Доклад "Роль и место игровых моментов на уроках русского языка.
статья по русскому языку (5, 6 класс)

Вахитова Ирина Алексеевна

Роль и место игровых моментов на уроках русского языка в 5-6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2»

Доклад

на тему: «Роль и место игровых моментов на уроках русского языка»

Выполнила: Вахитова Ирина Алексеевна,

                                          учитель русского языка и

                литературы

 

Ромоданово 2019

Одно из самых закоренелых и

труднопреодолимых представлений

о педагогическом процессе заключается

как раз в убеждении, что процесс этот

должен протекать угрюмо.

Дж. Родари

Школа наша - учреждение серьёзное. Успехи учеников и труд учителя измеряются в знаниях, умениях и навыках, а развитие ребёнка, способность самостоятельно мыслить, строить взаимоотношения с людьми- всё это в задачу школы обычно не входит. Главное требование к ученику- пассивно усваивать сообщаемые сведения и легко воспроизводить их. Общество оценивает работу школы по количеству сведений, которыми удалось наполнить головы учеников, именно на этом построена сегодняшняя экзаменационная практика.

    Между тем здравый смысл подсказывает: для ребят, да и для общества было бы лучше, если бы выпускники владели только самыми важными сведениями, но полно и глубоко и умели все понадобившиеся им знания быстро добыть, осмыслить и применить. Сегодняшняя школа встает перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать не натасканных детей, а детей, способных продолжать учиться самостоятельно в течение всей жизни. Трудно ожидать скорою и легкою решения этой задачи.

  Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться «через не хочу», естественным стремление скорее уйти с урока. Отделенный от учителя невидимой баррикадой, ребенок  и с одноклассниками не привык сотрудничать: подсказки пресекаются, обсуждение с соседом тоже, вдвоем писать сочинение немыслимо. Всё это взаимосвязано и по-своему оправдано:  попробуйте-ка разрешить не делать, если не хочется, и спрашивать соседа, если не уверен,- вообще никакой учёбы не будет. Изменить что-либо очень сложно.

    Шанс дает игра. У игры есть прекрасное свойство -  она сама организует обучение. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения.  Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

 Психологи Л.С. Выготский,  В.М. Темплов утверждают, что применение игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств  психики как воображение, память, эмоции, речь.

При всех очевидных достоинствах игровая методика не занимает ещё подобающего места в школьной практике. Одна из этих причин – неразработанность путей и способов применения игровых методов в обучении и воспитании школьников, хотя в педагогике имеются прекрасные традиции использования игры, заложенные С.Т. Шацким, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, М.А. Рыбниковой.

 При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к тому, что нужно заполнить свободное время на уроке, а они помогают учителю выполнять воспитательные и образовательные задачи.

  В своей совокупности игры должны способствовать развитию у ребят мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

 Игры обязательно должны быть доступны детям. Подбирать их надо применительно к каждому ребёнку индивидуально. Это относится к тем играм, которые основаны на сообразительности, памяти, пространственном воображении. Познавательные игры должны соответствовать знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае легко определить, какому классу следует определить ту или иную игру.

  Игры на уроках требуют особой осторожности. Трудные, непосильные  могут отпугнуть учащихся. Необходимо соблюдать принцип от простого к сложному.  Но когда ребятам удается осмыслить задание, преодолеть трудности, они испытывают большую радость и готовы перейти к более сложной игре. У них появляется  вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель достигнута.

     Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки.

     Часто приходится слышать, что русский язык – предмет неинтересный, скучный, нужно изучать множество правил,  выполнять трудные упражнения и задания. И чтобы «скучные» грамматические категории превратить в яркие образы, создать необычные ситуации, заставляющие действовать каждого ученика, необходимо включать в урок элементы фантазии, юмора, игры. Благодаря этому серьёзный, напряжённый труд становится занимательным и интересным.

 Рассмотрим, когда и какие игры можно использовать учителю на уроках русского языка.

  Широко используются на уроках русского языка игры- соревнования. Например, игра «Кто грамотнее», «Кто больше». Кто больше, например, подберет однокоренных слов, тот будет победителем.  Игру можно провести письменно или устно. При изучении имени прилагательного можно провести игру «Кто быстрее». За две- три минуты нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным словам: трава, дождь, снег, друг.

