внеземных цивилизаций

- В языке 69 местоимений.

- Что- то другое, что не названо выше

2) Составьте небольшой текст, употребив (уместно) как можно больше местоимений (10-15 предложений).

Источники информации:  Текст для выполнения задания 1:

Местоимение.

 

(1)Мир местоимений широк и многообразен. (2)Без местоимений нет языков. (3)В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления  местоимение  занимает 3-е место (после существительных и глаголов). (4) Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. (5) Это отличие обусловлено тем, что существительных, среди девяти тысяч самых частотных слов,  насчитываются около четырех тысяч, глаголов – около двух с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. (6) Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления, местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. (7)В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений.(8) Вот эти местоимения: я, что, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

Модельный ответ:1-частота употребления местоимений резко отличается от других частей речи; 2- за каждое правильное  предложение- 1 балл, максимальное количество баллов за задание 2 -15.

Компетентностно-ориентированное задание по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Стимул: Одноклассницы спорили.

- Это вовсе не текст, а просто отдельные предложения, - утверждала Света.

- А я считаю, что это текст, просто его надо подкорректировать, - не согласилась Настя.  

Кто из девочек прав?

Задачная формулировка: расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите средства связи (сцепляющие слова) в тексте.

Источник информации:

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверёк.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые брёвна на доски.

Модельный ответ: ГБАВ. Средства связи: брёвна – бревно (повторяющиеся слова), рыжий зверёк – белка (синонимы), белка – она (местоимения). За верно составленный текст – 3 балла, за каждое средство связи – 1 балл.

Компетентностно-ориентированное задание на тему «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте».

Стимул: И взрослые, и дети любят сказки и веселые истории. Особенно интересно сочинять такие истории самим и рассказывать в кругу друзей.

Задачная формулировка: Сочините веселую сказку или рассказ.  Используй в тексте такие типы речи, как повествование и описание. Предложения в тексте должны быть связаны цепной связью.

Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под редакцией Р. Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, параграф №19

Модельный ответ: за правильно составленный рассказ- 5 баллов; за  каждый тип речи – по 1 балл. Цепная связь предложений  - 1 балл. Максимальное количество баллов- 8.

Компетентностно-ориентированное задание по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Стимул: При изучении темы «Способы связи предложений в тексте ученики 6 класса Витя и Алёша заспорили.

- Почему связь предложений называется цепной? С цепи что ли сорвалась? Или там предложения цепочкой связаны? – смеялся Витя.

- А вот в словаре написано: «Цепь - последовательное соединение элементов, при котором последний элемент присоединяется к первому», - рассудительно ответил отличник Алёша.

- Всё равно не понимаю: какая в тексте может быть цепь? – недоумевал Витя.

Задачная формулировка:  помогите мальчикам рассудить их спор. Подберите и выпишите текст, в котором предложения связаны цепной связью. Подчеркните средства связи предложений. Объясните, почему такая связь предложений называется цепной.

Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под редакцией Р. Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, параграф №19

Модельный ответ: за правильно выписанный текст - 5 баллов; за  верно указанные средства связи  – 5 баллов. Верно построенное рассуждение о цепной связи предложений – 5 баллов. Максимальное количество баллов- 15.

Компетентностно-ориентированное задание по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Стимул: При изучении темы «Способы связи предложений в тексте» ученик 6 класса Витя Петров был на соревнованиях. Тему он совершенно не понял.

- Почему связь предложений называется параллельной? Это же в математике прямые параллельные, и вроде они не пересекаются.  В тексте предложения не пересекаются что ли?– недоумевал Витя.

Задачная формулировка:  помогите Вите разобраться в теме. Подберите и выпишите текст, в котором предложения связаны параллельной  связью. Объясните, почему такая связь предложений называется параллельной.

Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под редакцией Р. Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, параграф №19

Модельный ответ: за правильно выписанный текст - 5 баллов. Верно построенное рассуждение о параллельной связи предложений – 5 баллов. Максимальное количество баллов- 10.

Компетентностно-ориентированное задание по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Стимул: Чтобы объяснить однокласснику пропущенную им по болезни тему, Саша решила на примерах показать ему различие способов связи предложений: цепной и параллельной. Удалось ли Саше верно подобрать тексты для объяснения?

Задачная формулировка: Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства.

Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под редакцией Р. Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, параграф №19

Тексты для выполнения заданий:

1) Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.

