Доклад на тему: «Педагогическое моделирование фрагментов урока: Игровые моменты на уроке музыки: «Игра везде и всюду»
статья по музыке по теме

Пугачёва Людмила Валентиновна

Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает, что игра занимает важное место в жизни. Это и возможность выхода жизненной энергии, удовлетворение потребности в отдыхе и разрядке, упражнение в самообладании, положительная компенсация вредных побуждений и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_momenty_na_urokakh_muzyki.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Педагогическое моделирование фрагментов урока:

Игровые моменты на уроке музыки:

«Игра везде и всюду»

Подготовила 

учитель МБОУ СОШ с.Березовка

Пугачева Людмила Валентиновна

  1. год

Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает, что игра занимает важное место в жизни. Это и возможность выхода жизненной энергии, удовлетворение потребности в отдыхе и разрядке, упражнение в самообладании, положительная компенсация вредных побуждений и т.д.

Игровые моменты могут стать привычным компонентом школьного  урока. Основой такого “момента” является, как правило, опора на уже имеющиеся у учащихся знания из области музыкального искусства - знакомые песни, двигательно-звуковые ассоциации, возникающие при исполнении того или иного произведения. Ведь каждому известно, что под звуки бодрого марша наши ноги сами собой начинают выполнять четкие маршеобразные движения, а легкая полечка приглашает слушателя подпрыгивать и кружиться, создавая соответствующее музыке веселое настроение.

Разрабатывая урок, учитель должен уделять большое внимание интерактивным моментам: учащиеся должны не просто слушать и исполнять музыку, руководствуясь указаниями учителя. Их задача - воспринимать ее активно, проявляя искреннюю заинтересованность, переходящую со временем в стойкий интерес к различным видам музыкальной деятельности. Производя отбор музыкального материала и видов деятельности, учитель исходит из психофизических особенностей учеников . Поэтому каждый урок, отличается разнообразием форм и видов музыкальной деятельности и частым переключением внимания с одного вида на другое. Такая дробность необходима для поддержания заинтересованности учащихся и снижения их утомляемости. Поэтому в ходе одного занятия ученики встречаются не только со слушанием и исполнением музыки, но также и с музыкальной разминкой, вопросами на сообразительность (связанными с основной темой занятия), метроритмическими элементами, слуховыми и ритмическими загадками. В рамках одного занятия выполнение одного задания рассчитано на непродолжительное время - не более 5-6 мин, кроме того, легкие задания чередуются с более трудными, насыщенными по напряжению.

Поскольку для учеников начальных классов достаточно трудным является сохранение неподвижности во время занятия, то для них обязательным является присутствие упражнений и действий с движениями - мини-песен, попевок, в которых ритм подчеркивается хлопками, притопами, приседаниями, простейшими хореографическими элементами. В произведениях более крупных по объему используется прием “метроритмическая инсценировка”, когда движения исполнителей передают содержание песни и действия ее героев.

Востребованным можно считать чередование коллективного и индивидуального исполнительства, этот прием можно использовать многогранно, в разных сочетаниях. Например, когда сначала отдельные куплеты песни поются по рядам, а припев - все вместе. Или когда дети, сидящие рядом, поочередно поют по одной строчке музыкального произведения, словно передавая друг другу своеобразную эстафету.

И конечно, в каждом занятии обязательно должны присутствовать уже известные ребятам темы и музыкальные произведения, которые в сочетании с новыми сочинениями решают главную задачу всего занятия.

На занятии особое значение приобретает дисциплина: ведь при знакомстве с музыкальным произведением и при его дальнейшем изучении необходима тишина. Но если школьники утомляются, то приходится прибегать к введению в занятие моментов, позволяющих переключить внимание учащихся и сконцентрировать его на нужном явлении.

Рабочим оргмоментом является обращение к школьникам с просьбой принять правильную певческую посадку. Обычно эффективно срабатывают слова: “Проверьте, правильно ли вы сидите. Помните, кто лучше сидит, тот лучше поет”. Правильную певческую посадку следует контролировать перед каждым эпизодом вокальной работы распеванием, повторением и разучиванием песни, ее исполнением.