 Очень часто проводятся эстафеты. С последней парты передается по рядам (или колонкам) листочек с примерами на какое- либо правило. Например, на разделительные Ъ и Ь знаки. Выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

  Интересно проводить с детьми аукционы. Например, при изучении темы «Не с глаголами» можно провести следующий аукцион. Нужно записать как можно больше глаголов, которые пишутся слитно с НЕ ( ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недомогать, недосыпать, несдобровать, нездоровиться). Аукцион можно предложить и при изучении имён прилагательных. В игре побеждает тот, кто последний назовёт прилагательное, обозначающее цвет, вкус, температуру, качества характера.

 При изучении фразеологии можно провести следующий аукцион. Например, побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

 Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, комар носа не подточит, когда рак на горе свиснет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, надуться как мышь на крупу, носиться как курица с яйцом.

 При изучении темы «Имя числительное» можно предложить детям «Аукцион фильмов». Учащиеся должны вспомнить фильмы, в название которых входят имена числительные.  Можно усложнить задание: назвать или записать фильмы только с порядковым или с количественными числительными; вспомнить не фильмы, а художественные произведения. Играть можно «каждый за себя» или в командах. На игру достаточно выделить 3-5 минут. «Два капитана», «Первая перчатка», «Великолепная семёрка», «семеро смелых», «Четыре танкиста и собака», «Трое в лодке, не считая собаки», «Сердца четырех», «Пираты двадцатого века», «Два бойца», «Три мушкетера», «Тайна двух океанов», «Семь стариков и одна девушка» и др.

 После знакомства с оксюморонами можно провести следующий аукцион. Предлагается вспомнить фильмы, названия которых представляют собой оксюмороны (сочетания противоположностей): «Живой труп», «Горячий снег», «Плохой хороший человек», «Мой ласковый и нежный зверь», «Криминальный талант», «Белые ночи», «Железный поток», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Обыкновенное чудо» и др.

    Много дидактических игр- упражнений можно использовать при изучении темы «Лексика».

 Игра «Переводчик»

Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

 А) Доктор прописал пациенту инъекции.

Б) Разъяренная вьюга замела тропинки.

В) Шофёр вновь стал всматриваться внимательно во мраках.

   Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено немало дефектов.

Б) Он пишет мемуары.

В) Выши аргументы убедительны.

Большой интерес  вызывает  у детей и игра «Четвёртый лишний». Задача играющих – проанализировать предложенный ряд из четырех слов и назвать лишний, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных. В ответе нужно объяснить, почему именно это слово лишнее.

  1. Крик, кричать, квакать, кукарекать ( крик, остальные- глаголы)
  2. Лебедь, воробей, ворона, попугай ( ворона, остальные являются существительными мужского рода)
  3. Ворота, чернила, задания, ножницы (задания, остальные не имеют единственного числа)
  4.  Ночь, дочь, рожь, мышь (рожь, не имеет множественного числа)

 Успешно проходит игра «Следствие ведут знатоки». Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идёт речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы «Профессиональная лексика». Ученикам предлагается найти слово по его приметам. Например:  глагол, его синоним- промчался.

Я шёл зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

 На металлических крючках.

Д. Хармс.

В игру «Соколиный глаз» можно поиграть при изучении, например, темы «Устаревшие слова»

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком

Н. Рыленков.

Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

Дается задание угадать слово по толкованию его лексического значения.

      Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (термос).

 Игра «Шеренга» может быть использована при изучении синонимов. Например, нужно расставить синонимы в порядке возрастания признака: свирепый,  жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).  

 Ученикам можно предложить подобрать синонимы к слову лихой и записать их в порядке возрастания признака.

Задания по занимательной лингвистике следует включать в уроки как можно чаще, независимо от возраста учащихся.

Изучая самостоятельные части речи, можно предложить ученикам следующее задание.

  1. Определите, какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев? (Мой- притяжательное местоимение и глагол в повелительном наклонении; гол – имя существительное и краткое прилагательное; стекло – имя существительное и глагол прошедшего времени среднего рода, единственного числа; сев- имя существительное и деепричастие).
  2. 2) К какой части речи относятся слова : пила, запас, надел, легкие, белила, жгут, простой. Значение слов можно определить только в контексте. Они могут быть существительными, глаголами, прилагательными. Слова, отдельные формы которых совпадают, называются омоформами.

