Главные вкладки

    «Система игровых моментов на уроках русского языка и литературы»
    методическая разработка (русский язык) на тему

    Использование игровых технологии на уроке

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Система игровых моментов на уроках русского языка и литературы»

      На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

      Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использование новых технологий и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

      Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за образованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из гуманных соображений, отчасти из-за невозможности заставлять, на своих уроках русского языка и литературы я часто использую игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное.

      Игровые технологии  в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая и интеллектуальная игра остается самым действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

      Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

      Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

      Иногда такие игры входили в историю. Так в Петербурге в 1815 году было образовано литературное общество «Арзамас». Члены этого литературного общества называли друг друга веселыми прозвищами. Жуковский назывался Светланой, Д.Блудов – будущий министр внутренних дел, звался Кассандрой, поэт Пушкин носил имя Вот, а потом, когда ему присвоили звание старосты – Вот – я – вас.

      Это была увлекательная игра. В ней утверждалось новое литературное направление и остроумно развенчивалось старое. Каждый, вступая в общество, произносил «надгробную речь» об одном из литературных противников, а Жуковский вел протоколы заседания в веселых стихах.

      В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа игрового урока.

    1.Ориентировочный этап. Сначала я представляю изучаемую тему, напоминаю основные понятия. Далее даю обзор общего хода игры.

    2.Подготовка к проведению игры. Я излагаю сценарий игры, останавливаюсь на задачах, обсуждаю с учениками игровые процедуры, предлагаю критерии оценок, показываю примерный тип решений в ходе игры.

    3.Проведение игры. Организую, проведение игры, фиксирую игровые действия, слежу за подсчетом очков.

    4.Обсуждение игры. Провожу обсуждение игры, в ходе которого даю характеристики «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

      Чаще всего классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики; при этом есть игры, помогающие отработать коммуникативный аспект.

    1.Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», метаграммы (например, с «г» - ее на винт накрутят, с «л» - конечно, лает, с «м» - одежда, но не греет, с «з» - от волка убегает. /гайка – лайка – майка - зайка/), анаграммы (Слева на право – на ногах стоит. Справа на лево – без ног бежит. /кот – ток/); оглушение и озвончение согласных («найди пару», например, тужить – /тушить/, задевать - /затевать/, жалость - /шалость/); различение твердых и мягких согласных («найди пару», например, брат - /брать/, угол - /уголь/, ел - /ель/; «третий лишний», например, забор – чаща – осень /забор/) и т.д.  

      Такие игры я чаще использую на уроках  в 5 классе при изучении темы «Фонетика», как при изучении нового материала, так и при повторении ранее изученного (6 класс).

      Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса;  на выбор адекватной громкости; на развитие силы голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

    2.Лексико-фразеологические игры: привить интерес к слову, научить правильно произносить его; (игры-загадки используются на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания литературоведческих понятий, развивается память и мышление. Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Так, зная, на какую тему будет проходить игра, учащиеся сами обращаются к учебнику, повторяют необходимый материал. К играм такого вида можно отнести: ребусы, шарады и кроссворды; кроссворды – нужно подобрать слово, которое дает не только ответ на поставленный вопрос, но и точно умещается в отведенные для него клетки., сканворды, чайнворды) при изучении темы «Лексика. Лексическое значение слова» 6класс; системные отношения в лексике («третий  лишний», «ассоциации», «игры с мячом» при изучении тем «Синонимы», «Антонимы» 5 – 6 кл. )

      Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину», например, 1.Век живи – не воин. 2. Один в поле – век учись.; «кто догадливее?» при изучении темы «Фразеологизмы»  6 кл., например, замените фразеологические обороты словами-синонимами: рукой подать - /близко/, кожа да кости - /худой/, повесить нос - /грустить/; и мн.др.)  

