"И всюду страсти роковые..."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Кусаева Елена Муратовна

План-конспект урока литературы "И всюду страсти роковые..." (Сопоставительный анализ поэм А.С.Пушкина  "Цыганы"и К.Л.хетагурова "Фатима"),9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_vsyudu_strasti_rokovye.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

«И всюду страсти роковые…» (А.С. Пушкин)

(Элементы романтизма в поэмах А.С. Пушкина « Цыганы» и К.Л. Хетагурова «Фатима»)

Цели урока:1) умение работать с худ. текстом, анализировать, используя опыт предыдущих занятий;

2) умение обобщать, высказывать свое мнение;

3) формирование нравственных ценностей уч-ся.

1) -В названии урока –цитата из Пушкина. Вы прочитали дома поэмы «Цыганы» и «Фатима».

-Как соотносятся эти произведения?

-Сформулируйте тему урока.

2) -Какой цели мы должны достичь, сопоставляя поэмы? (выявить общие черты поэм, их своеобразие, общность взглядов авторов произведений)

-Что для этого нужно сделать? (анализ худ. образов, особенности композиции, идеалы авторов)

3) -Назовите отличительные черты романтизма (герой-сильная  , неординарная натура, обуреваемая страстями; конфликт между героем и обществом; необычная природа; исключительные герои  в исключительных обстоятельствах)

4) Работа в группах, выводы –в виде таблицы, выразительное чтение эпизодов.

1 группа-сравнить образы Алеко и Джамбулата;

2 группа –сравнить и выявить своеобразие женских образов-Фатимы и Земфиры;

3 группа-роль пейзажа в поэмах;

4 группа –вставные элементы и их роль.

5)

«Цыганы»

«Фатима»

Алеко

Джамбулат

Герой отрицает общество, к которому принадлежит, ищет свободы в таборе, способен на сильные чувства

Уходит на войну, выполняя долг перед обществом, скитается, жизнь полна драматизма.

Вывод  :оба героя -люди одного социального положения, одинаково глубоко чувствуют, любят и ненавидят. Одинаково эгоистичны.

Земфира

Фатима

Свободная, не связанная узами

Кредо: «Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское -шутя»;

«Его любовь постыла мне,

Мне скучно; сердце воли просит…»

Верная клятве: «Пять лет в бесплодном ожиданье…»

Покорна адату: «сдаюсь пред силою адата..»

«Нет, полно, не боюсь тебя!

Твои угроз ы презираю,

Твоё убийство проклинаю,

Умру любя!»

«Ах, убийца …  прочь!»

Вывод: женские образы противопоставлены в отношении к любви, долгу перед   любимым, но одинаково не приемлют себялюбия, жестокости, коварства.

Пейзаж

Картины степи: «Цыганы шумною толпой …»

Горный пейзаж: «Проснулся царственный Казбек...»

Вывод: пейзаж помогает проникнуть в душу героев, выступает в роли активно действующего персонажа.

Вставные эпизоды

Песни «Птичка божия не знает…», «Старый муж, грозный муж»

Песня Фатимы «Догорела заря, засыпает земля...»

Вывод: вставные эпизоды раскрывают характеры персонажей, отношение авторов к своим героям.

6) -Любимая героиня Пушкина –Татьяна Ларина( «Татьяны милый идеал…»)

-Что значит любовь по-пушкински? (Татьяна, старый цыган, «Я Вас любил…»)

-А как «любит» Коста? (акростих)

-Как соотносятся поэмы? (Много общего: отрицание эгоизма, красота окружающего мира, прелесть и своеобразие женских образов)

7) -Чему научились на уроке?(Умению сопоставлять, представлению о нравственных ценностях, которые непреходящи)

8) -Оцените себя и своих товарищей.

9) Д/з: прочитать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Всюду родимую Русь узнаю"

Урок внеклассного чтения по циклу рассказов А.М.Горького " По Руси"...

Сценарий отчётного концерта "Всюду музыка живёт".

Сценарий отчётного концерта  "Всюду музыка живёт".Помощь в подготовке концертов  оказывают  родители, классные руководители, администрация гимназии. Учащиеся  готовя...

Доклад на тему: «Педагогическое моделирование фрагментов урока: Игровые моменты на уроке музыки: «Игра везде и всюду»

Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает, что игра заним...

Деловая игра «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…»

Деловая игра проводится на первом курсе со студентами изучающими бухгалтерский учет....

Всюду музыка звучит!

концертно - игровая  программа посвящённая Международному Дню музыки...

«Музыка всюду живет»

Консультация для родителей...

Наша Русь - она всюду прекрасна

Мое стихотворение для урока о России...