В 10 классе при повторении и углублении знаний по лексике можно использовать следующую игру:  вспомнить перифразы (окольные обороты, замены слов описательными выражениями) к следующим понятиям: 1) Петербург, 2)Киев, 3) юность, 40 старость, 5)заснуть,  6) умереть,  7) родиться, 8) хлопок, 9) женьшень, 10) нефть, 11)лев, 12) японцы, 13) мужчина, 14) женщина, 15) человек. Ответы: 1) Северная Пальмира, Северная Венеция, 2) мать городов русских, 3) весна жизни, 4) закат дней, 5) очутиться в объятиях Морфея, 6) уйти в мир иной, 7) появиться на свет Божий, прийти в этот мир, 8) белое золото, 9)корень жизни, 10) чёрное золото, 11) царь зверей, 12) жители страны восходящего солнца, 13) сын Адама, 14) дочь Евы, 15) царь природы, венец творения.

 Можно дать обратное задание: по перифразам определить понятия.

 Но не только дидактические игры вызывают интерес у учащихся, активизируют их деятельность.

Хорошая шутка всегда помогает. В детской литературе есть очень много шутливых стихотворений, которые дети знают и которые можно использовать на уроке с пользой и интересом для детей.

 Так при изучении однокоренных слов можно использовать стихотворение В. Берестова «Котофей»

В гости едет  Котофей,

Погоняет лошадей.

Он везет с собой котят:

Пусть их тоже угостят

Можно предложить детям подобрать  свои примеры к однокоренным словам.

Гости                                                                                  Кот

угостить                                                                             Котофей

гостить                                                                               котята

гостиница                                                                         кошка

гостиный (двор)                                                              кошкин

угощение                                                                          кошачий

гостинец.

 При изучении наклонений глаголов я использую стихотворение – шутку «Если б взяли в лес меня»

Если б взяли в лес меня,

Пусть всего лишь на полдня,

Я бы там на ёлку влез

И в густых ветвях исчез.

Примостился б на суку

И кричал: «Ку-ку, ку-ку!»

Всем бы,

Кто

В лесу гулял,

Двести лет накуковал.

На примере этого стихотворения можно показать место частицы бы по отношению к глаголам.

 Очень много интересного материала можно найти в детских шутливых стихотворениях к темам «Обращение», «Существительные общего рода», «Диалог» и др., а так же при изучении пунктуации. Чтобы показать, что запятая помогает понять смысл предложения, можно предложить ученикам стихотворение

… кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из чугуна

там варят сталь  из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют…

Учащиеся легко смогут разобраться в смысле этого стихотворения, а значит и в постановке запятых.

     Очень любят дети загадки. Их тоже может использовать учитель на уроках русского языка. При изучении фонетики для разминки можно предложить загадку: «Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке». (Гвоздь) Как обозначается звук [ш] в словах этой загадки? (Буквой  ш в словах парнишка, деревяшка , буквой ж в слове фуражка, буквой ч в слове чтоб).

 При изучении правописания приставок как не воспользоваться загадкой.

             Хоть бескрылый, а летает,

            Безголосый, а свистит,

            Хоть безрукий, но, бывает,

            Груши с веток обивает,

            Сосны с корнем вырывает-

            Так порою он сердит!

            Только что он был везде-

            Миг – и нет его нигде.

                                              (Ветер)

Пожалуй,  загадки можно подобрать  к любой теме по русскому языку.

 Изучая лексику, можно составить интересные кроссворды, которые дети также любят отгадывать. Например, игру «Лото синонимов» можно провести при изучении синонимов.

 Одна из карт может выглядеть следующим образом:

Пугать                         мимолетный                         аллергия

Короткий                   лютый                                     грозить

Недобрый                  страшить                                мгновенный

Иносказание             кратковременный               злой

краткий

страдать

лихой

минутный

Не нужно думать, что игра помогает решению учебных задач только в 5-6 классах,  а в старших классах она неуместна. Психологи же считают, что с возрастом потребность в игре не исчезает, меняется лишь  её характер и уменьшается время, которое ей уделяют. Например, соберите из «рассыпанных предложений» связанный текст. (Чтобы проводить прямые линии; которые ленились; в средневековых школах линейку употребляли не для того; линейкой били по рукам учеников).