    3.Игры по морфемике и словообразованию. Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «слова по схеме»). Так на уроке в 5-6 классе по теме «Словообразование» можно использовать такие игры, образовать слово, используя морфемы других слов ( прибежать – приставка; школьник – корень; каменный – суффикс; красивый – окончание = пришкольный),

      Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис (игра «ассоциации», так например, при изучении темы «Гласные в  приставках  пре-   и при-» в 6 классе. К доске выходит ученик, вытягивает карточку с написанным словом, в котором есть приставка пре- или при-, и пытается без единого звука это слово показать. Остальные должны угадать что это за слово). Игра «кто быстрее» при изучении в 6 классе слов с чередующимися гласными в корне. Игра «собери предложение» может использоваться как синтаксическая пятиминутка на любом уроке и при изучении любой темы.

      Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

      Так на уроке русского языка и литературы могут быть проведены:

    1.  Сюжетные (ролевые) игры:

    - игровая организация  учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке   ( найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.) в течение обучения в 5-9 классах;

    - использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

    1.  Игры – соревнования:

    - различные виды внеклассной работы по русскому языку и литературе (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Так в рамках проведения недели русского языка и литературы мною были проведены: «Лингвистическая игра для 8 классов», «Калейдоскоп числительных» для учащихся 7 кл., «Ты и твое имя» для учащихся 6 кл..

    - игра-викторина (главная задача – активно повторить пройденный на уроке материал). Так например, викторина в 5 классе «Мир сказок», викторина по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 8 классе и др.

    - игры – аукционы (развивается зрительная память, речь, логическое мышление, сознательное усвоение учебного материала).

    - элементы состязательности содержатся и в КВНах, где учащиеся получают широкую возможность самореализоваться  в процессе игрового действия (учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия, коллективной направленности). Например, мною был проведен литературный КВН по басням И.А.Крылова в 5 классе.

    - игры – путешествия (требуют поиска различных путей решения, развивают воображение, актуализируют познавательную активность учащихся и протекают в непринужденной обстановке общения  друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка; могут быть и заочные путешествия. Так, например, заочное путешествие по пушкинским места при изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе);

    - игры- соревнования (учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения задания, учащиеся приобретают опыт общения, сотрудничества).

    1.  Интеллектуальные игры:

    - поднятие престижа знаний, способствование  интеллектуальному развитию личности;

    - формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия);

    - развитие образного и логического мышления;

    - развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений;

    - развитие речи (умение обосновывать свои убеждения);

    - формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения.

      Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

      Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает робких детей и дает им возможность показать себя  неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

    Так в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная  учебная мотивация.

      На основании выше приведенных исследований и наблюдений можно сделать следующие выводы:

    - игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;

    - игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;

    - игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения  более эффективным;

    - неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке  инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;

    - коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.

    Основные положения доклада:

    1.  На современном этапе у учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения оптимальные для конструирования учебного процесса.
    2.  Чтобы не заставлять детей учиться, я часто использую на своих уроках игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное.
    3.  Дидактическая и интеллектуальная игра действенный метод для развития  совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
    4.  Использование  игровых технологий на уроках помогает  мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, что способствует развитию познавательного интереса.
    5.  В структуре  учебного процесса выделяю 4 этапа игрового  урока: ориентировочный, подготовительный, игровой, обсуждение игры.
    6.  Классификация дидактических игр:

    фонетические игры, лексики – фразеологические игры, игры по морфемике и словообразованию (орфографии, морфологии, синтаксису)

    1.  На уроке русского языка и литературы могут быть проведены:

    сюжетные (ролевые), игры – соревнования, интеллектуальные игры.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1.  игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;
    2.  игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;
    3.  игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения  более эффективным;
    4.  неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке  инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;
    5.  коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

    Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

    Игровые моменты на уроках русского языка

    Творческие уроки русского языка. Уроки - игры....

    Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе

    Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе...

    Роль и место игровых моментов на уроках русского языка

    В презентации рассказывается о роли и месте игровых моментов на уроках русского языка...

    Игровые моменты на уроках русского языка

    Авторская разработка на тему: "игровые моменты на уроках русского языка".Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти ...

    Доклад "Роль и место игровых моментов на уроках русского языка.

    Роль и место игровых моментов на уроках русского языка в 5-6 классах...