Если дети утомлены, то можно предложить им послушать музыку, закрыв глаза ладонями. В этот момент у них прекращается восприятие зрительного ряда и уменьшается число поступающих в мозг раздражителей. Для возбужденной группы несколько раз на уроке следует создавать ситуацию, во время которой к ученикам обращаются с просьбой “послушать тишину”.

На уроке  применим  прием хорового ответа - “по руке”. К примеру, так удобно заучивать имена, отчества и фамилии композиторов - создателей музыкальных произведений, о которых говорится на уроке, названия музыкальных жанров, характеристики мелодий. Имена, отчества и фамилии композиторов, а также новые музыкальные термины, названия произведений повторяются  2-3 раза всем классом, а потом еще несколько раз проводится  индивидуальный опрос ряда детей, проверив, хорошо ли они запомнили то, что было нужно.

Предлагаю вашему вниманию несколько игровых приемов и дидактических игр, применение которых поможет учителю музыки занимательнее и плодотворнее провести уроки.

«Играем в оркестр»

Цель игры — развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них. 
Музыкальный репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт (1 часть). 
Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-

исполнителей. Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и

объясняет приемы игры. 
 Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра. 
Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку. 
«
Угадай инструмент»

Цель:. Научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать балы.

Игра «Кто быстрей?»


Выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов. 
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша». 
Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового. 
«
Эхо» 
Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха. 
Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями. 

«Зайчик, птичка, медведь»

1-й вариант: учитель играет на инструменте вразброс звуки. Учащиеся записывают ответы с помощью условных обозначений. Низкий звук сравниваем с образом медведя, поэтому обозначаем, условно М. Средний звук сравниваем с озорным легким бегом зайчишки, обозначаем буквой З. А высокие звуки - это, конечно же, звонкое щебетание птичек, обозначаем П.

Вот так легко ребята могут ознакомиться с темой «Высота звуков». 
2-й вариант больше похож на творческую работу. Учитель играет различные комбинации нот в разном темпе. Ученики пытаются оживить музыку. Они думают, какому животному подойдет эта мелодия. Быстрая, легкая музыка - может быть это пробежал ёжик? Лукавая, острая музыка схожа с проказами хитрой лисы. 

«Цветик-семицветик»

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Игровой материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета. На обратной стороне лепестка - рисунки с сюжетами произведений, с которыми дети знакомились, например, «Шествие гномов» Грига,  «Клоуны» Д.Б.Кабалевского, «Петя и волк» С.Прокофьева. Дети сидят полукругом. Вызванный ребенок по рисунку должен отгадать, как называется произведение  и  назвать композитора. Учитель включает запись с названным произведением.

«Инсценировка» 
Здесь особо описывать нечего. Многие знают, что ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки? 
Прекрасные примеры для инсценировки - песни «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов». Сильно усложнять игру не следует.

«Найди свой звук». 

Для игры учителю необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из которых можно извлечь звуки. Детям предлагается,  манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука.

В старших классах использую игры-КВН, особенно в конце четверти. Включаю туда вопросы по музыкальной теории, из жизни композиторов, загадки,  предлагаю исполнить любимые песни, составить кроссворды.

В начале урока дети могут отгадывать кроссворды, которые содержат основные понятия новой темы, а в конце – составлять синквейн, используя полученные знания.

Таким образом, использование в учебно-воспитательном процессе игровых моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогает повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся. Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся  и высокой активности в учебно-воспитательном процессе является применение игровых технологий.

Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в  школьнике творческое отношение к жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов на уроках биологии.

Применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Буд...

«Система игровых моментов на уроках русского языка и литературы»

Использование игровых технологии на уроке...

Игровые моменты на уроках русского языка

Творческие уроки русского языка. Уроки - игры....

Игровые моменты на уроках английского языка

Игры не только помогают разнообразить урок,но и делают его более интересным и продуктивным...

Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе

Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе...

Игры и игровые моменты на уроке немецкого языка.

В данной статье представлены лексические, речевые игры, игры для работы с алфавитом,сайты,где можно посмотреть обучающие игры. Следующие игры можно использовать на начальном и среднем этапах обучения ...

Доклад "Роль и место игровых моментов на уроках русского языка.

Роль и место игровых моментов на уроках русского языка в 5-6 классах...