 При изучении пунктуации в простом и сложном предложении можно дать такое интересное задание: соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания. Определить, где союзы соединяют однородные члены, а где- части сложного предложения. Например,

 Мала пчела                          да стоять не велит

Обычай бычий                     а дров не видал.

Лесом шел                            да струны тонки.

Мороз не велик                   а загрызёт.

Ехал в Казань                        а ум телячий.

Гусли звонки                         а оба черны.

Совесть без зубов                да и та работает.

Чугун чугуна дразнит          а потом в Рязань.

 Не менее эффективна роль фантазии на уроках развития речи. Особенно любят учащиеся выдумывать смешные истории. Придумать собственный смешной сюжет можно, например, на основе данного начала. Учащимся предлагается послушать начало рассказа, а  затем выполнить творческую работу.

(Когда-то выступал на арене цирка тигр. Имя ему дали в детстве ласковое – Огонёк. Но это был не огонёк, а дикое пламя). Предлагается продолжить рассказ, описывая, как мог вести себя тигр «не огонёк, а дикое пламя). Предлагается продолжить рассказ, описывая, как мог вести себя тигр «не огонёк, а дикое пламя».

 Дописывание стихотворения по двум первым остросюжетным строчкам – это оригинальный способ развития воображения. Детям предлагают строчки:

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа, и вот…

Дальше каждый  ребёнок вообразит по-своему дальнейший ход событий. Детские варианты можно сравнить с авторским текстом.

  В современной методической  литературе печатают богатый материал, который может использовать на уроке учитель. Игра, юмор – это прекрасные помощники учителя на уроке, так как активизируют деятельность учащихся. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Психолог А.Н. Лук пишет: «В игре нет принуждения…  Это чисто добровольная деятельность».

Так как учёба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. Игра выдвигает как бы новый критерий оценки. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, «кто не просто  располагает хорошей «кладовой памяти», но и может с умом пользоваться её богатствами»

   Игра требует сотрудничества всего коллектива. Она создает атмосферу здорового соревнования, мобилизирует творческие возможности учащегося, так как от его ответа зависит не только личная отметка, но и победа команды. Игра, следовательно, вырабатывает у учащегося  чувство долга перед коллективом.

 А. С. Макаренко писал, что усилия, которые ученик делает в игре, плодотворны, что в игре незаметно для себя учащиеся вырабатывают навыки и умения, необходимые для данного предмета, а также и такие, которые пригодятся им в жизни. Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их.

  И учителю важно помнить, что игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовольствие.

 

Список использованной литературы:

  1. Акшиина А.А.,  Жаркова Т.Л., Акшиина Т. Е.

Игры на уроках русского языка. Учебное наглядное пособие. – М., 1990, стр.93

  1. Баранов М. Т. Воспитание интереса к урокам русского языка – М., 2004

3. Косолапклва А. А. Дидактические игры при изучении темы «Лексика». Ж. «Русский язык в школе», №6 1990 стр.35-37.

      4. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 1982

      5. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Ж «Русский язык в школе», №6 1991 стр. 8-12

     6. Потрановская Л. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М., 2000.

     7. Савельева О.В. Урок в форме дидактической игры. Ж « Русский язык в школе», №3 1988

    8.  Цыганкин Д. В., Приставкин Н.К. Занимательная грамматика. Пособие для учителя. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система игровых моментов на уроках русского языка и литературы»

Использование игровых технологии на уроке...

Игровые моменты на уроках русского языка

Творческие уроки русского языка. Уроки - игры....

Игровые моменты на уроках английского языка

Игры не только помогают разнообразить урок,но и делают его более интересным и продуктивным...

Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе

Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе...

Роль и место игровых моментов на уроках русского языка

В презентации рассказывается о роли и месте игровых моментов на уроках русского языка...

Игровые моменты на уроках русского языка

Авторская разработка на тему: "игровые моменты на уроках русского языка".Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти ...

Игровые моменты на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у младших школьников.

Игра-это часть учебного процесса, которая помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительнуюдеятельность, внимание, а главное- стимули...