Средства и способы связи предложений в тексте
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Мочалова Нина Владимировна

Презентация о том, как коротко на простых примерах повторить материал по данной теме в 9 классе.(можно использовать и в других классах на уроках по развитию речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_i_sposoby_svyazi_predlozheniy_v_tekste.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средства и способы связи предложений в тексте

Слайд 2

В тексте каждое предложение распадается на две части: … и … . Предложение начинается с… . В нем в сжатом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К … добавляется…, в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. … скрепляет предложения, … развивает мысль, продвигает высказывание вперёд. Так происходит развертывание текста.

Слайд 3

Какие два способа связи предложений в тексте вы знаете?

Слайд 4

Последовательное (цепное) соединение – «данным» следующего предложения становится «новое» предыдущего. Н В 2003 году славянская азбука отметила свой юбилей. Д Н Е й исполнилось 1140 лет.

Слайд 5

Параллельное соединение – во всех предложениях текста повторяется одно и то же «данное». Собака – ваша тень, ваше второе «я». Собака следует за вами повсюду. Собака умеет дружить, быть бескорыстной.

Слайд 6

Определите способы связи в следующих текстах : Где-то за горизонтом шла гроза . Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты . Гром , уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому. (Шаровая) Молния висела совсем низко над травой, в сантиметрах тридцати от земли. Она излучала мертвенный свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти.

Слайд 7

Прочитайте текст. Определите способы связи предложений в первом и втором абзацах. По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шёл мальчик. Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нёс два кирпичика хлеба. Хлеб был тёплый, пахучий. Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался и увидел, что на столбе отклеился верхний уголок бумажки и шуршит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано. Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошёл с тропки и, сделав несколько шагов по глубокому снегу, подошёл к фонарному столбу.

Слайд 8

Подсказка По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шёл мальчик . Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нёс два кирпичика хлеба . Хлеб был тёплый, пахучий. Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался и увидел, что на столбе отклеился верхний уголок бумажки и шуршит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано . Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошёл с тропки и, сделав несколько шагов по глубокому снегу, подошёл к фонарному столбу.

Слайд 9

Средства связи предложений в тексте: - повторяющиеся слова; заменяющие их местоимения; синонимы Найти данные средства связи в текстах: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня. 2) Лось шёл к моховым болотам. Попутно сохатый откусывал молодые побеги сосен и можжевельника 3) Корень – главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова.

Слайд 10

Я мечтала о морях и кораллах. Я поесть хотела суп черепаший. Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней . То одна зима идет, то другая. За окошком все метель завевает. Только в клетках говорят попугаи, а в лесу они язык забывают . А весною я в разлуки не верю, И капели не боюсь моросящий. А весной линяют разные звери. Не линяет только солнечный зайчик . У подножья стали горы - громады. Я к подножию щекой припадаю . Но не выросла еще та ромашка, на которой я себе погадаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы правил: средства и способы связи предложений в тексте

Средства и способы связи предложений в тексте + 5 упражнений на закрепление материала...

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...

План урока "Способы связи предложений в тексте"

Разработка урока "Способы связи предложений в тексте" к учебнику Разумовской...

Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.

Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения...

Способы связи предложений в тексте

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. конспект составлен по учебнику: Никина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. -М.: Дрофа,2011....

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

ПРАКТИКУМ «ВИДЫ И СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»

Материал для практикума " Виды и способы связи предложений в тексте....