2) Дачу мы снимали у города, много лет подряд. Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка. (А. И. Цветаева)

Модельный ответ: 1 текст – цепной способ связи предложений,

2 текст – параллельный способ связи предложений.

В первом тексте предложения связаны по тексту и грамматически . Замена существительного местоимением (золото – оно), повтор слов (золото –золото), замена слова синонимом (гробница – саркофаг).

Во втором тексте предложения сходны по своему строению.

Критерии оценивания: правильно определённый способ связи – 1 балл. Пояснение, приведений доказательств – 2 балла. Максимальное количество – 6 баллов – «5».

Компетентностно-ориентированное задание по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Стимул: На следующей недели у тебя важное испытание – «Конкурс знатоков русского языка». Проверь себя: сможешь ли ты справиться с заданием викторины?

Задачная формулировка: Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

   Источник информации:   1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

      2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: наречие времени, однокоренные слова, повтор слова.

Модельный ответ: 1 текст – цепной способ связи предложений,

2 текст – цепной способ связи предложений.

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное (вводное слово), нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику (синоним). Более того, словарь (повтор слова) стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык (синоним). Этот (указательное местоимение) замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо (повтор слова), изобретенное древними финикийцами (однокоренные слова), было воспринято греками. Считается, что древние греки (повтор слова) позаимствовали письменность у финикийцев (повтор слова), несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев (повтор слова) было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

Критерии оценивания:

Правильно определённый способ связи предложений – 2 балла. Каждое верно определённое средство связи – 1 балл.

Компетентностно-ориентированное задание на тему «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля»

Стимул: При изучении новой темы очень важно вспомнить всё, что ты уже знаешь по этой теме.

Задачная формулировка: определите стиль речи по цели высказывания

Источник информации

1. Цель – обменяться впечатлениями, сведениями, мыслями и чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Уместен в домашней или дружеской неофициальной обстановке, в дружеских письмах и посланиях.

Диалогичная, устная речь. Обиходный круг тем. Сокращения (када, щас, физра). Большая роль интонации, мимики, жестов. Простые предложения с большим количеством пропусков, бессоюзные конструкции. Конденсаты (замена сочетания слов одним словом – сгущёнка, зачётка). Слова, заменяющие официальные именования (Суповая ложка – половник, черпак)

2. Цель – точная передача научных знаний (научной информации). Используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях. Характерно использование терминов, сложных предложений. Как правило, письменная форма. Строгость, точность. Много абстрактной лексики, отвлечённой (Бытие определяет сознание).

3. Цель – воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами картины и образы. Используется в произведениях художественной литературы (стихи, рассказы, повести, романы и т.д.). Характерно широкое использование изобразительно-выразительных средств (метафор, эпитетов, гипербол, сравнений)

Модельный ответ: 1 – разговорный стиль;  2 – научный стиль; 3 – художественный стиль

Компетентностно-ориентированное задание на тему «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля»

Стимул:

- Одну и ту же тему можно раскрыть в текстах разных стилей, - утверждал Вася.

- Да нет же. Если речь идёт о вещах учёных, подойдёт научный стиль, а о простом поговорить захочется – вот тебе и разговорный. Ну а художественный! Да этот стиль сам о себе говорит, - не соглашался Дима. С кем из ребят согласен ты?

Задачная формулировка: определите стиль речи двух текстов, определи тему этих текстов. Подбери 2 текста с одинаковой темой, но разных стилей.

Источник информации

       А. Прокофьев

              Берёзка

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится.

Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с серцевидными листьями. Белая б.   Чёрная б. Карликовая б.

Модельный ответ: 1 текст – художественный стиль, 2 текст – научный стиль.

Критерии оценивания: правильно определённый стиль текста – 1 балл, подобранные верно тексты разных стилей - 3 балла (за каждый текст).

Компетентностно-ориентированное задание на тему «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля»

Стимул: «Здравствуйте, прохожие! Я девочка Люба, я живу с мамой Олей и папой Димой. У нас очень дружная семья. Мы живем в городе Краснокамске, на улице Солнечной, в доме номер 8, в квартире № 15. Мне на прошлое день рождение подарили красивого рыжего котенка. Мы назвали его Пушок. Он очень веселый, любит пить молоко, спать у меня на кровати. Но вчера он потерялся. Мы уже его везде искали, но найти не можем. Пожалуйста, если вдруг вы его увидите, принесите нам. Мы его очень-очень любим».

Формулировка задания. Узнай из официального источника, необходимую для тебя информацию, заполнив таблицу. Составь своё объявление с учетом всех основных признаков данного стиля речи.

Информация

Ответ

Количество баллов

1. Можно ли данный отрывок назвать объявлением, при каких условиях текст станет объявлением?

По 1 баллу за верное определение «объявления» как жанра официально – делового стиля

По 1 баллу за верное указание всех признаков жанра объявления.

2. Какова тема этого объявления? Переделайте текст так, чтобы он стал объявлением.

1 балл за верное указание темы. 3 балла за составление собственного объявление с опорой на этот текст.

.

3. Объявления пишутся только о пропаже?

1 балл за верное указание темы объявлений.

4. Где можно разместить подобную информацию?

По 1 баллу за каждый источник размещения.

Итого баллов

Компетентностно-ориентированное задание на тему «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля»

Стимул: У твоего друга пропала собака. Он попросил помочь написать ему объявление.

Задачная формулировка: напиши объявление, указав породу собаки, её цвет, 2 особые приметы. Напиши объявление без орфографических и пунктуационных ошибок.

Критерии оценивания (модельный ответ):

В объявлении указана порода собаки – 1 балл

В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.

В объявлении названы 2 особые приметы, за каждую – 1 балл.

В тексте объявления нет ошибок – 1 балл.

Максимальное количество – 5 баллов.

Компетентностно-ориентированное задание на тему «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля»

Стимул: В разных жизненных ситуациях очень важно умение правильно написать заявление

Задачная формулировка: напишите заявления от имени сказочных героев: Красной Шапочки, Колобка, трёх поросят и т.п.

Источник информации:  http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_69

Критерии оценивания:

За каждое заявление, верно сформулированное – 5 баллов.

Компетентностно-ориентированное задание на тему «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля»

Стимул: Когда вы поступали в школу, ваши родители писали заявление о приёме в школу. Очень важно написать такое заявление правильно. Помогите вашей соседке исправить заявление так, чтобы оно соответствовало правилам написания заявления.

Задачная формулировка: исправьте заявление, замените неверно подобранные  слова  подходящими к официально-деловому стилю.

Источник информации:  http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_69

Заявление

     Прошу зачислить мою доченьку Лежневу Риточку в самый лучший  класс в МАОУ СОШ №3 г. Краснокамска Пермского края  для обучения по общеобразовательным  программам

К заявлению прилагаю следующие документы:

1. Копию свидетельства о рождении

2. Медицинскую карту.

3. Географическую карту

4. Копию страховых выплат

 «    32   » августа20 14      г.          _________________   _____________________

                                                                               (подпись)                                  (расшифровка секретных сведений)

Модельный ответ:

Риточку – Маргарита;  лучший – первый; географическую карту – карту профилактических прививок (либо убрать из списка документов); копию страховых выплат – копию страхового полиса; расшифровка секретных сведений – расшифровка подписи.

За каждый верно найденный недочёт – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 баллов.

Компетентностно-ориентированное задание на тему «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля»

Стимул: вы с младшей сестрёнкой решили поиграть. В этой игре вам досталась роль секретаря.

Задачная формулировка: вспомните, когда и для чего вам приходилось получать и предъявлять справку. А сумеете ли вы её написать? Заполните данную основу справки: напишите вашу фамилию, имя, отчество; название того учебного заведения, в котором вы учитесь.

Источник информации:  

Справка

Дана_______________________________________________        

в том, что он(а) действительно является учеником (ученицей)                                  ____ класса_________________________________________ .

Справка выдана для предъявления в спортивную школу.

Директор                

 

Критерии оценивания: верно заполненная справка без ошибок и недочётов – 5 баллов

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и способы связи предложений в тексте

Презентация о том, как коротко на простых примерах повторить материал по данной теме в 9 классе.(можно использовать и в других классах на уроках по развитию речи)....

Алгоритмы правил: средства и способы связи предложений в тексте

Средства и способы связи предложений в тексте + 5 упражнений на закрепление материала...

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....

План урока "Способы связи предложений в тексте"

Разработка урока "Способы связи предложений в тексте" к учебнику Разумовской...

Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.

Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Способы связи предложений в тексте"

Урок "Способы связи предложений   в тексте"  адресован учителям, работающим по УМК М.М.Разумовской. Урок разработан в технологии Lesson study. Предлагается  технологическ...